Рабочие Ульяновского автомобильного завода требуют индексацию зарплат, улучшений условий труда и достойной оплаты сверхурочных работ. Об этом они говорили на очередном сходе, который прошел в формате встречи избирателей с действующим депутатом регионального Законодательного собрания. Протестовать против нынешней экономической политики одного из крупнейших предприятий области пришли около 100 человек – их не устраивают победные рапорты руководства УАЗа и местных чиновников об успехах завода.
Выступления рабочих УАЗа в защиту своих прав нельзя назвать массовыми, но они стали регулярными. Предыдущим их коллективным действием было обращение в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области. В тексте обращения говорится, что с 1 июня руководство компании перевело работников на четырехдневную рабочую неделю, объясняя это кризисом в отрасли и нехваткой средств. Размер зарплаты соответственно уменьшился, но объем работ остался прежним, как при пятидневке, пишут рабочие. Это достигается увеличением нормы выработки и сверхурочными работами, которая, как утверждают рабочие, "в большей части цехов не оплачивается даже в одинарном размере".
Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Екатерина Уба на встрече, посвященной разбору этой коллективной жалобы, пожелала руководству завода "провести ряд мероприятий, направленных на сохранение авторитета предприятия и здоровой обстановки среди коллектива, в частности разработать медиаплан по защите организации и персонала от посторонних несправедливых "ярлыков", расширить рекламную кампанию с пропагандой деятельности завода". Другими словами, Уба посоветовала заменить индексации зарплат бесплатной пропагандой.
Как сообщила пресс-служба Госинспекции труда, факты, изложенные в коллективном обращении, не подтвердились, нарушений не выявлено. В релизе говорится, что средняя зарплата на основном производстве УАЗа по итогам 2015 года составила около 27 тысяч рублей, а во вспомогательных службах – более 20 тысяч. Но рабочие завода о таких зарплатах даже и не слышали.
Раньше выходило
17–19 тысяч рублей, а в этом месяце заработали по
9–10 тысяч
"У нас даже и близко нет таких денег, – говорит маляр окрасочного производства УАЗа, которая представилась как Ольга. – Индексация зарплат происходила лет шесть или семь назад. Теперь в связи с четырехдневкой нам увеличили рабочий день на один час, а ведь у нас "вредность", особенно в летнюю жару работать тяжело. Но нам говорят: "Условия труда позволяют". Зато получать мы стали меньше. Раньше выходило 17–19 тысяч рублей, а в этом месяце заработали по 9–10 тысяч. Но кроме меня никто не возмущается".
Инженер-технолог Сергей считает свою зарплату в 12–13 тысяч рублей "недостойной", но с завода не уходит, потому что проработал здесь 25 лет, здесь же трудились его родители: "Непросто взять и все бросить. Работа мне нравится: люблю чертить, общаться с рабочими. Это и держит". Данные по зарплате на УАЗе, предоставленные инспекцией труда, Сергей комментирует так: "Не надо путать топ-менеджеров, у которых 200–300 тысяч рублей в месяц и выше, и рабочих. Если рабочий получает 20 тысяч, он у нас считается высокооплачиваемым".
Но в некоторых вспомогательных подразделениях УАЗа есть зарплаты и по 8–9 тысяч рублей. Как прожить на эти деньги, спросили рабочие главу Ульяновска Сергея Панчина, который пришел на сход.
"Я жил на 1200, когда был безработным, – не моргнув глазом ответил Панчин. – Я за справедливую зарплату, которую надо заработать. Но я за собственника решений об индексации зарплат принимать не могу. Все вопросы решаются в рабочем порядке, а не на митингах. Есть судебные органы, есть профсоюзы. Идите туда".
Позиция профсоюзных лидеров вызывает у рабочих недоумение и скепсис. О председателе профкома УАЗа Викторе Бычкове отзываются как о милейшем человеке, но говорят, что как руководитель профсоюзного движения он не состоятелен: бывший начальник цеха всегда выражал интересы работодателя, однако для профсоюзного лидера главное – защита прав наемных работников.
"Знаю, что профсоюзы существуют, но я их не вижу, – говорит инженер-конструктор Сергей. – У них работа – проводить танцульки и увеселительные мероприятия типа "Алло, мы ищем таланты". Я вышел из профсоюза лет десять назад, когда понял, что он не играет никакой роли".
Представители работодателя не смогли сослаться ни на один документ, позволяющий наказывать за отлучку в туалет
Профсоюз встал на сторону работодателя и в недавней ситуации трудового спора. Слесарь механосборочных работ Юлия Старостина получила предупреждение и затем выговор за то, что на пять минут отлучилась в туалет, хотя это не повлияло на работу конвейера. Последующие взыскания могли обернуться увольнением. Старостина обратилась в суд, который встал на ее сторону и отменил взыскания. На суде представители работодателя не смогли сослаться ни на один документ, позволяющий наказывать за отлучку в туалет: за всю историю УАЗа такого просто не было. Женщина считает, что санкции руководства были политически мотивированными, поскольку 26 марта она выступила на митинге заводчан с требованием повышения зарплат, и уже через четыре дня получила первое взыскание.
Участники схода предпочли не называть своих фамилий. Почему люди боятся потерять рабочие места, где их зарплата не растет годами, понятно – городская служба занятости предлагает вакансии с зарплатами, как правило, не превышающими 10 тысяч рублей.
У нас в кои-то веки появилась очередь в наш лицензированный учебный центр
Руководство УАЗа предпочитает говорить не об индексации зарплат, а о материальном стимулировании работников, стремящихся повысить свою квалификацию. Для этого на УАЗе придумана система так называемых грейдов: если работник осваивает новые специальности или операции, он может получить более высокий грейд и, соответственно, прибавку к зарплате. Но для этого он должен сдать квалификационный экзамен. Впрочем, инженерно-технических работников это не касается.
"Эта система дает возможность увеличить заработок в среднем на 10–14 процентов, это даже больше, чем размер индексации, – говорит руководитель департамента информации и общественных связей УАЗа Константин Сазонов. – Мы делаем сложный продукт, поэтому чем выше квалификация работника – тем выше оплата. У нас в кои-то веки появилась очередь в наш лицензированный учебный центр. И таких людей, добившихся роста зарплаты через повышение грейда, у нас на заводе 70 процентов. В 2016 году такая динамика сохраняется, хотя ситуация в автомобильной отрасли сейчас сложная: в среднем по отрасли производство сократилось на 20 процентов. Так что если у кого-то не растет зарплата, значит, он отказывается повышать квалификацию".
"Администрация выдает повышение категорий за индексацию, но это разные вещи, – говорит рабочий сборочного конвейера Дмитрий. – Грейды касаются повышения квалификации, а зарплата должна индексироваться каждый год в соответствии с инфляцией независимо от квалификации".
В прошлом году УАЗ продал в России около 49 тысяч автомобилей – всего на 2 процента меньше, чем в 2014 году
Это так или почти так. В коллективном договоре предусмотрена ежегодная индексация зарплат, правда, с оговоркой: с учетом финансовых возможностей – то есть при наличии прибыли. В пресс-службе УАЗа сказали, что не располагают данными о прибыли за 2015 год, а также о количестве произведенных автомобилей. По информации автомобильного портала "Колёса.ру", на фоне других предприятий УАЗ смотрится неплохо. Несмотря на падения спроса на продукцию автопрома, УАЗу удалось избежать резкого спада. В прошлом году УАЗ продал в России около 49 тысяч автомобилей – всего на 2 процента меньше, чем в 2014 году, тогда как весь российский авторынок обрушился почти на 36 процентов. Как считает издание, заводу помогла новая версия внедорожника УАЗа "Патриот", поступившая в продажу в середине минувшего года. В 2015 году было реализовано 20 тысяч штук таких автомобилей (цена этого джипа в разной комплектации составляет от 750 тыс. до 1 млн 60 тыс. рублей). Неплохо закончил завод и первое полугодие 2016 года: по данным журнала для профессионалов авторынка "АвтоБизнесРевю", было продано 24 600 автомобилей (рост на 1 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), хотя в июле продажи упали сразу на 36 процентов.
Что касается прибыли, то отдельных данных по УАЗу по итогам прошлого года найти не удалось, зато известно, что группа компаний "Соллерс", куда входит УАЗ, стала единственным в России крупным автомобильным концерном, показавшим за 2015 год прибыль – 3,1 миллиарда рублей. В "Соллерсе" говорят, что прибыль получена в основном за счет устойчивых продаж продукции УАЗа. По данным первого заместителя правительства Ульяновской области Александра Чепухина, в 2015 году УАЗ заплатил 624,5 миллиона рублей налога на прибыль. Депутат Законодательного собрания области Алексей Куринный, который и проводил ту самую встречу с работниками завода, утверждает, что УАЗ получил за прошлый год полтора миллиарда рублей прибыли.
Таким образом, прибыль на заводе есть, но рабочие спрашивают, почему она не отражается на росте зарплат. Руководство холдинга подчеркивает, что в условиях сжимающегося авторынка рост зарплат привел бы к удорожанию конечной продукции и падению спроса на нее. Получается, что УАЗ держится на плаву за счет повышенной эксплуатации персонала?
"Наша основная цель в рыночной ситуации – сохранить коллектив и не допустить массовых сокращений персонала, – отвечает на этот вопрос Константин Сазонов. – Мы с этой целью справляемся: в последние годы крупных сокращений на УАЗе не было. Сегодня у нас работает 7300 человек, а с дочерними предприятиями – 11 тысяч".
В толпе периодически звучали призывы пойти и перекрыть городскую трассу
Рабочие на сходе выражали недовольство условиями труда, в частности некачественной и часто рвущейся спецодеждой, неудобной обувью. Люди уверены: если прибыль идет не на индексацию зарплат и улучшение условий труда, значит, ее делят хозяева предприятия и топ-менеджеры. В толпе периодически звучали призывы пойти и перекрыть городскую трассу, как это в начале 2000 годов сделали работники соседнего механического завода, именно так добившиеся выплаты долгов по зарплате. Глава города Сергей Панчин сказал собравшимся, что их баламутят некие "попы Гапоны", при этом он покосился на стоящего рядом участника губернаторской гонки Алексея Куринного. "Поэтому надо успокоиться и официально потребовать исполнения коллективного договора, – сказал Панчин. – Если встанет автозавод, вам и 10 тысяч негде будет заработать".
Требования индексации зарплат и возвращения пятидневной рабочей недели звучат на фоне предвыборной кампании, и люди понимают, что для действующей власти их выступления с экономическими требованиями неприятны, потому что портят благостную картину политически стабильного региона. "Мэр прибежал, чтобы голоса не ушли от "Единой России", от Морозова (губернатор Ульяновской области Сергея Морозова, фаворит губернаторских выборов 18 сентября. – РС) к КПРФ и Куринному", – считает работник ремонтной службы УАЗа Юрий.
Сергей Панчин сообщил собравшимся, что Ульяновская городская дума готовится продлить УАЗу льготы по земельному налогу. Он также пообещал, что Гордума обратится к руководству УАЗа с предложением провести индексацию зарплат.