Против гендиректора ГК "Тион" Дмитрия Трубицына возбуждено уголовное дело по статье 238.1 ч. 2 УК РФ ("Производство и сбыт незарегистрированных медицинских изделий, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору"). 8 июня в его квартире и в офисах компании в Новосибирске, Бердске и Москве были проведены обыски с изъятием; на следующий день суд Советского района Новосибирска избрал в отношении Трубицына домашний арест в качестве меры пресечения. 3 августа суд продлил домашний арест до 5 октября этого года: в этот период Трубицыну разрешено общаться только с родственниками и защитой.
Ситуация вокруг группы компаний "Тион", занимающейся исследованиями, разработкой и производством воздухоочистительного оборудования, развернулась задолго до заведения уголовного дела. Так, еще 2 октября прошлого года основатель ГК Дмитрий Трубицын в своем фейсбуке написал: "Итак, на нас напали и мы приняли бой!", сообщив также, что компания уже подготовила исковое заявление к телеканалу РЕН-ТВ. Речь идет о сюжетах, появившихся на РЕН-ТВ и в газете "Коммерсантъ" в конце сентября, в которых сообщается, что оборудование, поставленное "Тионом" в ряд бюджетных учреждений России, якобы не только не зарегистрировано Росздравнадзором, но и представляет угрозу здоровью граждан. Уголовное дело было заведено только в июне, основанием для него, в числе прочего, стала экспертиза, проведенная одним из центров Росздравнадзора. Соучредитель "Тиона" Оксана Трубицына утверждает, что в проведенной экспертизе отсутствуют, собственно, технические испытания оборудования, которые могли бы привести к каким-либо выводам. Кроме того, результаты этой экспертизы были получены компанией "Тион" через два месяца после ее проведения, и к этому моменту, как отмечает Оксана, ими "уже вовсю пользовались наши конкуренты".
Основная претензия следствия, как и конкурентов (о чем ниже), имеет отношение к фотокаталитическому фильтру, которым оснащалось воздухоочистительное оборудование компании до 2011 года. Следствие заявляет, что Трубицын с корыстной целью тайно остановил оснащение бризеров этими фильтрами, не сообщив об этом клиентам и оставив цену оборудования на прежнем уровне. Также следствие полагает, что отсутствие фотокаталитических фильтров сводит на нет способность оборудования обеззараживать воздух и, следуя довольно извращенной логике, может стать источником вреда для здоровья. В этом эпизоде имеется одно некорректное обстоятельство, целиком исключающее событие преступления: компании вменяют скрытый отказ от фильтра в 2015–2016 годах, тогда как избавились от него открыто и в 2011-м. Виталий Фольц, генеральный директор холдинговой компании "Тион", в комментарии РС объясняет: "Отказ от фотокаталитического блока в 2011 году произошел открыто. Это можно проследить по изменениям регистрационных удостоверений в 2011 году и нашим маркетинговым материалам. Отсутствие фотокаталитического блока на протяжении всего этого времени позиционировалось как конкурентное преимущество оборудования "Тион", и рынок был прекрасно об этом осведомлен".
По этим же самым материалам можно проследить, что в 2015–16 годах никакого изменения технологии фильтрации не было. В компании считают, что следствие выбрало данный временной период по причине того, что именно тогда (с января 2015-го) была введена статья 238.1 УК РФ, которая дала формальный повод возбудить уголовное дело. Что касается, собственно, избавления от фотокаталитического фильтра – хоть это и не так важно при всех допущениях следствия – компания "Тион" в отношении этого действует на двух основаниях, как поясняет Фольц: "Первое – научное. Независимые лабораторные исследования подтвердили, что фотокаталитический блок не принимает участия в обеззараживании. Собственная технология ТИОН по обеззараживанию с помощью озона полностью решает поставленную задачу. Второе – экономическое. Фотокаталитический блок является дополнительным потребителем электроэнергии, а кроме того, сам требует регулярной замены в силу ограниченного срока службы УФ-ламп".
Другая – имеющая несколько более реальную фактическую, хоть и формальную, основу – претензия следствия состоит в отсутствии одного из регистрационных удостоверений, а точнее, в его присутствии без некоторых уточнений, должных быть внесенными после отказа от фотокатализа. На сайте pravda.tion.ru, созданном для прояснения ситуации вокруг следствия, компания называет это "непредумышленным несоблюдением бюрократических правил регистрации медицинских изделий, в понимании которых у рынка имелась неопределенность". В данной ситуации очень легко возникнуть неопределенности; так, например, Росздравнадзор 15 июня 2016 года выпускает письмо, в котором сообщает, что им выявлен оборот незарегистрированных медицинских изделий производства ООО "Аэросервис" (дочерняя компания "Тиона"); через 12 дней выходит другое письмо, в котором сообщается, что эти же самые устройства допускаются к обращению. Оксана Трубицына поясняет, что выводы "об опасности применения оборудования сделаны на основании не точного соответствия массы очистителя воздуха, указанной в руководстве по эксплуатации, и массы, указанной в регистрационном досье". Новое регистрационное удостоверение было получено только в начале 2017 года, причем это удостоверение на те же устройства, незаконная реализация которых вменяется Трубицыну. Более того, следствие полагает получение новых регистрационных удостоверений попыткой сокрытия следов преступления.
Можно было бы считать все это дело зашедшей далеко правовой коллизией, если бы не настойчивые намеки участников процесса на грязную конкуренцию. Сам Трубицын делился туманным постом якобы представителя конкурирующей компании, который был удручен нечестными способами конкуренции, якобы практикуемыми в отношении "Тиона" некой "третьей стороной". Оксана Трубицына, как уже было указано выше, тоже говорит о неких конкурентах. Официальную позицию Свободе озвучил Виталий Фольц: "Мы никого не подозреваем, в создании и распространении слухов не участвуем". Слухи появляются, впрочем, и без участия компании, и даже Владимир Соловьев 10 октября 2016 года посвящает "Тиону" часть эфира на "ВестиFM", где фактически обвиняет Марата Загидуллова в использование админресурса для давления на компанию-конкурента. Достаточно почитать отрывочно существующую биографию Загидуллова, чтобы поверить даже вышеуказанному радиоведущему. Так или иначе, в 2014 году Загидуллов покупает 50% акций компании – производителя воздухоочистителей ООО "Поток-Интер", которая к тому моменту почти исчезает с рынка (годовая прибыль компании в 2012 году составляет 1,68 млн руб; для сравнения: "Тион" в 2012 году заработал 450 млн). Загидуллов обещает кроме инвестирования заниматься и продвижением продукции компании; правда, не сообщает, какими способами. Непонятно, почему "Поток" называют главным конкурентом "Тиона" – то ли из-за Загидуллова, то ли из-за уникальных технологий, которыми "Поток" якобы обладает. Непонятно также, почему именно эта компания была озвучена в эфире "ВестиFM" в качестве заказчика; Соловьев цитирует в программе личное письмо Трубицына, из чего можно сделать вывод, что именно основатель "Тиона", обладающий, как сам признавался, знанием о том, "что происходит и кто за этим стоит", поделился в частном порядке с ведущим данными о подковерной борьбе.
В настоящее время работа компании сохраняется в прежнем режиме, несмотря на немотивированно серьезную меру пресечения Трубицыну; бизнес немедицинского оборудования компании затронут не был. Весной этого года бризеры "Тион" попали в десятку рейтинга РБК "30 сделанных в России продуктов для людей", где соседствуют, например, с Yota, Telegram и "Яндекс.Такси". Компания является резидентом Сколково и Технопарка новосибирского Академгородка, где и находится их штаб-квартира и научно-исследовательский центр.