Ссылки для упрощенного доступа

Льюис Кэрролл и секреты Страны чудес


"Алиса в стране чудес"
"Алиса в стране чудес"

К 150-летию “Алисы”. Книжное обозрение Марины Ефимовой

Александр Генис: Исполнилось 150 лет одной из самых любимых книг во всей истории западной культуры - “Алисе в стране чудес”. К этому юбилею вышла новая книга об ее авторе и его героине.

У микрофона - ведущая “Книжного обозрения” АЧ Марина Ефимова.

Марина Ефимова: Книга оксфордского профессора Дугласа-Фэйрхёрста называется «Рассказ об Алисе. Льюис Кэрролл и тайная история страны чудес». Книга приурочена к 150-летнему юбилею сказки «Алиса в стране чудес», написанной математиком (тоже оксфордским) Чарльзом Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Сказка о девочке Алисе, попавшей в волшебную страну (необычную даже для волшебных стран), завоевала - сразу и навсегда - сердца читателей всего мира. Сотни профессионалов и любителей исследовали феномен этого произведения, изданного в 1865 году и до сих пор не утратившего читательской любви.

Одни пытались понять загадку популярности этой сказки, полной чудесных нелепостей, нелепых чудес, взрослого юмора и языковых изысков; других волновал секрет отношений между Кэрроллом и девочкой-подростком Алисой Лидделл - дочкой его друзей, очень похожей на Алису из сказки; третьи исследовали личность самого Доджсона-Кэрролла – молодого профессора, преобразившего любовь к маленькой девочке в шедевр мировой литературы. Книгу Дугласа-Фейрхёрста, которая является еще одной подобной попыткой, так характеризует её рецензент – Роберт МакКрам:

Диктор: «Размышляя о попытках разгадать феномен «Алисы в стране чудес», нельзя не вспомнить раздражённый совет Гриффона - геральдического персонажа сказки: «Нет, нет! – кричал он, настаивая на том, чтобы сначала пуститься в приключение, а уж потом его анализировать, - Объяснения отнимают зверски много времени». Дуглас-Фэйрхёрст мастерски сочетает в своей книге «приключения» и «объяснения». Его стратегия дает читателю возможность иногда уловить неуловимое, ощутить необъяснимое; понять интуитивно то, что не поддается рассуждениям. Но даже и в его книге, в конце концов оба героя - Кэрролл и его девочка-муза – ускользают от нас. Жизнь Льюиса Кэррола продокументирована вдоль и поперек, но чем больше документов, тем неразгаданней тайна».

Льюис Кэррол
Льюис Кэррол

Марина Ефимова: Чарльз Доджсон (будущий Льюис Кэрролл) вырос в Англии, в свободомыслящей семье священнослужителя высокого ранга, среди семи братьев и сестёр. Счастливое детство считалось в семье основой основ, и Чарли был семейным затейником – он придумывал игры, ставил пьесы и даже издавал семейный журнал. Дуглас-Фэйрхёрст пишет об этом периоде его жизни:

Диктор: «Детство было идиллией, от которой Кэррол не мог уйти; параллельнй мир, где время остановилось». Вирджиния Вулф говорила о Кэрролле: «Детство – ключ к этому человека. Оно мешало ему в пути - как обоз, застрявший в глубине его личности».

Марина Ефимова: Оксфордский колледж, в котором учился и потом преподавал математику Кэрролл, был прибежищем эксцентриков, где будущий автор «Алисы в стране чудес» чувствовал себя как дома. Дуглас-Фэйрхёрст со знанием дела описывает странный коктейль из фривольности и строгих условностей, который представляла собой жизнь профессора викторианской поры. Кэрролл занялся фотографией – «тёмным искусством», которое требовало от тогдашнего фотографа «знаний химика, глаза художника и терпения святого». Фотография создавала для него новый «параллельный мир» – новое детство. И три маленьких дочери декана колледжа – профессора Лидделла - стали идеальными моделями для его фотографий. Особенно привлекала молодого математика восьмилетняя Алиса, похожая на загадочного эльфа. Некоторые ее фотографии – в театральных лохмотьях нищенки с оголённым плечиком - кажутся эстетско-эротической фантазией фотографа, тем более, что Кэрролл писал в конце жизни: «Девочка в 12 лет – мой идеал женской красоты». Но очевидно, что Алиса Лидделл была для него чем-то большим, чем предмет эстетического или даже эротического любования. Дуглас-Фэйрхёрст пишет об этом:

Диктор: «Викторианский Оксфорд упивался скромным очарованием маленьких девочек. Но когда Кэрролл всерьез подружился с дочерьми Лидделлов, его спрашивали: «Неужели вам не скучно проводить столько времени с детьми?». И он отвечал: «Эти дети - три четверти моей жизни».

Марина Ефимова: Судя по всему, в детстве Алиса Лидделл была незаурядным существом – язвительным, но способным к раскаянию и сердечности. Она требовательно ждала неординарности от взрослых, обладала редкой чувствительностью к языку и интересом к философским вопросам и ясным ответам на них. Недаром другая Алиса, в сказке, так хитроумно отвечает на казалось бы простой вопрос Червя, кто она такая: «Видите ли, сэр, я не знаю, кто я такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кем я была утром, когда проснулась. Но с тех пор я всё время то такая, то сякая...».

В 1862 году, во время путешествия на лодке с Кэрроллом и его другом-священником, Алиса, тогда десятилетняя, умолила Кэрролла записать для нее сказку, которую он рассказывал ей и сёстрам. Позже Кэрролл признавался: «Без её младенческой поддержки, я, возможно, вообще ничего бы не написал».

Алиса Лидделл взрослела, и ее отношения с Кэрроллом усложнялись: он начал ее раздражать. Писатель МакКрам, рецензент книги «Рассказ об Алисе», так резюмирует историю их отношений:

Диктор: «С 1858-го по 1862 год странная близость Кэрролла с мисс Лидделл была постоянным предметом оксфордских сплетен. Кризис произошел в июне 1863 года, во время второго путешествия по реке. В дневнике Кэрролла запись: «Приятная экспедиция с очень приятным завершением». Что это было за «завершение», никто никогда не узнал. Известно только, что по возвращении из поездки сама Алиса была в ярости. Наступил разрыв Кэрролла с её семьёй. Та страница в дневнике писателя, на которой, судя по всему, была переписка с Лидделлами или Алисой, по поводу этого происшествия оказалась вырванной. Через много лет лорд Солсбери писал со слов оксфордских друзей: «После июньского разрыва с мисс Лидделл Доджсон почти сошел с ума». Как все лучшие сказки, «Алиса в стран чудес» граничила с трагедией».

Марина Ефимова: Последнюю фотографию Алисы Кэррол сделал в 1870 году, когда ей было уже 18 лет. Она сидит в кресле, красиво одетая и аккуратно причёсанная и, чуть склонив голову, смотрит в камеру с выражением скуки и чуть ли не презрения.

В юности Алиса Лидделл продолжала вдохновлять безнадежную любовь. Среди поклонников знаменитый критик Джон Рёскин, сын принца Уэлльского Леопольд. Она вышла замуж в 28 лет – за добропорядочного и богатого аристократа Хардгрэйвса.

Алиса прожила жизнь богатой английской леди. У нее было трое сыновей с блестящим будущим. Но Первая мировая война разбила викторианскую идиллию: двое её сыновей погибли на фронте. Вероятно, её жизнь закончилась бы тихой аристократической безвестностью, если бы не любопытство литературных шлиманов, раскопавших в конце 1920-х информацию о том, что есть «настоящая, реальная Алиса Льюиса Кэррола» и что она еще жива. В 1932 г., когда Алисе было 80 лет, ее пригласили в Америку и в Колумбийском университете вручили почётную учёную степень. Рецензент Майкл Вууд – пишет об этом:

Диктор: «Восторг публики, узнавшей «настоящую Алису», был неописуем. Ни один человек не усомнился в том, достойна ли женщина учёной степени лишь потому, что была прототипом литературного персонажа, или потому, что своими просьбами подтолкнула его к славе».

Марина Ефимова: Книга Дугласа-Фэйрхёрста «Рассказ об Алисе» – не столько биография, сколько история – история страннейших отношений и история создания шедевра. «Две ошибки можно допустить, раздумывая над отношением Льюиса Кэрролла к его маленькой музе, - пишет автор. - Можно поддаться соблазну подчинить его чувства современным категориям сексуальности и можно предположить, что Кэррол сознавал свою страсть, но благородно не поддался ей. Однако я думаю, что сильнейшим его чувством к Алисе была романтичная, сентиментальная любовь».

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG