Пять минут до начала пресс-конференции. Тем временем
Доллар на ММВБ +0,5010 70,8970
Евро +0,1800 77,0100
Нефть Brent -1,25% 36,98
Кажется, новое слово в технике привлечения внимания Путина к вопросу - плакатик с мигающими огоньками:
Интересные журналисты собрались на пресс-конференцию Путина.
Это про Алексея Окопного, сотрудника центра "Э", старшего уполномоченного Центра по противодействию экстремизму Главного управления внутренних дел по Москве
Вобщем, кому не охота слушать Путина следующие 5 часов - послушайте Пескова. "Президент ответит на вопрос о "Платоне". Компания-оператор не принадлежит сыну Ротенберга, это совместное предприятие".
Корреспондент просит Пескова показать часы, тот отказывается. Какие у вас часы? "Точные, швейцарские".
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, тем временем, в превью события в эфире "России 24" рассуждает об информационной войне и СМИ, потерявших в ней "человеческое лицо". Но "пропаганда в хорошем смысле слова", по его словам, "безусловно должна быть".
"Географические данные сейчас крайне важны" - говорит корреспондент. "Мы выучили топонимы, Сирию, например". Песков анонсирует ответы Путина на вопросы о Сирии и Украине.
О предстоящей пресс-конференции Владимира Путина политолог Станислав Белковский и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член Политкомитета партии "Яблоко" Борис Вишневский
Белковский: Это элемент ритуала. Владимир Путин, на мой взгляд, не любит публичные выступления вопреки статусу крупнейшего публичного политика не только страны, но едва ли не всего мира. Он тяготится публичностью. Но ритуал для него - это составная часть стабильности системы в целом. А он не только гарант, но и фанат стабильности. Поэтому он не хочет отказываться от ритуалов, а ритуалы публичных выступлений предполагают три обязательных выступления - послание ФС, прямую линию с народом и большую пресс-конференцию. И все это один раз в год. Каждое событие - один раз в год. Поэтому он, безусловно, будет это проводить уже по этому, потому что нужно успокоить народ, нужно показать, что все в стране ничего, а главное - соблюдается ритуал, которые не отменим, пока существует нынешняя политическая система, олицетворяемая и воплощаемая им лично.
Соколов: Борис, кроме того, что вы политик, вы еще и журналист и обозреватель "Новой газеты". У вас есть вопрос к президенту РФ для такой встречи в Кремле?
Вишневский: У меня уже давно нет никаких вопросов к президенту РФ. Его бессмысленно спрашивать. Он действительно тактик, хотя тактик, честно говоря, неважный. Хочу обратить ваше внимание на то, что ни разу (по крайней мере, мне об этом неизвестно) Владимир Владимирович не участвовал ни в одной публичной дискуссии ни по одному вопросу. По крайней мере, в России уж точно. Поэтому все, что он может - это выступать в режиме ответа без вопросов, когда даются заранее подготовленные ответы на заранее согласованные вопросы. Может быть, таким способом он укрепляет какую-то уверенность в себе. Я думаю, что эффект этих выступлений с точки зрения сограждан, учитывая ухудшение их экономического положения, он вводится достаточно невелик. А спросить? Ну, что можно у него спросить? Будете ли вы отменять цензуру на телевидении? Будете выпускать политзаключенных? Будете вы проводить честные выборы? Я вместо него могу ответить на эти вопросы, что у нас нет цензуры, нет политзаключенных, а выборы у нас честные.
Соколов: Хотя бы про Генпрокурора Чайку можно спросить?
Вишневский: Спросить можно, но он ответит, что это честнейший человек, которого оболгали враги.
Белковский: Ну, так он не ответит, конечно.
Соколов: А как он ответит?
Белковский: Он ответит, что у нас не 1937 год, что никто не вправе выносить внесудебных решений о виновности или невиновности того или иного должностного лица, что мы знаем примерно, кто может стоять за этим расследованием, кто его финансировал. Мы видели эти материалы еще в июне 2015 года за совершенно другим авторством. Пожалуйста, если там есть какие-то правонарушения, если есть даже состав нарушения, то я не сомневаюсь, что правоохранительная система страны с этим справится. И, вообще, не дело президента вникать в эти мелочи. Все виновные понесут наказание, если таковые есть.
Соколов: Станислав, задаю вам дополнительный вопрос, пользуясь правами ведущего. Но ведь президент РФ, т. е. вы, Владимир Владимирович, возглавляете Следственный комитет. Не хотите ли вы дать Следственному комитету поручение расследовать материалы доклада ФБК Алексея Навального, и на время этого расследования Генеральный прокурор ушел хотя бы в отпуск со своей должности?
Белковский: Спешу вас разочаровать, я не возглавляю Следственный комитет. Его возглавляет Александр Иванович Бастрыкин, назначенный, кстати, не мною, а СФ ФС РФ лишь по моему представлению. СФ мог отклонить мое представление, и ничто не мешало ему это сделать. Следственный комитет не входит ни в одну ветвь власти. Он абсолютно независим. Да, он подотчетен мне как главе государства, но не более того. Я бы считал себя очень плохим президентом, если бы я давал Следственному комитету поручения и указания по каждому конкретному уголовному делу, которое находится в его производстве. А по моим данным, я запросил соответствующую справку, готовясь к сегодняшней пресс-конференции, ни одного уголовного дела в отношении Генерального прокурора Юрия Чайки либо членов его семьи, либо заместителей его в производстве Следственного комитета сейчас на находится. Если такие уголовные дела возникнут, я уверен, что они будут расследованы четко последовательно до конца, особенно исходя из того, как мы все знаем, Следственный комитет критически относится к Генеральной прокуратуре и наоборот. Я не буду побуждать Генерального прокурора уходить в отставку просто потому, что это вопрос его правового самосознания. Если он не считает себя виновным, то я не буду заставлять его делать то, что он сам считает неправильным.
Соколов: Кстати говоря, еще есть вопрос. Ведь есть сведения о том, что глава Следственного комитета господин Бастрыкин был назначен по рекомендации нескольких мафиози, которые сейчас осуждены в Испании. И их показания об этом и разговоры опубликованы. Вас не тревожит такое количество информации о криминальных делах в правоохранительных органах? Они никогда не ошибаются?
Белковский: Если бы я строил свои выводы и умозаключения на основании данных всяких информационных помоек, то я бы не смог руководить такой большой страной как РФ и, наверное, подал бы в отставку сам. Никто иной как я предложил кандидатуру Александра Ивановича Бастрыкина, с которым, не секрет, я знаком с юности. Мы учились в одной группе в Ленинградском госуниверситете. И он был старостой нашей группы на юридическом факультете ЛГУ им. Жданова. И предложил я его по собственной инициативе. И об участии в принятии мною такого решения каких-либо фигур за пределами российской правовой политической систем, а тем более криминальных авторитетов, мне ничего неизвестно. Я сам стараюсь не подпитываться разными дурацкими слухами, и вам не советую.
Алексей Навальный обозначил свой перечень вопросов к президенту Владимиру Путину, вот первая тройка главных:
"Вот лично моя версия «журналистского минимума» — набора обязательных вопросов, которые сегодня должны быть заданы:
— Чайка. Это должен быть не один вопрос. Спрашивать до тех пор, пока не будет ясного ответа и не позволять уходить в песковское: там нет генпрокурора, а только совершеннолетние дети, мы уже видели (если видели, то не полоскайте мозги, а скажите, кто показывал). Не надо нам про заказчика, даже если заказчик — Аллан Даллес, то мы всё равно видели выписки и все документы. По закону только Путин может снять Чайку, это личное решение и ответственность. Очень советую прочитать биографию Чайки на «Медузе» — и без нашего расследования станет ясно, что такой человек в принципе не может быть прокурором.
— Немцов. Ясные вопросы о причастности Карырова. Смешно, что заказчиками преступления, оплативными огромные расходы называют каких-то мелких милиционеров, у которых и денег таких нет.
— Турчак. Против губернатора опубликовано достаточное количество изобличающих доказательств о покушении на убийство. Почему его хотя бы на время расследования не сняли.
Свой вопрос Путину задает и украинская военнослужащая Надежда Савченко, прямо из клетки в зале Донецкого суда: "Когда вы отпустите украинцев, которых выкрали и незаконно удерживаете в российских тюрьмах?"
Сегодня Надежде Савченко, как ожидается, продлят арест до апреля 2016 года. С завтрашнего дня она объявляет голодовку.
Накануне наш корреспондент спросил прохожих на Триумфальной площади Москвы - "О чем бы вы спросили Путина?"
"О детях. Чтобы детям жилось хорошо".
Детям Путина живется, наверное, и правда неплохо. Хорошо бы кто-нибудь спросил о них на сегодняшней пресс-конференции - пора уже положить конец слухам.
Еще москвичи хотят узнать: Будет ли война с Турцией? Когда все это закончится и мир успокоится? Почему политика такая агрессивная? Когда он уйдет?