Ссылки для упрощенного доступа

Послание россиянам


В исполнении Чулпан Хаматовой это прозвучало мягче, но и страшней. В нашей жизни, – говорила она, – нет ничего важнее здоровья детей. Владимир Путин ни разу не остался равнодушным ко всем просьбам фонда "Подари жизнь" и врачей, которых фонд поддерживает. За него, такого неравнодушного, актриса и обещала проголосовать на грядущих президентских выборах 2012 года.

Текст и картинка производили необычайно сильное впечатление.

Тут как-то все соединялось. Бесконечно печальные глаза великой Чулпан. Образ заложницы. Драматургия безумной пьески, в рамках которой помощь больным детям увязывалась с поддержкой национального лидера. Краткий 31-секундный видеоролик породил ожесточенные споры, но и те, кто осуждал Хаматову, едва ли могли как-то иначе оценить данный сюжет. Чулпан Наилевну поставили перед выбором: поцелуй кандидату ручку или больные дети останутся без финансирования, и она поступила, что называется, по совести. А дальше уж избирателю было решать, проголосует он за такого Владимира Владимировича или нет.

В пьеске рассказывалось о России, о взаимоотношениях власти и мастеров культуры, о политике и уголовщине. И если бы десятки миллионов людей, живущих в стране, были бы способны адекватно воспринимать шедевры предвыборной агитации, то ни за какого Путина в 2012 году народ бы не проголосовал. А для полумертвого социума, который в массе своей ничего про Хаматову не слышал, не имело ни малейшего значения, кто там еще в этой массовке призывает отдать голос за любимого гаранта. Собственно, выбор, поставленный перед ней, был прост: помочь детям или навредить им. А Путин все равно станет президентом.

Сказанное не означает, что актриса поступила абсолютно правильно. Сказанное означает, что это вообще боковая тема: правильно, неправильно... Куда важнее было говорить о состоянии общества и так называемых элит, которое запечатлел предвыборный видеоролик. В тот день, когда Чулпан Хаматова сообщила, за кого она будет голосовать, мы узнали о стране и ее политическом классе нечто новое, и это можно было бы назвать очередной точкой невозврата, когда бы метафора не истаскалась от частого употребления. Узнали, но не слишком удивились, да.

Певица Земфира по другому, но отчасти схожему поводу высказалась жестче. Я живу в России, мы находимся в Литве. Я прошу вас, я прошу вас, б....!! Вы любите свою страну – я люблю свою страну – с такими простыми словами она обратилась к публике, увидев украинский флаг, и это опять породило дискуссии. А почему, дескать, нельзя в Литве на концерте российского рокера размахивать жовто-блакитным полотнищем, кто запретил? И отчего она, Земфира, которая летом прошлого года в грузинской столице сама, причем со сцены, размахивала указанным флагом, теперь требует свернуть его в зрительном зале?

Это все тоже вопросы праздные.

Известно же, с какой яростью травили певицу после инцидента в Тбилиси. Ясно же, что ее ждет, если она вновь побратается с Украиной, тем более в Вильнюсе, городе вражеском, натовском. А через неделю Земфире выступать в Москве, столице нашей Родины, где уже повсеместно отменяли ее концерты. Потому ей и приходится, используя для убедительности русскую ненормативную лексику, огорчать и украинских патриотов, и даже самого министра культуры в Киеве.

Но это опять-таки боковая тема, насчет Украины и ее флага. Речь идет о России и только о России. О чем певица и уведомляет всех заинтересованных лиц.

И великая актриса, и знаменитая певица – все они заложники у этой власти, которая распределяет и славу, и бабки

Братьев под знаменем Земфира информирует о том, что они ее достали, блин, что она из Москвы, что ей там жить. Стукачей, отслеживающих ее выступления по всему свету, певица извещает о том, что они ее достали, блин, что она из Москвы, что ей там жить, и она помнит об этом. Так звучит ее послание, прежде всего адресованное внимательным российским слушателям. Вы все меня достали со своими войнами, флагами, бойкотами – в таком духе Земфира обращается к собравшимся по разные стороны границ, поверх барьеров, и тут можно долго полемизировать, оттачивая аргументы за и против, чем и занята блогосфера, но это пустые споры. Потому что Украина тут вообще ни при чем.

Эта пьеска тоже про нас. Подобно Чулпан Хаматовой, Земфира совершает выбор, на свой лад экзистенциальный: быть ей или не быть. Позволят ей петь для русской публики или запретят навеки, и дело тут не только в деньгах, как в случае Хаматовой – речь не только о детях. Может обессмыслиться жизнь, и все лишь потому, что кто-то в Вильнюсе на ее концерте размахивал украинским флагом.

По сути, эти предельно краткие видеоролики, повествуя о нравах, царящих в Отечестве, разоблачают российскую власть покруче Навального. А нравы таковы, что и великая актриса, и знаменитая певица – все они заложники у этой власти, которая распределяет и славу, и бабки, и жизнь, если вспомнить о фонде, который не оставляет своими попечениями президент России. В этом смысле судьба Земфиры или Чулпан только тем и отличается от судьбы Надежды Савченко, что россиянки мучаются на воле, а гражданка Украины – в тюрьме. Но в голосе актрисы такая боль и в крике певицы столько панического отчаянья, что уже и не знаешь, на каких весах их мерить – тюрьму и волю. В нашей жизни нет ничего важнее здоровья детей. Я прошу вас, я прошу вас, б....!! Это нам кричат, к нам взывают. Когда так просят, нельзя не откликнуться.

Илья Мильштейн – журналист и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG