Ссылки для упрощенного доступа

Ударить карьером по Пушкину


Как разработки песчаных карьеров могут погубить экосистему района, исторически связанного с именами Пушкина и Ганнибала

В Ленинградской области, в деревнях Гатчинского района в колодцах пропадает вода. Жители винят в этом разработчиков песчаного карьера, которые не только не собираются прекращать свою деятельность, но и намерены начать работы на новой площадке. Из-за этого экосистема всего района, исторически связанного с именами Пушкина и Ганнибала, может необратимо разрушиться.

Прибытково, Меньково, Погост – это юг Ленинградской области, старинные дачные места. Когда-то здесь цвела жизнь, в Прибытково даже был свой театр. Теперь от прежней роскоши там осталась только библиотека в старинном особняке, да и на все это постоянно посягают анонимные инвесторы, которые не прочь снести старую рухлядь в стиле модерн и настроить добротных бетонных коттеджей. Еще недавно здесь были пионерские лагеря и летние детские сады, теперь все эти участки приватизированы.

Сюда Арина Родионовна приехала совсем молоденькой, только что выданной замуж

Леса до сей поры устояли, а в них – болота с лягушками для аистов, а из болот вытекают речки, обеспечивая затейливый волнистый пейзаж, оцененный еще Петром Первым, недаром подарившим часть здешних угодий своему любимцу Ганнибалу. В соседней Суйде венчались родители Пушкина, рядом в Кобрино сохранилась лелеемая местными властями избушка – домик няни поэта. Сюда Арина Родионовна приехала совсем молоденькой, только что выданной замуж. Теперь здесь местные умельцы соорудили деревянного "кота ученого" с непременной цепью, сюда большими автобусами привозят школьников – жизнь кипит.

Это настоящий заповедник, но соответствующего статуса он так и не получил, хотя еще в 1993 году Ленинградский областной совет утвердил проект национального парка "Верхний Оредеж", простиравшегося от лесов возле музея Ганнибалов в Суйде до лесов, окружающих усадьбу Набокова в Рождествено. Этот проект был сделан по заказу Фонда культуры, возглавляемого академиком Дмитрием Лихачевым. Но Лихачева больше нет, времена переменились, и комитет по природным ресурсам тихонько выкинул природный парк "Верхний Оредеж" из Схемы территориального планирования Ленинградской области. Создавать заповедник посчитали нецелесообразным.

"Намоленные" места, где были поместья Абрама Ганнибала и родителей Пушкина, превратились в пустыню

И понятно почему. В нескольких километрах от домика няни Пушкина тоже кипит жизнь, но совсем другая. Здесь разрабатывается песчаный карьер возле поселка Меньково – да так, что у жителей окрестных поселков и деревень стала пропадать вода в колодцах. Люди испугались и возмутились – более тысячи местных жителей подписали обращение против расширения карьера. Обращение было разослано по всем возможным адресам, включая премьер-министра Дмитрия Медведева. Беду местных жителей приняли близко к сердцу и сотрудники Пушкинского дома – они тоже написали обращение в прокуратуру: им совсем не нравится, что "намоленные" места, где были поместья Абрама Ганнибала и родителей Пушкина, превратились в пустыню, изрытую песчаными карьерами и засыпанную мусором, сваленным в образовавшиеся ямы под видом рекультивации.

Именно так сейчас и происходит со старым карьером возле Меньково, но разработчик – компания "Аркада" – собирается устроить рядом еще один карьер. Для этого, по разным оценкам, придется уничтожить от 32 до 125 гектаров защитного леса, значительная часть которого растет по берегам реки Суйды, ее многочисленных притоков и болота, откуда они вытекают. Гибель леса обязательно приведет к гибели этих речек. Пострадают не только жители окрестных поселков и деревень, которые останутся без воды, но и 600 гектаров работающей здесь с 1969 года Меньковской опытной станции Агрофизического НИИ Россельхозакадемии, из которых более половины составляет пашня.

– Смотрите, сейчас весна, в это время, когда снег растает, всегда воды много, она в колодцах высоко поднимается, – говорит житель Прибытково Виктор. – А сейчас ее уровень очень низкий, никогда у нас такого не было, мы боимся, что вода может и совсем уйти не только из колодцев, но даже из скважин. Что мы тогда будем делать?

Жительница Прибытково Ирина Космачева подтверждает эти опасения:

Почему участок для нового карьера был выставлен на торги, ведь никакого права на это ни у кого не было

– Из колодцев в деревнях Кобринского сельского поселения уходит вода. 29 марта у нас тут был огромный народный сход, очень много журналистов приехало. После всех митингов и протестов мы встретились с представителями Гатчинской районной администрации, нам пообещали содействие. Мы хотим создать рабочую группу, в которую входят и местные жители, и экологи, и чиновники из комитетов по экологическому надзору и природным ресурсам. Но когда мы потом неоднократно приезжали в Петербург в областной комитет по природным ресурсам, оказалось, что наша группа так и не зарегистрирована, и никаких документов нам не показали – потому что мы никто, у нас нет никакого официального статуса. Сказали сделать запрос от имени главы Гатчинской администрации, но и запрос не помог. Мы никак не можем добиться ответа на вопрос, почему участок для нового карьера был выставлен на торги, ведь никакого права на это ни у кого не было! Тендер выиграла фирма "Аркада", которая уже разрабатывает возле Меньково один карьер, но мы нигде не нашли сведений об аукционе. Все это очень странно и наводит на самые мрачные подозрения, – сетует Ирина Космачева.

Комитет по природопользованию опоздал подать апелляцию на решение арбитражного суда

Каким образом земли были выставлены на аукцион – это действительно ключевой вопрос, ответа на который нет. Тендер на разведку и добычу песка на участке "Меньково 2 – Южный" выиграла компания "Аркада", но потом областной комитет по природопользованию отказался заключать с ней договор, ссылаясь на то, что это участок "противоэрозийного леса", который вырубке не подлежит. "Аркада" обратилась в Арбитражный суд Петербурга, который 2 марта 2016 года признал незаконным отказ заключать договор на разработку карьера.

Тогда администрация Гатчинского района обратилась в областное правительство с просьбой предотвратить вырубку леса около деревень Меньково и Погост, а кроме того, обжаловать решения Арбитражного суда. То есть получается, что сначала чиновники выставляют на аукцион участок леса, который, судя по всему, выставлять было нельзя, а когда разработчик карьера выигрывает тендер, вспоминают о природоохранном законодательстве и отказываются заключать с ним договор. Возмущает местных жителей также то, что комитет по природопользованию опоздал подать апелляцию на решение арбитражного суда.

Активистка движения "Открытый берег" Ирина Андрианова считает эту историю очень странной:

Чиновная структура явно лоббирует интересы недропользователя

– Заместитель председателя комитета по природопользования Немчинов уверял всех, что он подал эту апелляцию. И если этого не было сделано, то получается, что комитет, изобразив из себя принца на белом коне, вроде как прискакавшего спасать лес, на самом деле даже не просто работал "и вашим и нашим", а откровенно лоббировал интересы "Аркады". Несомненно, что и "Аркада" там тоже не бездействовала, и получается, что вот так нарочно не успеть занести в суд апелляционное заявление – это можно только намеренно.

В этом случае чиновная структура явно лоббирует интересы недропользователя, потому что я не могу представить, что у них там не было сотрудников, чтобы вовремя принести апелляцию куда следует. Получается, что комитет врал людям с самого начала. Кстати, на том судебном заседании в Арбитраже, которое они с таким треском проиграли, представителей комитета не было вообще! То есть они формально "Аркаде" отказали, а потом даже в суд не пришли. Вывод напрашивается следующий: комитет фактически "слил" протест, и теперь, чтобы отбить притязания "Аркады" на этот лес, общественности нужно подавать собственный иск в суд о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Речь, скорее всего, идет о наполнении одного-двух конкретных карманов

Они должна пойти по стопам инициативной группы из Кондопоги, которая недавно совершила практически чудо в точно такой же ситуации и выиграла суд. Там тоже был лес, тоже песчаный карьер. Но спасла ситуацию лобария – краснокнижное растение, которое там нашли. Они чудесным образом обнаружили у себя в лесу этот лишайник и применили закон об охране окружающей среды, который запрещает любую хозяйственную деятельность, ведущую к уничтожению краснокнижных видов. Они подали частный иск и убедили суд в необходимости запретить разработку этого карьера. Лицензия у недропользователя осталась, а разрабатывать карьер он все равно не смог. У меня вообще вызывает сомнение необходимость сводить такую большую площадь красивого ценного леса ради такой сомнительной ценности, как разработка песчаного карьера. Для народного хозяйства прибыток явно небольшой, речь, скорее всего, идет о наполнении одного-двух конкретных карманов, – говорит Ирина Андрианова.

При этом активистка подчеркивает, что во всей этой ситуации виноват отнюдь не недропользователь, не фирма "Аркада", которая играла по тем правилам, которые ей предложили чиновники из комитета по природным ресурсам: комитет не имел права выставлять на аукцион участок, относящийся к категории защитных лесов. Тем более он и сам потом в суде утверждал, что разрабатывать карьер в таком лесу невозможно.

Уникальные земли, реки и леса будут безвозвратно уничтожены

– То есть в комитете происходит полнейшая неразбериха. Возможно, здесь есть какой-то корыстный интерес. Выдача лицензии – дело всегда выгодное, ну а если он продал ту лицензию, которую продавать было нельзя, то это квалифицируется просто как мошенничество, – полагает Андрианова.

Удастся ли жителям Прибытково и Меньково победить карьер, который грозит выпить всю их воду, пока неясно. Если они проиграют, то пострадают не только их колодцы – будет уничтожена уникальная экосистема пушкинских и ганнибаловских пейзажей, и уникальные земли, реки и леса будут безвозвратно уничтожены ради наполнения карманов нескольких чиновников и предпринимателей. Борясь с карьером, местные жители хотят возродить идею национального парка "Верхний Оредеж". Такой парк положил бы предел хищническому уничтожению природы.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG