В 2015 году на востоке Украины продолжались боевые действия, активность которых, к счастью, в последние месяцы заметно снизилась. Крым остается аннексированным Россией. В январе в Ростовской области возобновится суд над украинской военнослужащей Надеждой Савченко, обвиняемой в причастности к гибели двух российских журналистов и незаконном пересечении границы. Внутриполитическая ситуация на Украине складывается очень сложно – постоянно ходят слухи о скорой отставке правительства Арсения Яценюка. Тяжелое экономическое положение страны во многом связано с необходимостью вести антитеррористическую операцию против сепаратистов. Каковы главные достижения Украины в 2015 году и чего можно ждать от наступающего 2016 года?
Как считает украинский журналист Виталий Портников, самое важное, что произошло в уходящем году для Украины, – то, что окончилась так называемая "большая война":
– Конечно, еще стреляют в зоне соприкосновения украинских войск с российскими наемниками и, возможно, российскими войсками, которые еще находятся на территории Донецкой и Луганской областей. Конечно, до настоящего мира все еще далеко, и Кремль всячески затягивает установление этого мира, всячески пытается сопротивляться неизбежному уходу оккупантов с тех территорий, на которых они до сих пор находятся и которые они превращают в пустыню и в руины. Но, вместе с тем, для любой цивилизованной европейской страны, а Украина старается стать цивилизованной европейской страной, важна жизнь своих сограждан. И чем меньше людей мы потеряем в этом противостоянии агрессору, тем лучше для Украины, тем лучше для ее будущего. Я очень надеюсь, что следующий год станет годом настоящего мирного процесса, станет годом ухода российских войск из Донбасса и началом процесса возврата Крыма, что также необходимо для того, чтобы мир возвратился к тому относительно спокойному состоянию для Европы, в котором он находился до российской аннексии Крыма, до российского вторжения в Украину.
Очень важным итогом 2015 года в Украине является то, что страна вступила в стадию политических процессов. Это очень непростые процессы, потому что Украина до сих пор еще не привыкла к политике. Но это конкуренция между различными политическими силами, которые могут даже придерживаться, по большей части, одного и того же европейского, демократического вектора развития, но иметь разное представление о том, какие экономические изменения должны произойти в стране, кто именно должен руководить этими изменениями, как должно формироваться коалиционное правительство, как должна осуществляться борьба с коррупцией, какие полномочия должны иметь регионы и так далее. Но к этой политике необходимо будет привыкать. И очень важным кажется то, чтобы Украина не превратилась при этой политической конкуренции в страну, в которой амбиции и олигархические задачи превалируют над действительно настоящим политическим процессом. Удастся ли не "сорваться с резьбы", станет ясно уже в следующем году. Но то, что такая конкуренция была, что были такие общественные настроения, – это важный итог 2015 года.
– А как обстоят дела с движением в сторону Европы?
В 2015 году Украина к этому цивилизованному миру приблизилась еще на несколько шагов
– Украина начала внедрять европейское законодательство. Тоже есть шероховатости, тоже было очень много вопросов, особенно когда возникла тема введения безвизового режима для украинских граждан для въезда в страны Европейского союза. Оказалось, что некоторые нормы не устраивают многих украинских политиков, прежде всего из популистского лагеря. Тем не менее стало понятно, что и тут можно преодолеть разногласия, добиться того результата, который приближает Украину к Европейскому союзу. Это тоже очень важный этап, причем не столько для получения Украиной безвизового режима, сколько для самого внедрения норм цивилизованного мира. Я считаю, что в 2015 году Украина к этому цивилизованному миру приблизилась еще на несколько шагов. И это является выполнением одной из задач, которые были поставлены протестным движением 2013-14 годов. Потому что Майдан требовал отставки президента Виктора Януковича как главного виновника репрессивного отношения к протестующим, Майдан хотел европейской интеграции, и Майдан хотел деолигархизации.
– И позиции олигархов удалось потеснить в ушедшем году?
– С деолигархизацией все намного сложнее. В 2015 году можно сказать, влияние олигархов не только не убавилось, а наоборот, появились новые фигуры, причем нередко с российскими паспортами, которые пытались активно влиять на украинскую политику, как через высших руководителей страны, так и через некоторых представителей региональных элит. В том числе и новых представителей региональных элит, готовых к блоку с олигархами, отчаянно противящихся демонополизации украинской экономики. Я думаю, что главная задача 2016 года – это демонополизация. Потому что без нее и разговоры о борьбе с коррупцией, и разговоры о европейских реформах, и разговоры об интеграции – это не что иное, как "белый шум". Если мы не примем то законодательство, которое помогло цивилизованному миру создать эффективную экономику, то мы так и будем плестись в хвосте этого цивилизованного мира. Это нужно понимать.
– Вы упомянули борьбу с коррупцией, и она, кроме событий в Донбассе и Крыму, называется главной проблемой Украины. В сознании украинцев за прошедший год в том, что касается борьбы с коррупцией, отношения к коррупции, произошел какой-то сдвиг? Вот, к примеру, милиция стала заменяться на полицию, и говорят, что появились молодые люди с новым мышлением. Это заметно? Будет ли это развиваться?
Представьте себе, если бы украинцы выполняли бы все требования законов во времена правления Виктора Януковича!
– Общественный запрос на борьбу с коррупцией очень велик! И именно поэтому так силен энтузиазм по поводу появления новой полиции. У нас нет госавтоинспекции на дорогах, ведь мы знаем, что именно ГАИ в массовом сознании всегда связывалась с взятками и поборами. С другой стороны (хотел бы отметить, что для меня лично очень важно), необходимо, чтобы борьба с коррупцией сопровождалась институциональными изменениями. Потому что я совершенно уверен, что нынешняя украинская экономика существует благодаря коррупции. Сама экономика – это коррупция, сама система управления – это коррупция. И если кто-то считает, что можно каким-то образом победить коррупцию, а правила игры оставить прежними, то он ошибается. Экономика остановится, государство остановится, все просто рухнет!
Представьте себе, если бы украинцы выполняли бы все требования законов во времена правления Виктора Януковича! Все деньги, которые они платили бы как налоги, от бизнеса, частный сектор, они были бы просто все украдены! Люди оказались бы вообще на дне в тот момент, когда бывший президент покинул территорию Украины и переместился в Россию. Поэтому для меня так важно, чтобы борьбе с коррупцией сопутствовали серьезнейшие изменения в самих правилах управления страной и в экономическом развитии. А это то, чего нет пока до конца в этом общественном запросе.
Есть такая идея, что можно арестовать и посадить в тюрьму нерадивых чиновников. И эту идею подогревают в общественном сознании политики-популисты – мол, на этом все закончится и все будет совершенно замечательно. А я считаю, нет – необходимо ограничить сами возможности чиновничества. И об этом не так много говорят. Необходимо ограничить контакт гражданина и чиновника, и об этом тоже на так много говорят. И самое главное, необходимо, чтобы гражданин понял, что, если ему что-то не полагается, нет никаких путей это получить, и не будет – ни за взятку, ни за дружескую помощь, ни за что.
Граждане должны понимать, что от борьбы с коррупцией будут проигрывать не только нерадивые чиновники, государственный аппарат, но будут в большинстве случаев проигрывать они сами. Они не смогут решать свои проблемы так, как они их решали 20 лет подряд. Потому что борьба с коррупцией – это не борьба с кем-то, а борьба с самим собой. И вот именно когда это понимание сформируется, и украинские граждане будут согласны жить в своей стране на равных, очень часто что-то серьезное теряя, вот тогда мы сможем говорить о том, что борьба с коррупцией на Украине может победить саму коррупцию.
– Какова роль средств массовой информации на Украине сейчас в том, как развивается общество?
Олигарх, который владеет СМИ, воспринимает его не как бизнес, а как средство давления и влияния
– Роль СМИ очень велика. Во-первых, СМИ нередко формируют повестку дня. Это происходит на определенных каналах или в радиоэфире. Но, к моему большому сожалению, говорить, что сейчас реально сформировалась структура, которая позволяет реально обеспечить свободу слова, нельзя. Потому что я против олигархических медиа, я против того, чтобы олигархи владели медиа. А именно это у нас сейчас и происходит. А олигарх, который владеет СМИ, это средство массовой информации воспринимает не как бизнес, а как средство давления и влияния.
И очень важным обстоятельством в этой ситуации является то, что мы сделали первые шаги к созданию общественного вещания. Принят соответствующий закон был в 2015 году, сформирован совет общественного вещателя, в который вошли представители от различных политических фракций парламента, от общественных организаций, и я тоже вхожу в этот совет. И я надеюсь приложить все усилия для того, чтобы общественное вещание Украины действительно заняло свое достойное место в информационном эфире, – подчеркивает Виталий Портников.