Ссылки для упрощенного доступа

"Нас называли бесами и антихристами"


Жители российских городов продолжают борьбу с необдуманными, по их мнению, планами по строительству новых храмов. Люди возмущены тем, что решение о возведении культовых объектов принимается без учета их мнения. В марте на акцию в защиту городского пруда, где должен появиться храм на воде, вышли екатеринбуржцы. В начале апреля томичи составили петицию против строительства часовни на Новособорной площади. А в понедельник, 24 апреля, закончили сбор подписей под петицией и обращением к городским властям красноярцы. Ситуация во всех городах схожая: решение о строительстве храма, зачастую на популярном в городе месте прогулок и отдыха, принимается без учета мнения горожан.

Протест в Красноярске вызвали планы по строительству собора на Стрелке, участке набережной Енисея. Горожане требуют, чтобы с их мнением считались, и собирают подписи за проведение референдума по поводу возведения храма. "Поводом для дискуссии стали заявления представителей красноярской епархии и мэрии о том, что строительство собора на Стрелке – дело решенное. Многие красноярцы императивную форму этих высказываний расценили как неуважение к ним, к их мнению", – говорится в петиции.

Государству пора начинать прислушиваться к мнению людей, тем более когда речь идет о решении важных вопросов

– Мы не против строительства собора как такового. И не против веры. Я сама православная христианка и считаю, что собор (если для него выбрано достойное место) может стать украшением города, – говорит Елена Уляшева, инициатор акции, председатель палаты правозащитных организаций Красноярского края. – Мы за то, чтобы общественное мнение было услышано. Государству пора начинать прислушиваться к мнению людей, тем более когда речь идет о решении важных вопросов. Судя по откликам красноярцев, эта проблема – желание быть услышанными – действительно назрела. Я даже не ожидала, что столько людей нас поддержит.

Елена Уляшева, председатель палаты правозащитных организаций Красноярского края
Елена Уляшева, председатель палаты правозащитных организаций Красноярского края

Сначала обращение, составленное Еленой, подписывали в специальных пунктах по сбору подписей, которые каждый день работали в разных районах города. Затем была опубликована и электронная петиция. Под ней за считаные дни подписи поставили около 1000 человек – столько же, сколько и под письмом. В соцсетях появляются все новые группы, в которых тоже идет сбор подписей. Но сама идея строительства храма возникла еще несколько лет назад.

В 2012 году в Красноярске побывал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он и указал на то место, где должен появиться собор, на Стрелке. Чуть выше – Большой концертный зал, рядом – набережная, вблизи – мост на остров Татышев, любимое место отдыха горожан. Почти вплотную к тому участку, где планируется возвести собор (камень на месте будущего строительства давно заложен, установлен и памятный крест), примыкает оживленная проезжая часть. Именно на этой территории и планируется построить Богородице-Рождественский собор по тем же чертежам и с теми же параметрами, какие были у храма, разрушенного в 1936 году. Это значит, основание его в длину будет 55 метров, а высотой собор будет примерно с 20-этажный дом. В церкви считают, что со строительством храма будет восстановлена историческая справедливость. Но это не так: разрушенный собор находился в другом месте – там, где сейчас расположено здание краевой администрации.

Памятный крест на том месте, где планируется строительство собора
Памятный крест на том месте, где планируется строительство собора

"Если большинство красноярцев и решит восстанавливать собор, логично отдать дань уважения истории и возвести его на площади Революции", – считают авторы петиции.

Но главное, что решение о строительстве принималось без учета мнения как обычных горожан, так и профессионалов.

У нас сейчас наблюдается какой-то подхалимаж, пресмыкательство перед церковью, которая вообще-то отделена от государства

– Нас, когда решено было строить собор, вызвали к мэру. Там и красноярский митрополит был. Мы высказали свое мнение по этому вопросу. А институт "Гражданпроект" даже целую брошюру подготовил, в которой детально объяснено, почему на Стрелке строить собор нельзя: это и неграмотно, и опасно, – рассказывает архитектор Ольга Смирнова. – Мы все, кто был на той встрече, – члены Союза архитекторов России. А в уставе этой организации есть положение, согласно которому мы должны защищать общество от неграмотных градостроительных решений. Мы и пытались это сделать, ссылаясь на определенные профессиональные моменты. А нам в ответ предъявляли один аргумент: "Патриарх сказал". И в телеэфире называли нас бесами и антихристами. Считаю, у нас сейчас наблюдается какой-то подхалимаж, пресмыкательство перед церковью, которая вообще-то отделена от государства.

Ольга Смирнова, архитектор
Ольга Смирнова, архитектор

Почему место на Стрелке архитекторы сочли неудачным? Во-первых, в этом районе, говорит Смирнова, сформирован гармоничный, уникальный архитектурный ансамбль, в который собор не впишется. Во-вторых, объясняет она, здесь "нехорошие" грунты: галечник, ил, грунтовые воды близко.

– Чтобы построить там собор, нужно бить сваи метров 50 глубиной, иначе конструкция не будет устойчивой. Это дорого обойдется. Стоит ли оно того, тем более что возводить храм собираются на частные пожертвования? – говорит Ольга Смирнова. – Да и в целом место неудачное. Собор мог бы украсить и облагородить, например, новый микрорайон, расположенный на возвышении. А здесь он только нарушит существующий ансамбль. Кроме того, у православной церкви есть такая особенность – отгораживаться заборами. Так что эта территория будет недоступна многим горожанам – неверующим или представителям других конфессий. А ведь строится храм не на год-два, а навсегда. Неужели об этом нельзя подумать?

Камень на месте будущего строительства храма
Камень на месте будущего строительства храма

Указывали архитекторы и на другие недостатки проекта: например, плохую транспортную и пешеходную доступность территории. Она и сейчас не на высоте, а после строительства храма ситуация ухудшится, ведь, например, места для парковки автомобилей поблизости нет.

– Я детально с проектом собора не знаком, потому не могу его в полной мере оценить. Могу лишь сказать, что у меня как у специалиста есть большие сомнения в эстетических и композиционных достоинствах этого решения, – добавляет архитектор Алексей Мякота, руководитель мастерской "АДМ". – Кроме того, я точно знаю, что в генеральный план Красноярска этот собор не включен. Уже поэтому странно, что возникла идея о его строительстве.

Тем не менее этой весной вопрос окончательно решился. Все документы на земельный участок были оформлены – его передали в собственность церкви. Начались изыскательские работы. Стала известна и стоимость строительства – 1,2 млрд рублей. Эта сумма стала еще одной причиной возмущения у красноярцев.

"Вопрос к Эдхаму Шукриевичу (Акбулатову, мэру Красноярска. – Прим.): если так легко можно найти спонсоров, то почему у нас в плачевном состоянии находятся больницы, сиротские приюты и инфраструктура города? Возникает вопрос и к красноярской епархии: сколько за последний год она открыла воскресных школ, домов призрения, ночлежек для бомжей, бесплатных столовых для нищих красноярцев? Ведь, как известно, основная миссия представителей церкви – не удивлять роскошью соборов и не собирать под себя муниципальные земли, а нести освобождение от мук обездоленным", – говорится в петиции.

В Красноярской епархии с таким представлением о роли православной церкви не совсем согласны.

Авторы письма уверены, что главная задача церкви – это некая социальная работа, благотворительная деятельность, но это не совсем так

– Авторы письма уверены, что главная задача церкви – это некая социальная работа, благотворительная деятельность, но это не совсем так, – рассказал Андрей Скворцов, руководитель службы протокола Красноярской епархии. – Что касается вопроса о строительстве собора на этом месте, он обсуждался долгое время. И очень странно, что, когда решение уже принято, делается все, чтобы собор не был построен. Рассматривались разные участки для возведения храма. За это время многие из них оказались застроены. К тому же какую территорию ни выбери, у нее найдутся и сторонники, и противники. Так, может, остановимся уже на этой, тем более что решены многие юридические вопросы, в том числе с передачей собственности на землю?

Но сторонники и противники нашлись не только у строительства собора на Стрелке, но и у референдума. Требование открыто обсудить строительство храма вызвало споров не меньше, чем сам проект.

Православие считает гордыню грехом, а ведь в данной ситуации, настаивая на своем, церковь и сама проявляет гордыню

– Референдум обязательно нужен, – считает Ольга Смирнова. – Строить такие объекты без обсуждения – антигражданский поступок. Вот православие считает гордыню грехом, а ведь в данной ситуации, настаивая на своем, церковь и сама проявляет гордыню. Церковь, вера и религия – разные вещи, и этот пример – лишнее тому подтверждение. Это как в свое время Черномырдин говорил: что у нас ни делай, все равно получается КПСС.

А вот Александр Банников, директор проектного бюро "Архитектон", которое разрабатывает проект собора, считает: никакие референдумы не нужны.

По моему мнению, референдумы несут определенный негатив

– Я думаю, что крайне узкий круг людей возражает против строительства собора. Что касается общественного обсуждения этого проекта... По моему мнению, референдумы несут определенный негатив, это раскачивание лодки, которое ни к чему хорошему не ведет, – говорит Банников. – У нас уже были в истории 1990-е, когда мы голосовали и выбирали всех и вся. Это привело в конечном счете к развалу страны, последствия того периода мы уже 25 лет не можем расхлебать. Неужели хотим повторения? Да и не нужен референдум, если все юридические вопросы разрешены, все сделано по закону. Без этого никакие работы бы не начались. Мало ли кто что строит в Красноярске – неужели по каждому объекту надо голосование проводить?

Алексей Мякота, напротив, уверен: референдум необходим как возможность для всех сторон прийти к компромиссу, а для архитекторов – понять и учесть настоящие запросы общества.

На многообразие мнений нужно научиться смотреть спокойно и по возможности учитывать их все

– Референдум – это шаг к гражданскому обществу. Это способ прийти к консенсусу, договориться. Другое дело, что референдумы надо проводить еще до того, как какие-либо проекты были разработаны, – говорит Мякота. – На многообразие мнений нужно научиться смотреть спокойно и по возможности учитывать их все. Кстати, и работа архитектора состоит не только в каких-то узкоспециальных вещах, связанных, например, с эстетикой объекта, но и с идеологическими, политическими соображениями. Референдум поможет понять настоящие запросы общества. А решать поставленные задачи с учетом общественных запросов – это и есть профессионализм.

Сейчас сбор подписей закончен. И петиция, и листы с обращением, на которых поставили свои имена красноярцы, будут направлены в мэрию и горсовет. Там и решат вопрос о проведении референдума или общественных слушаний.

XS
SM
MD
LG