Ссылки для упрощенного доступа

Теперь сланец решает все!..


По экспертным оценкам, с начала года в США было куплено новых земельных участков для бурения нефтяных скважин на 25 млрд долларов
По экспертным оценкам, с начала года в США было куплено новых земельных участков для бурения нефтяных скважин на 25 млрд долларов

Мировые цены на нефть эталонного сорта Brent, к цене которой привязана и экспортная цена российской нефти Urals, остаются выше 40 долларов за баррель уже пять месяцев подряд. Но сохранятся ли они и до конца года?

Агентство Reuters представило 31 августа итоги очередного опроса большой группы международных аналитиков и экспертов мирового нефтяного рынка. И впервые за последние полгода они снизили теперь свои прогнозы относительно средней цены нефти в 2016 году, полагая, что она составит менее 45,5 доллара за баррель. Ранее, начиная с февраля, этот ежемесячный прогноз, наоборот, только повышался.

В середине июля и Международное энергетическое агентство (структура Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР, объединяющей на сегодня 34 наиболее индустриально развитые страны мира), и Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) заявили, что, по их мнению, уже к концу 2016 года на рынке нефти можно ожидать восстановления баланса спроса и предложения. Возможно… Но для этого необходимо, как минимум, чтобы резко сократился тот самый “навес” предложения нефти над реальным спросом на нее в мире, который, собственно, и стал причиной трехкратного падения цен за последние два года.

Если иметь в виду развитие событий на рынке нефти в течение лета, можно ли предположить, что они как-то приблизили такой результат? Наш собеседник во Франкфурте – руководитель отдела сырьевых рынков аналитического управления немецкого Commerzbank, второго по величине банка Германии, Евгений Вайнберг:

“Навес” предложения над спросом, конечно, сокращается, но сокращается намного медленнее, чем ожидали большинство экспертов. И причиной отнюдь не является спрос – он-то как раз оказался сильнее, чем предполагалось еще несколько месяцев назад. Но, к сожалению для ОПЕК, добыча нефти в странах, не входящих в эту организацию, сокращается гораздо медленнее, чем ожидалось. Более того, некоторые из этих стран даже наращивают производство в последнее время – ввиду повышения цен. Это же привело к тому, что банкротства добывающих компаний, которые ожидались, например, в сфере сланцевой нефти в США, происходят отнюдь не в тех масштабах, как ожидалось. Так что в целом, возвращаясь к вашему вопросу, события последних месяцев приближают этот результат. Однако избыток нефти на рынке вряд ли исчезнет уже в этом году. Скорее, этого можно ожидать в первой половине будущего года.

А это, конечно, добавляет аргументов тем аналитикам, которые полагают, что цены на нефть в ближайшие месяцы могут упасть не только до 40 долларов, но, возможно, и до 30 с небольшим

На главное для мировых финансовых рынков событие августа – выступление председателя Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен на ежегодной конференции руководителей ведущих центральных банков мира в американском курортном городке Джексон Хоул 26 августа – мировой рынок нефти реагировал сначала резким взлетом цен, который очень скоро сменился столь же резким их падением. А уже на следующей неделе они снизились еще больше… Как объяснить такую динамику?

– Здесь два фактора. Во-первых, не стоит переоценивать эти выступления. Даже для валютного рынка в последние годы они оказывались, в общем-то, не столь уж значимыми. Так и на этот раз – оно, конечно, немного усилило доллар, но меньше, чем можно было ожидать. Если же говорить о рынке нефти, то, скорее, это событие случайно совпало с другим – сообщениями о том, что ракета, выпущенная со стороны Йемена, задела некую подстанцию в Саудовской Аравии. Это и подвело тогда к моментальному взлету нефтяных цен на один-полтора доллара, а не комментарии Джанет Йеллен. Но в целом рынок нефти сегодня явно “перегрет” – недавний взлет цен с 41 до более чем 50 долларов за баррель был, к сожалению, исключительно спекулятивным. И этот “перегрев” нужно будет как-то “убирать” с рынка. Поэтому я думаю, что цены могут сохранить, скорее, негативную динамику в ближайшие недели и даже месяцы…

А то, что Китай является одним из крупнейших производителей нефти, вообще как-то забыли! Он для всех так и оставался лишь крупнейшим импортером сырой нефти

Буквально накануне той самой встречи руководителей ведущих центробанков мира министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил в интервью, что в целом он не считает необходимым вмешиваться в действие рыночных сил и что рынок уже сам по себе “движется в правильном направлении”. По вашим предположениям, что именно здесь могло подразумеваться?

– Знаете, буквально за две недели до этого от Саудовской Аравии мы слышали иные заявления: мол, на предстоящей в сентябре встрече ОПЕК в Алжире стоит серьезно подумать о том, чтобы ограничить перепроизводство нефти. Я думаю, что в целом министр прав в том, что не нужно вмешиваться в действия рыночных механизмов. Они уже приводят к сокращению перепроизводства нефти в мире. Единственная политика, которая приведет к ожидаемым результатам в долгосрочной перспективе, это “сидеть и ждать”. Ждать, пока спрос вырастет, а прирост добычи нефти замедлится. Ведь ОПЕК уже не контролирует рынок нефти так же, как могла его контролировать еще три года назад или десять лет назад. Так что я согласен с этим высказыванием по сути, но при этом не могу понять, какую цель преследуют Саудовская Аравия и ее министр, чуть ли не еженедельно меняя свое мнение?

По моим оценкам, некая “правильная”, средневзвешенная цена сегодня на рынке с фундаментальной точки зрения – скорее 42–45 долларов, чем 35–40

Встреча группы нефтедобывающих стран мира в столице Катара Дохе в апреле этого года с треском провалилась. Очередная конференция самих стран ОПЕК в июне в Вене также закончилась, по сути, ничем. Теперь ожидается их новая встреча – в Алжире в конце сентября. На ваш взгляд, прибавилось ли в последние месяцы шансов на достижение каких-то договоренностей – как в рамках самой ОПЕК, так и ОПЕК с другими странами? О каком-то ограничении текущей добычи нефти… Или этих шансов отнюдь не стало больше – по сравнению с тем, что было в апреле или июне?

– Думаю, это просто смешно – рассуждать о каких-то возможных соглашениях. Стоит задуматься о том, насколько изменилась сама природа ОПЕК за последние годы и насколько ее нынешние действия сравнимы с тем, что предпринимают некоторые центральные банки, которым ОПЕК пытается подражать. Вспомним, как завершился кризис в еврозоне в июле – августе 2012 года. Марио Драги, руководитель Европейского центрального банка, произнес тогда знаменитую фразу: "Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить евро, и поверьте нам, этого будет достаточно". ОПЕК такой же риторикой пытается сегодня убедить рынок, что, мол, она в состоянии повысить цены на нефть и, мол, верьте нам, этого будет достаточно.

Во-первых, сегодня уже не существует “общей линии” стран ОПЕК – слишком в разном положении они находятся. Во-вторых, рынок этому не верит. Спросите любого эксперта, который понимает и динамику рынка, и стратегию ОПЕК в последние годы, насколько возможно новое соглашение? Причем не только его достижение, но и реализация... Почти наверняка он ответит, что шансы – буквально нулевые.

Ну, и третье, по поводу того, что "поверьте, этого будет достаточно", – нет, этого недостаточно. Допустим даже, что страны ОПЕК как-то договорятся и цены на нефть повысятся. Это приведет лишь к тому, что перепроизводство на рынке нефти будет сохраняться намного дольше, чем сегодня ожидается. Возможно, в краткосрочной перспективе цены вырастут до 60 долларов за баррель, но в долгосрочной перспективе они вновь упадут до 40 долларов или даже ниже. Поэтому повторю: единственная стратегия, которая приемлема для ОПЕК в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, – просто не торопиться и ждать. Но, увы, не все страны ОПЕК могут позволить себе такую стратегию, так как у них очень разные финансовые возможности.

Стоит задуматься о том, насколько изменилась сама природа ОПЕК за последние годы и насколько ее нынешние действия сравнимы с тем, что предпринимают некоторые центральные банки, которым ОПЕК пытается подражать

Мировые цены на нефть сорта Brent вот уже пять месяцев подряд не опускаются ниже 40 долларов за баррель – хотя, напомним, еще в конце января они падали аж до 27 долларов… По вашим представлениям, означает ли такая их динамика, что, скажем, и до конца года цены вряд ли упадут ниже 40 долларов? Или, наоборот, уровни последних месяцев отнюдь не исключают нового и заметного падения?

– И на рынке акций, и на рынке нефти невозможно вообще что-либо гарантировать! И опыт предыдущих двух лет этому учит. Скажем, еще два года назад всем представлялось, что, мол, снижение цен до 90 долларов за баррель – это ненадолго. И напротив, когда в начале 2016 года этого года бочка Brent подешевела до 27 долларов, многие ожидали, что уже вскоре цена упадет и до 15, и до 10 долларов. Так что настроения на рынке меняются вместе с ценами. Можно сказать, и я с этим согласен, что уровень в 40 долларов за баррель Brent является неким “полом” на данный момент для цен на нефть. Ведь если они уйдут ниже, спад добычи окажется в итоге гораздо большим, чем прирост спроса. В этом случае рынок очень быстро сбалансируется, и конечно, цены быстро “отскочат”. Поэтому я думаю, что они в дальнейшем могут понемногу расти ежегодно – скажем, на 5–10 долларов. Но ни 100 долларов за баррель, ни, наоборот, 30 долларов мы в ближайшие годы увидеть не должны. Если же иметь в виду самые ближайшие перспективы, то не исключено, что, поскольку рынок сильно “перегрелся” буквально за последние недели, мы увидим и “отскок” ниже 40 долларов. Хотя, по моим оценкам, некая “правильная”, средневзвешенная цена сегодня на рынке с фундаментальной точки зрения – скорее 42–45 долларов, чем 35–40.

Единственная стратегия, которая приемлема для ОПЕК в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, – просто не торопиться и ждать. Но, увы, не все страны ОПЕК могут себе это позволить

Как в нынешней уже ситуации вы оцениваете фактор сланцевой нефти США для текущего же ценообразования на нефтяном рынке? В последние недели появляется все больше сообщений о том, что те или иные американские нефтедобывающие компании и на некоторых месторождениях стремительно наращивают свои инвестиции в добычу…

– Сланец решает все!.. И с этим уже можно согласиться. То есть ту роль, которую в последние десятилетия играла на нефтяном рынке ОПЕК, будучи фактором, определяющим цену, эту роль теперь переняла сланцевая нефть. Вот почему не стоит ожидать, что цены подскочат до 100 долларов в ближайшие годы. Если они будут оставаться где-то между 50 и 60 долларами за баррель, можно ожидать, что компании сланцевой нефтедобычи будут ее наращивать.

Однако избыток нефти на рынке вряд ли исчезнет уже в этом году. Скорее, этого можно ожидать в первой половине будущего года

Обращают на себя внимание и другие сообщения последних недель в западной деловой прессе – о том, что в Китае сокращается собственная добыча нефти. И стало быть, стране никуда не деться от наращивания ее импорта – что, естественно, поддержит цены на нефть. Вы так же оцениваете такие перспективы?

– Это очень интересный фактор! Когда мы еще недавно говорили о том, что добыча нефти вне ОПЕК будет сокращаться, то, конечно, в первую очередь имели в виду Америку и в меньшей степени Россию, Норвегию или Мексику. А то, что Китай является одним из крупнейших производителей нефти, все вообще как-то забыли! Он для всех так и оставался лишь крупнейшим импортером сырой нефти. Но спад добычи в самой стране в этом году действительно впечатляет: он уже превысил 400 тысяч баррелей в день, то есть примерно 10% к уровню прошлого года. И это, конечно, уже серьезно. Этот фактор становится очень важным в перспективе. И это, кстати, одна из причин, почему мы не столь негативно оцениваем динамику цен на нефть в ближайшие месяцы – этот фактор, безусловно, будет “подогревать” импорт Китая.

Но в целом рынок нефти сегодня явно “перегрет” – недавний взлет цен с 41 до более чем 50 долларов за баррель был, к сожалению, исключительно спекулятивным. И этот “перегрев” нужно будет как-то “убирать” с рынка

Вспомним также о рекордных резервных запасах нефти, накопленных теперь в основных странах-потребителях и ставших фактически таким же значимым фактором для ценообразования на нефтяном рынке, как и избыточная добыча сырья… Появляются ли некие основания полагать, что эти запасы начинают сколько-нибудь заметно сокращаться? Или пока таких оснований нет?

– Пока все это, конечно, в будущем… Хотя само по себе сокращение этих запасов и не столь уж обязательно. Важнее постоянный рост спроса, а тогда и запасы могут увеличиваться. Но проблема сегодня в том, что и сезонная динамика, и другие факторы говорят о том, что эти запасы, если действительно сократилось перепроизводство нефти, также должны были сокращаться в последние месяцы. Но этого не происходит! То ли мы какую-то не ту статистику получаем, то ли рост спроса переоцениваем… И, скажем, в США, на крупнейшем рынке, эти запасы в последние недели скорее выросли, а не снизились, как ожидалось. Более того, мы видим теперь перепроизводство здесь не только по сырой нефти, но и на рынках нефтепродуктов. И если по дизельному топливу оно отмечается уже несколько месяцев, то теперь к нему добавился и рынок бензина. А это, конечно, добавляет аргументов тем аналитикам, которые полагают, что цены на нефть в ближайшие месяцы могут упасть не только до 40 долларов, но, возможно, и до 30 с небольшим. Ведь рынок не может стабилизироваться, пока спрос остается меньшим, чем предложение.

XS
SM
MD
LG