Голоссевский районный суд Киева, который в ноябре прошлого года начал рассматривать дело россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, в пятницу, 15 апреля, приступил к завершающей стадии процесса – судебным дебатам.
По информации корреспондента Радио Свобода, обвинение потребовало для подсудимых 15 лет тюремного заключения.
Ерофеев и Александров коротко выступили в суде с последним словом. Повторили, что показания после задержания давали под давлением, опасаясь за свою жизнь. Обо вновь заявили, что никого не убивали и виновными себя не считают. Сейчас на процессе выступает адвокат Ерофеева Оксана Соколовская. "Участие подсудимых в боевых столкновениях, пересечение ими границы являются законными актами войны, поэтому не могут быть фактами преступления, учитывая, что обвинение утверждает о военном конфликте между Россией и Украиной", – заявила Соколовская.
Военный прокурор Игорь Нимченко заявил в суде, что у следствия нет никаких сомнений в том, что сержант Александров и капитан Ерофеев, обвиняемые в терроризме, контрабанде оружия, незаконном пересечении границы и ведении агрессивной войны против Украины, являются действующими российскими военными. "Их защита предоставила суду фиктивные документы, в частности, выписки из приказов Минобороны России об увольнении из армии, но не рапорты Александрова и Ерофеева с их подписями, которых не существует", – заявил Нимченко. По его мнению, подсудимые отказались от прежних показаний, получив такие указания от представителей российских властей.
Сразу после задержания россияне признались, что являются спецназовцами ГРУ Генштаба Вооруженных Сил РФ, однако в суде заявили, что давали показания под давлением следователей Службы безопасности Украины. Обвиняемые утверждают, что в момент их задержания 16 мая 2015 года оба были милиционерами так называемой "Луганской народной республики" и до прибытия в Донбасс уволились из российской армии.
В ходе допроса в суде 14 апреля Ерофеев назвал причиной своего приезда на территорию Луганской области в 2015-м "неназначение пенсий" семьям погибших во время Евромайдана в Киеве сотрудникам МВД и бойцам Внутренних войск Украины. Он также сказал, что мотивом для его участия в боевых действиях на стороне сепаратистов стал пожар в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года. Ерофеев заявил, что никогда не убивал людей, и отказался отвечать на вопросы военных прокуроров о наличии у него оружия на момент задержания, а также касающихся его командиров, службы в Вооруженных силах России.
Вместе с тем Александров на допросе заявил, что прибыл в Луганскую область и записался в вооруженные формирования "ЛНР" "по идеологическим соображениям", получив информацию о событиях на востоке Украины из интернета. По словам подсудимого, он уволился из российской армии в конце 2014-го, а поступившие после этого на его банковскую карту от Минобороны России крупные суммы являются задолженностью по зарплате.
В пятницу, как и предыдущие два заседания, Александрова и Ерофеева доставили в суд в защитной экипировке. Они были в бронежилетах и шлемах, когда их заводили в здание. Однако в клетке для подсудимых россияне находятся уже без экипировки.
8 апреля председательствующий на этом процессе судья Николай Дидык получил государственную охрану. Обеспечить личную охрану судье поручил президент Украины Петр Порошенко. В ночь на 8 апреля пять человек, зафиксированных камерой видеонаблюдения, бросили бутылки с зажигательной смесью в кабинет Дидыка на третьем этаже Голосеевского суда. В результате в помещении произошел пожар, оно почти полностью выгорело, но в кабинете не было документов по делу россиян. Они хранились в канцелярии суда. По мнению главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, преступление было совершено с целью уничтожения материалов дела Александрова и Ерофеева.