Ссылки для упрощенного доступа

Новый сезон премии "Просветитель" ориентирован на "настоящий русский мир"


Жюри премии "Просветитель-2016"
Жюри премии "Просветитель-2016"

В Москве объявлено об открытии нового сезона "Просветителя" – уже без "Династии", но с Дмитрием Зиминым

Сегодня в Москве было объявлено об открытии нового сезона премии в области научно-популярной литературы “Просветитель”. Очередной, девятый сезон “Просветителя” впервые пройдет не при поддержке фонда Дмитрия Зимина “Династия”, который летом 2015 года был объявлен “иностранным агентом” и закрыт. По словам сопредседателя оргкомитета премии Александра Гаврилова, “Просветитель” продолжит пользоваться финансовой поддержкой Дмитрия Зимина, но уже через зарегистрированный на Бермудских островах фонд Zimin Foundation.

Гаврилов рассказал Радио Свобода о том, что изменится в новой инкарнации премии Дмитрия Зимина “Просветитель”, как с этого года будет называться крупнейший в России конкурс лучших научно-популярных книг.

– Для премии изменится немногое. Главное, что мы перепридумали, – это в меньшей степени, чем прежде, будет премия внутри Российской Федерации, а в большей степени будет премия на территории русского языка. Мы надеемся в этом году провести фестивали “Просветителя” в Берлине и Минске, разумеется, для тех, кто читает и обсуждает научные новости по-русски, мы очень надеемся, что у нас получится сделать лекционный цикл в Лондоне, который становится довольно крупным центром русской культуры. Та территория, на которой теперь разворачивается “Просветитель”, – это и есть настоящий русский мир, мир, в котором люди говорят на русском языке. Вот это – наше основное новое событие. Отчасти оно отражено и в составе жюри, которое возглавил профессор Иерусалимского университета Роман Давидович Тиминчик и в которое вошел российско-американский биолог Константин Северинов. Мы стараемся, чтобы мир, в котором русские участвуют в глобальном научном, книжном, информационном процессе, был нашим движущим элементом.

– Это нововведение – следствие естественного роста премии или оно связано с тем, что свободные дискуссии, просветительская мысль постепенно выдавливаются за пределы Российской Федерации?

– Мне кажется, это совпавшие во времени и внутренне связанные процессы. С одной стороны, премия действительно растет и мы видим довольно большой отклик на нее в разных странах мира. С другой стороны, мы наблюдаем, что сегодня мучительная и несколько натужная политизация всех общественных процессов становится существенным тормозом для развития внутри Российской Федерации всего – от науки и общественной дискуссии до промышленности и нефтедобычи. Но ведь русский ум не заперт внутри России, он никаким образом не стеснен ее границами. Мы можем пользоваться русским языком, находясь в любой точке планеты, что, к сожалению, 20-е годы XX века заставили нас и проверить и утвердить. Русским языком пользовались тогда, чтобы создавать литературу и филисофию в равной мере жители Берлина, Парижа, Колымы и Архангельской области. Я очень надеюсь, что повторение этого урока окажется намного менее драматичным, но, во всяком случае, мы снова оказываемся в ситуации этого выбора и снова ничем в нем не ограничены.

– Не становится ли премия “Просветитель” своего рода виртуальным “философским пароходом”, который вот-вот отчалит?

– Я думаю, что премия обнимает и точку “А”, и точку “Б” маршрута философского парохода, который, если вы спросите меня, уже потихоньку раскочегаривает свою топку.

– Несмотря на произошедшее с фондом “Династия”, премия “Просветитель” продолжила свою работу, но все же сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги. Каковы они?

– Сегодня на пресс-конференции неизменный член жюри Евгений Бунимович сказал, как мне кажется, очень важные слова: премия за годы своего существования заставила людей поверить, что о научно-популярных книгах снова можно всерьез разговаривать. Был советский период очень энергичного развития научно-популярной литературы, затем было некоторое затишье, а затем была эпоха премии “Просветитель” или эпоха фонда “Династия”. И она продолжается. Хотя мы полагаем, и не вполне безосновательно, что уже сформировано новое пространство для общественной дискуссии, появились новые звезды и имена, все еще остается большое пространство для развития, в частности, вот этот самый настоящий русский мир. Сегодня, когда мы говорим о книге, написанной по-русски, по умолчанию это книга, написанная в области художественной литературы. Но русская литература на самом деле совершенно не ограничивается художественной литературой. Вспомним 70-е или 80-е годы, лучшими писателями на русском языке были в тот момент Аверинцев, Лотман и Гаспаров, люди, с одной стороны, высокой науки, с другой стороны – никогда не чуждавшиеся просветительской деятельности. Вот и сегодня разговор о русской книге в мире должен гораздо сильнее касаться книги просветительской, – сказал Александр Гаврилов.

Радио Свобода в этом сезоне вновь является информационным спонсором премии Дмитрия Зимина “Просветитель”.

XS
SM
MD
LG