Ссылки для упрощенного доступа

Процентное преимущество России


С сентября 2016 года Банк России менял ключевую ставку лишь однажды – в конце марта
С сентября 2016 года Банк России менял ключевую ставку лишь однажды – в конце марта

На ближайшем заседании совета директоров Центрального банка России (ЦБ), которое состоится 28 апреля, его участники могут обсудить два варианта снижения ключевой ставки – на четверть или на половину процентного пункта: темпы замедления инфляции открывают возможность снижения ставки уже в апреле, заявила в четверг председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Понижение ставки, с одной стороны, ведет к снижению привлекательности российских активов для капиталов из-за рубежа, приток которых, именно из-за разницы в ставках с другими странами, является одним из главных факторов укрепления российского рубля в последние месяцы. С другой стороны, снижая свою ключевую ставку, Центральный банк задает тренд всем остальным процентным ставкам в экономике, в том числе по банковским кредитам. Возможное влияние вероятного теперь очередного снижения ключевой ставки Банком России обсуждаем с экспертами в Москве.

В течение 2016 года общий объем зарубежных вложений только в российские государственные облигации, по данным Банка России, увеличился в 1,5 раза, за два первых месяца 2017 года – еще на 6%. При этом общая доля российских облигаций федерального займа (ОФЗ), принадлежащих зарубежным владельцам, за 14 месяцев выросла на треть и к началу марта составила почти 27,5%.

А значит, банкам просто нет смысла "переплачивать" за такой и без того дорогой источник средств для них, как депозиты населения

Такой приток обеспечила высокая доходность этих вложений, благодаря, с одной стороны, высокой ключевой ставке Банка России, а с другой стороны, резкому замедлению инфляции. В итоге реальные процентные ставки, то есть за вычетом инфляции, оказываются высокими, обеспечивая этим инвесторам гораздо больший доход на их вложения в Россию, чем в других странах. Приток этих капиталов и стал одним из главных факторов укрепления российской валюты в последние месяцы, ведь ОФЗ покупаются за рубли.

По идее, любое снижение Банком России своей ключевой ставки сокращает доходность таких вложений, что ведет к сокращению спроса этих инвесторов на рубль, а значит, и к его ослаблению.

Однако, с учетом динамики притока этих капиталов в Россию за последний год, можно ли ожидать его заметного сокращения, если Центральный банк 28 апреля вновь, уже второй раз в этом году, решит снизить свою ставку – на четверть или на половину процентного пункта – с нынешних 9,75% годовых? То есть всего через месяц после ее предыдущего снижения, в конце марта…

Вячеслав Смольянинов, главный стратег финансовой компании "БКС":

– Не думаю, что приток капитала заметно сократится даже в случае снижения ставки на половину процентного пункта. Это просто покажет, что ЦБ действует агрессивнее, чем и рынок ожидал в целом, и чем сам ЦБ прогнозировал в течение многих месяцев. Само же это решение ничего принципиально нового не принесет. По-прежнему на рынке сохраняются ожидания, что к концу года ключевая ставка уйдет ниже 9%. Но даже при этом реальные ставки в России остаются очень высокими. Поэтому сама динамика снижения ключевой ставки ЦБ способна разве что как-то перераспределить притоки этого капитала в рамках этого периода времени, но вряд ли повлиять в целом на их направление.

Рынок, как можно предположить, уже заложил в текущие котировки очередное снижение ключевой ставки Банком России. Но если оно в ближайшие месяцы будет относительно постепенным, то и резкого разворота этих капиталов не стоит ожидать? Или еще не факт?

Вячеслав Смольянинов:

– Нужно помнить, что речь идет здесь о российском, если угодно, "преимуществе" – в смысле реальных ставок. На других развивающихся рынках мира и на многих развитых рынках эти ставки сейчас гораздо ниже, чем в России. Когда Россия окажется менее привлекательной этом отношении для инвесторов, вот тогда и можно будет говорить, что этот капитал станет искать какие-то другие возможности по всему миру, ведь в принципе Россия конкурирует с другими развивающимися рынками за одни и те же деньги. Пока об этом речь не идет, реальных ставок в 5%, ну, практически нигде в мире не найти. И если вдруг ЦБ начнет снижать ставку более агрессивно, чем ожидалось, это будет четким сигналом для рынка, что, скорее всего, доходность вложений будет снижаться быстрее, чем теми темпами, на которые сегодня "закладывается" рынок.

Думаю, что и этот раз не станет исключением, и мы увидим изменение ставок по кредитам примерно на ту же величину, на какую будет понижена ключевая ставка ЦБ

Курс рубля на Московской бирже слабо реагировал в четверг на заявление председателя Центрального банка о вероятности снижения ключевой ставки в конце апреля. Как, впрочем, было и в конце марта, когда ставка впервые за полгода была снижена – на четверть процентного пункта. Что, предполагаемое снижение слишком невелико, чтобы реакция оказалась более заметной?

Олег Кузьмин, главный экономист по России инвестиционной компании "Ренессанс Капитал":

– Дело в том, что рынок уже ожидает снижения ставки на ближайшем заседании ЦБ. И склоняется к тому, что оно составит четверть процентного пункта. То есть заявление вполне соответствовало ожиданиям рынка и в значительной степени было учтено уже в его котировках.

То есть в любом случае значительная часть того притока иностранного капитала, который мы сейчас видим, относится к самому "качественному", если так можно сказать, зарубежному капиталу, присутствующему на развивающихся рынках

Банк России отмечал недавно, что укрепление рубля в начале этого года было вызвано в большей степени благоприятным торговым балансом России, чем притоком зарубежного капитала в российские активы. Однако у этого баланса есть своя сезонность. В частности, импорт в начале года традиционно меньше, что, соответственно, улучшает общий баланс. Но во 2-3-4 кварталах года импорт также традиционно нарастает, тогда как российский экспорт, на две трети сырьевой, меняется в объемах гораздо меньше. Стало быть, общий торговый баланс закономерно ухудшается. А потому возрастает значимость для курса рубля именно притока зарубежного капитала. В свою очередь, его объемы во многом будут зависеть от темпов снижения ключевой ставки Центральным банком…

Олег Кузьмин:

Действительно, начиная со второго квартала, положительное сальдо и торгового баланса России, и в целом текущего счета сокращается. Что, соответственно, приведет к усилению влияния на курс рубля потоков капитала. Мы, например, ожидаем, что рубль несколько ослабеет, и его курс окажется ближе к 60 за доллар в оставшейся части года. Однако вряд ли стоит ожидать сильного его снижения. Во-первых, пока нет поводов ожидать резкого увеличения чистого оттока капитала из России. Во-вторых, само снижение ключевой ставки Центрального банка будет умеренным, из-за чего и реальные ставки будут оставаться привлекательно высокими. Наконец, не следует преувеличивать и саму долю "спекулятивного" капитала на российском рынке. Ведь значительная часть вложений в те же российские государственные облигации приходится именно на долгосрочных инвесторов, которые закладывались на перспективу и снижения инфляции в России, и проведения в ней достаточно жесткой денежно-кредитной политики. И пока эти приоритеты не изменятся (а мы не думаем, что они поменяются в обозримой перспективе), инвесторы не станут массово распродавать российские активы и уходить на другие развивающиеся рынки. То есть в любом случае значительная часть того притока иностранного капитала, который мы сейчас видим, относится к самому "качественному", если так можно сказать, зарубежному капиталу, присутствующему на развивающихся рынках. Поэтому какое-то умеренное снижение ключевой ставки Центрального банка, на мой взгляд, не вызовет распродажу российских активов.

Вот тогда и можно будет говорить, что этот капитал станет искать какие-то другие возможности по всему миру, ведь в принципе Россия конкурирует с другими развивающимися рынками за одни и те же деньги. Пока об этом речь не идет, реальных ставок в 5% практически нигде в мире не найти

Снижение или, наоборот, повышение Центральным банком своей ключевой ставки неизбежно задает тренд всем остальным процентным ставкам в экономике, начиная со ставок по банковским кредитам в ней. Вспомним, к началу марта (более поздних оценок ЦБ пока не представил) при годовой инфляции в 4,6% средняя ставка по кредитам частным лицам на срок более одного года (а это 93% всех таких кредитов) составляла 16% годовых. По кредитам компаниям и предприятиям на срок, наоборот, до одного года (73% от всех) средняя ставка составляла 11,5% годовых. Если теперь Банк России снизит ключевую ставку на четверть или на половину процентного пункта, то есть до 9,5% или 9,25% годовых при текущей инфляции чуть более 4%, сколь заметно это может отразиться на ставках по кредитам в экономике?

Дмитрий Феденков, руководитель аналитического управления шведского банка Nordea, Москва:

-– Мы как раз недавно анализировали, насколько коррелируют ставки по кредитам с изменением ключевой ставки ЦБ. И оказалось, что степень такой корреляции довольно высока. Да и разрывы по времени между изменением ключевой ставки и тем, когда меняются ставки по кредитам, минимальны – это влияние начинает проявляться буквально в течение одного-двух месяцев. Думаю, что и этот раз не станет исключением, и мы увидим изменение ставок по кредитам примерно на ту же величину, на какую будет понижена ключевая ставка ЦБ. Ведь для ставок по кредитам велико значение стоимости привлеченных самими банками средств, в том числе от Центрального банка, на которую напрямую и влияет как раз ключевая ставка. Плюс к этому в стоимость кредита банки закладывают определенную "премию" за собственный риск, которая отражает и данный вид кредитования, и конкретные риски для них со стороны отдельно взятого заемщика. Но если мы смотрим на тренды в целом, то динамика ставок по кредитам достаточно точно "отслеживает" изменения ключевой ставки ЦБ.

По-прежнему на рынке сохраняются ожидания, что к концу года ключевая ставка уйдет ниже 9%. Но даже при этом реальные ставки в России остаются очень высокими

В свою очередь, процентные ставки по частным банковским вкладам в России оказываются теперь уже вдвое ниже ставок по кредитам частным лицам. Так, за первую декаду апреля средняя максимальная ставка в 10 крупнейших по объему привлеченных средств населения российских банках составила 7,8% годовых – это минимальный уровень за всю историю их ежемесячного мониторинга, который Центральный банк начал в 2009 году. Здесь можно, конечно, говорить о таком факторе, как резкое замедление инфляции в стране… Но, видимо, в гораздо большей степени – о том, что самим банкам эти деньги не очень-то и нужны: в условиях резкого спада доходов населения закономерно сократился и спрос на новые кредиты…

Дмитрий Феденков:

– Здесь драйвером является именно спрос на кредиты. То есть мы исходим из того, как те средства, которые банки привлекают, могут быть ими в дальнейшем размещены, чтобы, собственно, приносить банкам доход. Пока же статистика ЦБ фиксирует, что объемы кредитования в стране продолжают сокращаться. Скажем, по кредитам нефинансовым компаниям, с учетом валютной их переоценки, сокращение с начала года составило 0,8%. По кредитам физическим лицам – минус 0,1%. А значит банкам просто нет смысла "переплачивать" за такой и без того дорогой источник средств для них, как депозиты населения. И, скорее всего, давно уже проявившаяся тенденция снижения ставок по депозитам продолжится и до конца года. Если, конечно, мы не увидим вдруг какого-то взрывного роста кредитования. На что (по крайней мере, пока) особых надежд возлагать, к сожалению, не приходится.

XS
SM
MD
LG