Постоянный автор Радио Свобода, историк, социолог Юрий Теппер начинает этим материалом цикл статей, предваряющих Олимпийские игры 2016 года в Рио-де-Жанейро. Участник олимпийских конгрессов намеревается проанализировать смысл и назначение кубертеновской "Оды спорту" и современного олимпийского проекта. Какова сила благих установок Олимпийской хартии? Реалии современного олимпийского спорта – основания для нового понимания его смысла.
Поток публикаций, вещающих о допинг-скандалах, разоблачениях и покаяниях, с виду мельчает. Хочется чего-нибудь "свеженького". Законы СМИ неумолимы. Правда, иногда комментаторы вдогонку размышляют о чем-то важном. Понятно, что наивный тренер, уверенный в безопасности рекомендуемого снадобья, – абсурд. Секретная научная допинг-мафия и бдительность платных детективов – тоже абсурд. Предложить, согласно греческому олимпийскому праву, сечь нарушителей клятвы розгами… Самое время!
Абсурдно сообщение министра спорта РФ Виталия Мутко о том, что он ничего не знал о проделках тренеров и спортсменов. Еще абсурднее – уверенность президента-дзюдоиста в том, что стерильно чистые россияне вернут державе былую славу.
Молчание президента Международного олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха среди разноголосья допинг-разоблачений – так же абсурдно, как и недавнее сообщение ВАДА о послаблениях, внесенных в требования, к "героям" мельдониевого скандала.
Стоп! А может, незаметно происходит нечто совсем уж трагическое? А если абсурдной становится сама олимпийская клятва? Восхвалять современный олимпизм, цитируя кубертеновскую "Оду спорту", – курам на смех.
Давайте поразмышляем на тему "Абсурды олимпизма". Для начала рискнем вернуться к опостылевшей теме.
Итак, история допинг-скандалов. Летопись принято начинать репортажем о нарушении правил "честной игры" в 1865 году (соревнования пловцов в Амстердаме).
Не вызывали осуждения употребления стимуляторов профессиональными ловчилами-велосипедистами. Кофеин, кокаин и даже стрихнин – все это известные и популярные средства бодрости и харизматики. Замечательный сатирик Аркадий Аверченко один из одесских рассказов посвятил поединку знаменитого летчика Сергея Уточкина с участником автопробега, озверевшим от пьяни.
Никому в голову не приходило контролировать участников первых кубертеновских Олимпийских игр (1896 год). Киевлянин Риттер – единственный российский путешественник, добравшийся до Афин, – записался на соревнования стрелков. Но на стрельбище не вышел. Чистосердечно признался: накануне хлебнул лишку.
Популярность олимпийского зрелища придавала жару зрителям и атлетам. Олимпийские игры в Сент-Луисе (1904 год) порой становились конкурсом рискованных затей. Марафонца-победителя Томаса Хикса после финиша откачивала четверка врачей. Диагноз первой олимпийской медицинской группы: бренди с добавлением кокаина и стрихнина. Совсем спятил…
Дурные примеры заразительны. На очередных Играх (Лондон, 1908) итальянский марафонец Дорандо Пьетри на дорожке стадиона потерял сознание. Перебор: коньяк с кокаином... Сердобольные зрители дотащили беднягу до линии финиша. Коньяк с кокаином – можно. А так, под ручки – нельзя. Королева Александра посетила Дорандо в госпитале и наградила его копией золотого олимпийского кубка. На другой день во время церковной службы епископ Пенсильванский, соболезнуя неудачнику, произнес историческую фразу: "Главное – не победа, а участие!" Согласившись, Пьер де Кубертен добавил: "Точно так же в жизни важен не триумф, а борьба".
На Олимпийских играх в Стокгольме (1912) умер марафонец – от передозировки наркотиков. Снова соболезнования…
Победы легендарного Пааво Нурми – вехи истории мировой легкой атлетики. Восемь золотых олимпийских медалей! На склоне лет олимпионик рассказал о бодрящей силе препарата Rejuvin. Дело давнее…
Заказ Гитлера: победа германской команды на Берлинской олимпиаде 1936 года – свидетельство могущества арийской расы. При подготовке команды впервые использовались жесткие армейские стимуляторы.
Тридцать лет спустя: "Победы советского спорта свидетельствуют о преимуществе социализма в споре с капиталом". Первый триумф – в олимпийском Мельбурне (1956). При подготовке прыгунов в высоту используются допинги спецназа. Девиз проверенный: "Все для фронта, все для победы".
Американцы не отставали. Олимпийский чемпион 1952 и 1956 годов, серебряный призер 1960 года О'Брайен вспоминал: вся команда метателей при подготовке использовала анаболики – стероиды.
Наращивать мышечную массу, ускорять процессы восстановления сил… Это реально. Как говорится, дело хозяйское, хотите – пробуйте, секретов и упреков нет. Опаснее финишные аферы. Во время велогонки 1960 года умерли велогонщики Кнуд Йенсен и Дик Ховард. Диагноз – перебор амфетаминов. Снова соболезнования…
Трагедии на стадионах, вседозволенность стимулирования несовместимы с чистотой олимпизма. Пора было принимать меры. В 1967 году создается Медицинская комиссия МОК. Во главе ее – принц Александр де Мерод. Контроль, скорее, для острастки – выборочный и умеренный. Олимпийская легенда Мехико-1968 – невероятный прыжок в длину Боба Бимона – 8.90. Медицинская комиссия восхищенно бездействовала.
Новое требование – стране, проводящей Олимпийские игры, положено иметь антидопинговую лабораторию. Приехавший в олимпийскую Москву принц Мерод был восхищен инструментами строгого надзора.
Напомню, ситуация Олимпиады-80 была весьма непростой. Значительное число команд в отместку за советскую агрессию в Афганистане отказалось от участия в Играх. На красоте и мощи праздника результатов это не скажется. Провал "американского бойкота"! Читайте, завидуйте: 36 мировых 39 европейских, 74 олимпийских рекордов. На вершине рейтинга – команды СССР (80 золотых медалей) и ГДР (47).
Касательно допинг-чистоты – абсолютный рекорд. Все участники безупречны. Много лет спустя медики ГДР признались, что допинги и стероиды использовала вся олимпийская команда. Организаторы советского триумфа до сих пор скромно улыбаются. И никаких скандалов!
Для скандалов всемирного масштаба требуется соответствующий размах. Этот новый размах олимпийскому спорту придал президент МОК Хуан-Антонио Самаранч. Олимпийские игры в Лос-Анджелесе 1984 года открыли миру профессиональных атлетов.
Профессиональный спорт – особый финансовый проект. В нем крутятся миллионы. Впечатляют доходы олимпийцев – большей частью от участия в спонсорской рекламе.
Forbes привел такие факты. С 2014 г. по июнь 2015 г. теннисистка Мария Шарапова заработала 29,7 млн долларов, из которых только 6,7 млн долларов пришлись на призовые от выступлений. Большую часть доходов Шараповой – за сотрудничество с брендами Nike, Avon, Evian, Porsche и Tag Heuer.
Но нужен яркий, имиджевый результат. Не раз в четыре года, а ежегодно, на чемпионатах и Кубках мира, студенческих и паралимпийских состязаниях. Всегда в форме. Всегда под прицелом работяг антидопинга. И скандалы тут неминуемы.
Олимпиада-1988 – дисквалификация канадского спринтера Бена Джонсона. На финише стометровки он установил немыслимый мировой рекорд – 9,78. Но его тут же уличили: олимпионик использовал особый стероид. Украшение скандала: по версии разоблаченного Джонсона, допинг в его пищу тайком подсыпали злодеи…
Хуан Антонио Самаранч заявил: дисквалификация Джонсона – самый страшный день в истории современного олимпизма. "Еще один подобный случай, и на олимпийском движении можно будет ставить крест".
Дальше – звучнее. Дисквалификации бейсболиста Жозе Консеко, футболиста Диего Марадоны, легкоатлетки Мэрион Джонс, велогонщика Лэнса Армстронга.
Медкомиссия МОК с таким не справлялась. Создается надзорно-карательная служба ВАДА – Всемирное антидопинговое агентство. Миллиардные расходы, переоборудование лабораторий – и неумолимо растущее число допинг-скандалов.
Но достаточно! О главной причине роковых допинг-коллизий говорить почему-то не принято.
Общеизвестно, что бешеное развитие технологий – движущая сила современного мира. В основе современного спорта высших достижений – жестокие "технологии на живом материале". Используются безжалостные алгоритмы и средства обучения, воспитания бойцовских тренировок. В заданное время происходит обязательное достижение пика формы. Естественное восстановление сил и поддержка боевой телесности уже невозможны. Использование допинга – обязательный инструмент "технологии на живом".
Так разумно ли сетовать по поводу зловещего числа допинг-скандалов?
Собственно, что такое скандал? Это ссора с криком, бранью или дракой. Это – от греческого skandalon – "препятствие, соблазн". Это – от старославянского "скандал" – "ловушка, сеть, соблазн".
Однако, есть и другие мнения.
Автогонщик Ральф Шумахер: "Скандал – это плохо для спорта, но хорошо для публики".
Олесь Бузина, покойный украинский писатель и журналист: "Скандал – это противоядие от скуки! Двигатель журналистики".
Кинорежиссер Ульрих Зайдль: "Скандал – это полезно; скандалы побуждают людей к размышлениям, дискуссиям".
Давайте поразмышляем. Вспомним философа и культуролога Михаила Бахтина: "Страшно всё техническое, отданное закону своего развития. Оно может время от времени врываться в единство жизни как безответственная, страшная и разрушительная сила".
Поговорим об этом подробнее в самое ближайшее время. Разрушающий спорт олимпийский абсурд – особая тема.