Известный российский и советский футболист, тренер и эксперт Евгений Ловчев проанализировал положение дел в российском футболе.
– Леонид Слуцкий попал в центр внимания спортивных журналистов и болельщиков, я сам это хорошо помню, 11 лет назад, когда он возглавил футбольный клуб "Москва". О нем часто говорили как о специалисте какого-то нового, даже, можно сказать, западного типа, его любили и уважали болельщики других команд, даже непримиримых противников ЦСКА. Чем Слуцкий выделялся и выделяется на фоне остальных российских тренеров?
Евгений Ловчев: Я бы сказал, наверное, он раньше еще вошел в историю. Дело в том, что, когда в Элисте создавалась хорошая команда, и туда были приглашены, в частности, Игорь Шалимов, который только-только из Италии вернулся, и Николай Писарев, его помощник, то дубль тренировал Слуцкий. Когда были уволены вот эти два первых тренера, Слуцкий возглавил Элисту, и уже вошел в некую элиту тем, что стал тренировать команду Премьер-Лиги. А уже потом пошли "Москва" и иже с ними. Более того, Слуцкий ведь работал когда-то с юношеской волгоградской командой "Олимпия", и там два игрока было, которые затем вошли в сборную... не совсем помню фамилии, но потом они играли в сборной, на чемпионате Европы были. Поэтому Слуцкий уже тогда был довольно-таки заметным.
Если же говорить о его пути, то, наверное, у нас все-таки сложно с тренерами. Одно заявление Федуна когда-то было, что тренер - это 10 процентов успеха, и вот от этого, наверное, все руководители клубов сейчас рассматривают тренера с такой точки зрения: выиграл два матча – хороший тренер, проиграл два матча – все, плохой тренер, надо гнать. И ему, по большому счету, здесь повезло, что он попал в ЦСКА, к Гинеру, который не бросает своих. И даже были времена, когда у него не очень хорошие были с командой взаимоотношения, и Гинер поддерживал его, и это дало ему возможность раскрыться.
Но самым главным является... Вот я смотрю игры, и это как в свое время Лобановский, – предположим, сидит человек на лавочке запасных и качается, притом больной человек, по-другому не скажешь. Если посмотреть на его лицо, – больной человек. Но как только заканчивается матч, и он выходит на камеру, он говорит очень умные, трезвые и очень взвешенные слова, и самое главное, по-футбольному правильные. Это говорит о том, что у него ясный и очень хороший футбольный ум. Вот это самое главное, наверное, он совершенствуется всё время. Да, в последнее время он, наверное, не выдержал именно пресса, вот о чем я говорил – две игры выиграли, две игры проиграли... И, наверное, не очень правильно себя повел после чемпионата Европы, когда объявил, что "мы собрались с игроками и посчитали, что мы г... и что футбола в нашей стране нет". Конечно, на него набросились еще больше, и психологически он немножко не выдержал.
– Слуцкого можно назвать явлением в российском футболе?
Евгений Ловчев: Ну, конечно, можно! Человек неизвестный, не игравший в футбол, вышел, прошел этап определенный. Я еще раз говорю, он прошел команду в Элисте, потом была "Москва", потом "Крылья Советов", потом ЦСКА... И самое главное, как определяется величие тренера? Это то, что ты выиграл. Других мерил еще нету. И когда он в ЦСКА выиграл за 7 лет несколько чемпионатов и несколько Кубков… Притом мы помним один из кубков, когда они играли в Ярославле с "Аланией", и когда уходили замененные им там Мамаев, Дзагоев, они высказывались даже чуть ли ни матом, предположим, – и он и через это прошел, через недоверие игроков. И потом у игроков своей работой, своими достижениями он уважение завоевал. И, естественно, он стал заметной фигурой. Не случайно его в сборную позвали. Он прошел все этапы, и конечно, он заметная фигура. Сегодня молодые ребята многие, начиная с тех, которые рядом с ним, тот же Сережа Овчинников, который тренером работал вместе с ним в ЦСКА и в сборной, или Хохлов, или Колыванов, Аленичев, еще много-много молодых ребят, ну, такого же почти что возраста, как и он, – они начинали, у них что-то не получалось, отходили в сторону, и пока многие не всплывают. А он, в общем-то, на плаву остался, заметная фигура, тут вопросов нет никаких.
– Закончился осенний период чемпионата России по футболу, на первом месте московский "Спартак", который последний раз становился чемпионом 15 лет назад. Сейчас команду тренирует итальянец Массимо Каррера, который стал главным тренером фактически случайно, все ждали, что это место займет Курбан Бердыев, хотя многие специалисты указывали на то, что Каррера не менее его достоин этой работы. Насколько закономерно лидерство "Спартака" после первого круга и двух матчей второго?
Конечно, "Спартак" прибавил в организации игры в целом, прибавил в организации игры в обороне, и самое главное, прибавил в характере. В команде все-таки как-то возродился спартаковский дух уважения к своему клубу и борьбы за этот клуб
Евгений Ловчев: Оно закономерно с двух точек зрения. Конечно, "Спартак" прибавил в организации игры в целом, прибавил в организации игры в обороне, и самое главное, прибавил в характере. В команде все-таки как-то возродился спартаковский дух уважения к своему клубу и борьбы за этот клуб. И проводником этого является, может быть, сегодняшний капитан команды Глушаков, который и решающие мячи забивает, и, в общем-то, совершенно правильно ведет себя и в команде, и по отношению к болельщикам, и все это объединилось как бы в единое целое. Ну, потом "Спартак" на самом деле надолго ушел куда-то в тень, а Каррера... кто-то говорит – он не работал с серьезными клубами. Но, с другой стороны, когда-то Моуриньо работал в "Порту", а помощником у него был Виллаш Боаш, который писал там программы и тому подобное. И тот и другой стали заметными тренерами, когда-то приходится из тени великих выходить в главные. А поработать с таким тренером, как Конте, это, наверное, очень многое значит. И кстати, сегодня "Спартак" где-то напоминает по манере игры тот же "Ювентус" – очень надежная оборона, ну, может быть, забьем, и в конце концов забивают, как с "Амкаром" на последней минуте, когда забил тот же Глушаков. И сейчас вот в последней игре там тоже вырвали победу, Глушаков забил в концовке. А потом оберегают эту победу и этим напоминают... это, конечно, плохая копия "Ювентуса" или мадридского "Атлетико", который тоже играет в такой футбол. Эти ребята, не выигрывавшие никогда золотых медалей, заряжены этой идеей, наконец-то, прославиться и стать чемпионами... Ведь, в конце концов, все потом заканчивается, остаются где-то в шкафу или где-нибудь на видном месте медали, когда ты можешь детям или внукам показать, что "я стал чемпионом страны". И вот это Каррера раздул очень хорошо. И поэтому они бьются, откровенно говоря.
Хотя я бы здесь по чемпионату страны сказал такую вещь, что сдали команды как раз ведущие - это ЦСКА, "Зенит", а "Спартак" прибавил немножко. Но вот перед каждым туром начинаешь анализировать, вот играть будут с Уфой, с Оренбургом, с Тулой, – и нет уверенности, что любая из этих трех команд выиграет, и она на голову сильнее. Хотя затрачены большие деньги, у них условия совершенно другие. Поэтому здесь надо говорить о том, что подсдали большие клубы российские, – и наоборот, клубы, которые внизу находятся, увидели, что можно урывать что-то и у великих. И вот это выровняло наш чемпионат.
– Вы употребили словосочетание "большие деньги", и когда его слышишь, первым делом на ум приходит питерский "Зенит", который вроде бы и в этом сезоне не скупился на финансирование новых громких покупок. Почему при этом клуб откатился на второе место? Дело только в возрождении красно-белых? Или в "Зените" есть какие-то внутренние проблемы?
Евгений Ловчев: Ну, я думаю, что, во-первых, такая замена, как Халка на Кокорина или Гарая на Жиркова, предположим, это неравноценные замены. И потом, если "Зенит" ставил себе задачу выиграть Еврокубок, а он ставил себе такую задачу, то тогда надо было покупать уж не одного Гарая и Халка, а еще игроков их уровня, ну, сколько там можно... шесть легионеров, значит, шесть легионеров очень большого уровня, естественно. Они практически всех российских – и Кокорина, и Дзюбу, и Юсупова – подбирают одних из лучших, будем так говорить. И Шатов тот же. Но за всем этим ведь надо обязательно, чтобы команда была все время в тонусе. Вот смотришь английский чемпионат, и там в каждом туре то "Манчестер Сити" с "Манчестер Юнайтед", то "Арсенал" с "Ливерпулем", и любые команды, которые сейчас внизу находятся, или "Лестер", который в прошлом году засветился, сегодня внизу находится… Но все они бои дают! А здесь же сыграешь с "Краснодаром", вот как недавно "Зенит" сыграл и в концовке там проиграл, это был боевой матч, – а потом будешь играть с "Уралом", где напрягаться не надо, и можно спокойно выиграть. Надо чемпионат как-то подтянуть до хорошего уровня, и только тогда можно надеяться на то, что в Европе что-нибудь сделаешь. А потом ведь, смотрите: побежали отсюда игроки, и Халк побежал, и Гарай побежал, и Витцель смотрит на сторону, и Кришито смотрит на сторону. Да, хорошо, пришел Жулиано, хороший игрок, поначалу очень большое воздействие на командную игру оказал, а потом подустал чуть-чуть – и все, он один, а других-то нет, получается. Так что они подсдали по этой причине. А если говорить о деньгах, конечно, финансовые затраты и отдача от этих затрат, тем более это государственные деньги, как бы мы ни говорили "Газпром", компании какие-то… мы понимаем, что это государственные деньги, все равно не дают той отдачи, которую хотелось бы.
– Как бы вы в целом оценили ситуацию с судейством в российском футболе, в первую очередь в Премьер-Лиге? Проходят годы, но разговоров о предвзятом судействе, кажется, становится только больше. Этот фактор судейства действительно стал более заметным в российском футболе в последнее время или наоборот?
Евгений Ловчев: Нет, это всегда было. Знаете, еще когда я играл, у меня был друг – Жан-Жак Вринье, он управляющий банка французского был, мы с ним очень близко дружили, во Франции познакомились. И его другом был английский бизнесмен, который к нему приезжал, привозил краски для художника... по-моему, даже Налбадяна, который рисовал наших правителей. А он был футболистом. И Жан-Жак у меня просил иногда на футбол билеты, и я его спрашивал все время: "Слушай, а как англичане смотрят, как наши судят?" И он мне сказал простую вещь: "Ваши судьи нормально судят, только они знают, кто с кем играет, на каком поле, у кого кто хозяин, и кому больше в этой игре нужен выигрыш". Это и сегодня продолжается. Ребята трусоваты очень. Личностей среди них совершенно нет! И поэтому они, когда судят в Питере или в Москве, кого-то отпускают, кому-то не дадут карточку, еще что-то... Это не значит, что они подсуживают, ведь по большому счету, не дали или, наоборот, дали пенальти, – ну, те же ЦСКА, "Спартак" или "Зенит" должны забить два мяча, но они же их не забивают. Судьи-то голы не забивают, они могут назначить пенальти, не назначить пенальти, спорные моменты, но все равно если момент спорный, можно давать, а можно не давать. Просто уровень тех ребят, которые приходят туда, слабоватенький, честно говоря. И здесь просто вопрос воспитания судей.