Ссылки для упрощенного доступа

Она утонула


В голове второй день крутится известная песенка советских времен с таким припевом:

Ты только позови, и помощь придет

В болота и пески, в тайгу и на лед.

У каждого из нас всегда за спиной

Готовый помочь нам

Огромный шар земной.

Эта песенка была специально написана для мультфильма по сказке “Буквы из ящика радиста”, или “Cказке о трех буквах” Юлиуса Фучика и Богумилы Силовой: буквы эти были SOS, сигнал бедствия издал корабль “Баятава”, его спас советский лайнер “Киргизия”. Сказка, мультфильм и песенка утверждали веру в интернациональный гуманизм, технический прогресс и добрую волю всех людей труда.

Мелодия и текст звучат у меня в ушах саркастическим, полным черного юмора рефреном к видеообращению Павла Гусева, парня, пережившего снежную блокаду на трассе под Оренбургом (молодой человек обращается к президенту Путину, губернатору Юрию Бергу, начальнику МЧС Петру Иванову). Подробности, которые описывает Павел, вопиющи: дежурные МЧС говорили людям, что помощь идет, что она уже вышла из шести ближайших населенных пунктов, что ждать осталось совсем недолго. Помощь шла 15 часов. Сотрудники МЧС не нашли погибшего, Эдуарда Зиннурова, в 20 метрах от занесенной дороги, тело обнаружил брат, который искал его двое суток вместе с местными добровольцами. Следственный комитет признал факт гибели молодого человека еще через сутки.

Из деталей, связанных с техническим прогрессом и доброй волей, особенно интересно в рассказе Гусева, как через пару часов после звонков в МЧС появилась снегоуборочная машина, которая просто прокатилась вдоль шоссе и уехала, потом те же маневры проделал старый трактор "Кировец", а в окончательном варианте спасательная техника и бригада состояли из того же трактора, КамАЗа и шести человек народу (полиция, ДПС, один спасатель МЧС).

Благодаря рассказу Павла вполне можно представить, что они там сидят, как в фильме ужасов, только это происходит на самом деле, заблокированные снегопадом, замерзают, жгут обшивки машин, и там какие-то бабули, беременные молодки, детеныши, нестарые отцы семейств, которых угораздило поехать к родне или возвращаться домой после праздников, а на Урале смотаться к друзьям за пару сотен километров на выходные вообще не вопрос, и их не предупредили о снежной буре, и они надеются на быструю помощь, и начальство рапортует в Москву, что помощь придет, уже вот вышла. Ну что тут скажешь?! Ага, в тайгу и на лед. Где ты, русский Бэтмен, герой последнего романа Татьяны Устиновой, лыжник-олимпиец Марк Ледогоров, в ужасную минуту внезапно возникающий из метели и спасающий группу туристов? Завоевал золотые награды по биатлону в Сочи и перебрался в Москву на чиновничью работу?

Все катастрофы, связанные с природой и человеческой халатностью, вызывают у нас особым образом переживаемое чувство беды, к которому примешиваются досада и стыд: ведь такие трагедии можно было предотвратить или, по крайней мере, минимизировать их жертвы. Вспоминаются и гибель подлодки “Курск”, и затопление “Булгарии”, и лесные пожары, и наводнения. Пожалуй, с исторической фразы “Она утонула” народу стало понятно, что спасение утопающих является их частным делом или делом частной солидарности (вот и Павел Гусев в следующую поездку к родителям возьмет с собой все для самопомощи и спасения: и канистры с бензином, и сухой паек, и теплые вещи). С началом военных операций на востоке Украины, а затем и в Сирии частному лицу все яснее, что надеяться на гуманизм государства в лице его чиновников просто бессмысленно: оно (они) авантюрно и безответственно как минимум, бесчеловечно в обычных своих проявлениях (см. советы телефонисток МЧС замерзающим в метели: “лучше бы сидели дома”) и, в конце концов, преступно. Только само оно не поймет, что это так. Ему, государству, кто-то должен об этом сообщить. А для начала, видимо, хотя бы о том, что на территории России начались сильные морозы.

Елена Фанайлова – журналист Радио Свобода, автор и ведущий программы "Свобода в клубах"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG