В московском Театре.doc состоялся последний показ спектакля "Болотное дело", посвященного судьбам людей, арестованных после событий 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве.
По словам авторов постановки, спектакль уходит в архив, поскольку все его герои вышли на свободу: "Мы обещали играть "Болотное дело" до тех пор, пока все герои, родственники которых давали интервью для спектакля, не выйдут на свободу. В конце октября освободился последний из них – Алексей Гаскаров", – говорится на сайте театра.
Документальный спектакль "Болотное дело", поставленный по пьесе екатеринбургского драматурга Полины Бородиной, впервые был сыгран в третью годовщину событий на Болотной площади – 6 мая 2015 года. В основе постановки – интервью с родителями, братьями, сестрами, невестами и женами фигурантов "Болотного дела", а также с теми, кто уже вышел на свободу.
Премьера спектакля сопровождалась повышенным вниманием со стороны полиции. Во время финальной репетиции, 5 мая 2015 года, театр посетил сотрудник центра "Э", предупредив, что в день премьеры "будет много наших". 6 мая 2015 года к театру приехала полиция, автозаки, появились сообщения о том, что в театре заложена бомба. Через несколько дней после премьеры стало известно, что владельцы здания на площади Разгуляй разорвали договор аренды с театром.
Последний показ спектакля "Болотное дело" прошел менее драматично. Небольшой зал в Малом Казенном переулке, куда переехал Театр.doc, был забит до отказа. Среди зрителей были и герои этой пьесы – освободившиеся фигуранты "Болотного дела": Николай Кавказский, Максим Лузянин, Алексей Полихович, Александр Марголин, Степан Зимин, Александра Духанина и Алексей Гаскаров, вышедший на свободу последним, – и их родственники. После спектакля состоялась импровизированная встреча "болотников" с режиссером спектакля – Еленой Греминой и актерами.
– Документальный театр – это такая интересная вещь, которая очень влияет на твою жизнь, когда ты им занимаешься, – делится впечатлениями Елена Гремина. – Поскольку мы работали над этим спектаклем, над этими материалами, у меня уже ощущение, что я этих людей близко знаю. Они-то меня мало знают, ну какая-то Гремина, Театр.doc. А я-то работала с их интервью, с интервью их мам, отцов, невест, друзей, у меня ощущение, что это мне близкие люди. Как они мне понравились, когда я прочла пьесу Полины Бородиной, точно так же сейчас мне показалось, что это милые, симпатичные, положительные молодые люди. У них отняли по 3,5 года жизни, у кого-то – больше, у кого-то произошли какие-то драмы в связи с этим. Но они в форме, они шутят, они относятся с иронией к себе, при этом никто из них не хочет уехать из России, они все стали сильнее и мощнее. Это не может не радовать, во всяком случае, у меня какое-то теплое чувство. Тут еще были мамы, в частности, одна из моих любимых героинь – мама Дениса Луцкевича Стелла Антон. Я ее вижу второй раз в жизни, одна приходила до этого на спектакль, но у меня ощущение, что я про нее очень много знаю, я ужасно сочувствую ей, ее сыну, хочется, чтобы у них все было хорошо. Это очень круто все.
У них отняли по 3,5 года жизни, у кого-то произошли какие-то драмы в связи с этим. Но они в форме, они шутят
– Вы говорили, что будет еще один спектакль о "Болотном деле"?
– Да, будет. Очень важный момент в этом унынии, в котором мы сейчас находимся, увидеть людей, которые ни на кого не обижены, которые полны сил. И мне хочется рассмотреть этих сильных, молодых, приятных, добрых людей с какими-то ценностями, которые не собираются уезжать из России, а собираются работать тут. Есть желание еще посмотреть на этих людей, на их опыт, как они смогли не сломаться в сложных экстремальных условиях: абсолютно городские, домашние парни, вне всякого криминала, вдруг оказались в тюрьме, в зоне и провели там целый отрезок жизни. И мы видим сейчас, как это у них получилось. Как Алексей Гаскаров говорит: "Да, это случилось, и ничего страшного". Мне кажется, это здорово. Как мы отказываемся уезжать и продолжаем тут работать, так и у этих ребят, мне кажется, такой же настрой. Это нам очень близко.
– Почему важно оставить эту историю, которая на самом деле не для всех закончена, еще несколько человек сидят в колонии, в культурной памяти людей?
– Потому что это свидетельство, это напоминание. Мы очень ценим то, что на наших спектаклях многие люди впервые узнают какие-то вещи. Например, у нас идет спектакль "Война близко", недавняя наша премьера, про войну в Украине, про дело Сенцова, и после него мы просим зрителей писать письма. Девушка одна написала так: "Я ничего об этом деле не знала. Не знала, что такое произошло, я и про вас раньше не знала, а теперь не могу забыть". Пользуясь силой театра, мы просим людей задуматься о чем-то, открываем им дополнительный мир, мы это любим, мы это умеем и будем делать дальше, – заключает Елена Гремина.
6 мая 2012 года согласованная с властями Москвы акция "Марш миллионов" завершилась столкновениями демонстрантов с полицией. Власти посчитали эти события "массовыми беспорядками" и возбудили уголовное дело. Правозащитники уверены, что столкновения спровоцировали городские власти. Всего по этому делу к ответственности было привлечено более 30 человек. Оправдан никто из них не был.
В колонии сейчас остаются четыре человека: осужденный за участие в массовых беспорядках Дмитрий Ишевский и Иван Непомнящих, а также осужденные за организацию беспорядков координаторы "Левого фронта" Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев. Еще двое – Дмитрий Бученков и Максим Панфилов – находятся в СИЗО.