Ссылки для упрощенного доступа

Астрология в нашей жизни


Фрагмент астрономического циферблата Пражских курантов
Фрагмент астрономического циферблата Пражских курантов

Как часто вы читаете гороскоп?

Архивный проект "Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад". Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?

Почему средневековая наука - астрология - так популярна? Обсуждают: Джей Стюарт - профессор медицины, Генри Уайнгартан - директор нью-йоркского "Астрологического центра", Лиза - потомственный астролог, Эдгар Уайт - священник, Александр Генис - писатель. Автор и ведущая Марина Ефимова. Впервые в эфире 20 сентября 1997.

Марина Ефимова: Астрология в нашей жизни. Самое любопытное, что даже те, кто абсолютно не включают астрологию в свою жизнь, все же прекрасно знают, под каким знаком они родились. Взять, как говорится, того же меня. Я не только знаю, что я – Скорпион, но даже знаю, что Скорпионом была и Настасья Филипповна, героиня романа Достоевского "Идиот". И у меня были даже какие-то переживания по этому поводу.

"Я не только знаю, что я – Скорпион, но даже знаю, что Скорпионом была и Настасья Филипповна, героиня романа Достоевского "Идиот""

Естественный вопрос, с которого начинает всякий, кто приближается к астрологии: почему в век невиданных достижений астрономии и полетов в космос к самым прогрессивным и цивилизованным народам вернулось увлечение астрологией? Почему не черной магией? Почему не алхимией? Вот что говорит по этому поводу Джей Стюарт, профессор медицины, посвятивший двадцать лет исследованию астрологии.

Джей Стюарт: Как правило, люди вообще больше доверяют старому, чем новому. А астрология стара как мир. В том, что касается будущего, каждый человек в какой-то момент жизни чувствует безнадежную беспомощность человеческого разума и опыта. Одни, более, я думаю, смиренные люди, обращаются к религии, другие, более, как мне кажется, амбициозные, надеются на науку. А поскольку нет другой науки, которая бы претендовала на руководство человеческой жизнью, эти люди обращаются к астрологии. Астрология, конечно, ближе к религии, чем к науке, в том смысле, что она построена на вере.

Марина Ефимова: На вере, на воображении, на поэтичности. Писатель Андрей Битов ярко продемонстрировал такой подход. В своей книге "Новый Гулливер", изданной в издательстве "Эрмитаж" здесь, в США, он пишет:

Диктор: "Идея таблицы характеров, вроде менделеевской, не может не импонировать сочинителю. Опыт намекает на типологию. Больше и больше раздражает количество уже встреченных однажды людей. Хотелось бы уже знать заранее, с кем имеешь дело. Литература отчасти занимается тем же, чем и астрология, рассаживая людей по ячейкам персонажей. Я даже популярную астрологию чту за ту роль, которую она бесспорно сыграла в развитии нашего общества. Я просто уверен, что в деидеологизации нашего тоталитарного режима мода на астрологию сработала как никто. Недаром в конце концов она была так долго запрещена. Все-таки думать, что вами управляют светила, куда здоровее, чем думать, что всем заправляет КГБ или масоны".

Марина Ефимова: Человеку с поэтическим подходом, наверное, трудно предположить, насколько серьезной может оказаться роль астрологии в жизни каждого человека, в том числе и в его собственной. Вот что рассказывает директор нью-йоркского "Астрологического центра" Генри Уайнгартан.

Генри Уайнгартан: Я специализируюсь в области финансовой астрологии, занимаюсь этим много лет. Финансисты с Уолл-Стрита не объявляют публично о том, что им составляют гороскопы. Впрочем, два человека признавались в этом – основатель крупной инвестиционной фирмы "JPMorgan" и президент компании "Equitable Life and Donaldson" Джен Ред. Президент Франции Миттеран порой обращался к астрологам, так же как это делали в семье президента Рейгана. Большинство богатых и обладающих властью скрывают, что верят астрологическим предсказаниям, хотя прибегают к ним точно так же, как и обыкновенные люди.

Марина Ефимова: Чем же является составление гороскопов - наукой или гаданием?

Генри Уайнгартан: Слово "гороскоп" в переводе с греческого – наблюдающий время. Имеется в виду время и место вашего рождения. От того, как в это время располагались светила, астролог-профессионал может составить рекомендации, как вам следует распорядиться вашими финансовыми делами или отношениями, или когда лучше принять важное решение. Астрология – наука, но не признанная официально, это альтернативная наука, как бывает альтернативная медицина. Но популярность ее растет, особенно начиная с 60-х годов, то есть в последние 30-40 лет.

Марина Ефимова: А как отличить профессионального астролога от любителя или даже шарлатана?

Генри Уайнгартан: Это очень трудный вопрос. К сожалению, очень мало школ, обучающих этой профессии. Большинство изучает астрологию самостоятельно, а затем, думая, что они знают достаточно, объявляют себя профессионалами в астрологии. Только в Англии необходимо получить лицензию на то, чтобы стать практикующим астрологом. К сожалению, среди практикующих астрологов больше неквалифицированных, чем квалифицированных.

Марина Ефимова: И все же во всех энциклопедиях астрология определяется не как наука, а как искусство гадания и предсказаний.

Генри Уайнгартан: Я по образованию математик и психолог, и я утверждаю, что в астрологии нет ничего антинаучного. Я не имею в виду, конечно, те гороскопы, которые публикуют в таблоидах - по ним у всех ожидается повышение по службе, радостная встреча, проблема со здоровьем. Нет, я говорю о гороскопах, составляемых серьезными астрологами, которые способны оценить влияние процессов, происходящих во Вселенной на то, что происходит на земле. Например, в дни лунного затмения, как правило, амплитуда колебаний на фондовой бирже ценных бумаг заметно больше обычного, акции сильно растут в цене или сильно падают. А предсказание подобных колебаний - это не гадание на кофейной гуще, а вероятностные заключения, к которым астрологи прибегают тысячи лет.

Марина Ефимова: И все же когда в 1987 году в американской прессе появились сообщения, что для Нэнси Рейган составляют гороскопы (уж не для советов ли в принятии государственных решений?), американская публика в большинстве своем была шокирована. Ведущий телекомментатор Тед Копол устроил дискуссию между профессиональным астрологом и профессиональным ученым. Результат – никто никого не убедил. Как не могут убедить друг друга атеисты и верующие. Продолжим исторический экскурс с доктором Стюартом.

Джей Стюарт: На рубеже нашей эры греческий астроном и географ Птолемей был первым, кто скомпилировал разрозненные астрологические сведения в книгу "Альмагест" и сделал астрологию законной, хотя и сводной сестрой астрономии. Позднее христианство, естественно, задавило астрологию как науку оккультную и еретическую. В Средние века астрология, в основном, выжила в мусульманском мире, и только в период Ренессанса Европа снова заинтересовалась ею, но, в основном, как частью греческой литературы и культуры. И, наконец, когда в 16 веке птолемеева геоцентрическая система была опровергнута Коперником и Кеплером, начался закат астрологии, и в начале 18 века она, казалось, была окончательно отвергнута. Однако прошло сто лет, и в Англии в 1820 году человек по имени Роберт Смит (сам он назвал себя Рафаэлем) возродил астрологию из пепла как птицу Феникс.

"Начиная с 30-х годов таблоиды сделали астрологию одной из постоянных статей своего дохода, которая благополучно существует до сих пор"

И там, в Англии, она потихоньку тлела до 1850 года, когда появились два человека, которых нужно, вероятно, считать основателями новейшей, модернизированной астрологии - Уолтер Уолт и Вильям Ален. Ален был осужден, даже приговорен к тюремному сроку за то, что практиковал предсказания будущего. Но он изобрел новую ипостась астрологии, которую можно назвать "астрологией для всех". В Америке астрологию подняло на щит Теософское общество в Нью-Йорке во главе с мадам Блаватской. В 1920 году здесь уже появилось "Американское астрологическое общество". Начиная с 30-х годов таблоиды сделали астрологию одной из постоянных статей своего дохода, которая благополучно существует до сих пор.

Марина Ефимова: В нашем городке Энглвуде, суперприличном, супербуржуазном, на главной улице я зашла в заведение под диккенсовским названием "Астрологическая лавка". Открыто 12 часов в сутки с 9 утра до 9 вечера. Похоже на приёмную психотерапевта - стены увешаны знаками зодиака. Но тут же продаются полудрагоценные камни и кристаллы, приносящие удачу, гадальные астрологические карты, любовные масла. Хозяйка Лиза - потомственный астролог, ее бабушка - из Румынии.

Лиза: Это у меня в крови, я нигде не училась, но занимаюсь этим уже 30 лет.

Марина Ефимова: Лиза, а хорошо ли идет бизнес?

Лиза: Да, очень хорошо. Я беру за гадание по руке 20 долларов, за гадание на картах - 45 долларов, и за оставление гороскопа - 100 долларов. Вы когда родились?

Марина Ефимова: 15 ноября.

Лиза: Скорпион - это очень сильный знак, вы сами можете быть предсказателем, вам другие не нужны. Сильная интуиция. Вы предчувствуете, что произойдет. Замуж надо было выходить за того, кто родился под знаком Козерога. Ваш муж кто? Козерог?

Марина Ефимова: Не знаю. Он родился 8 августа.

Лиза: А, лев! Тоже сильный знак. Очень настойчивый, очень любит деньги.

Марина Ефимова: Конечно, астролог Генри Уайнгартен оскорбится, узнав, что Лиза претендует на одну с ним профессию. Однако общая одержимость астрологией позволяет и ей найти свой рынок. В библиотеке нашего супервежливого, суперделикатного городка мне сказали, что две имеющиеся у них книги по астрологии можно читать лишь в читальном зале, оставив у библиографа два удостоверения личности. Я спросила, почему такие строгости, и почему из двухсот наименований, найденных мной на компьютере, у них есть только два. И библиотекарь сказала: "А потому что все остальное украли". Но послушаем как относятся к астрологии скептические ньюйоркцы. С ними, как всегда, беседует Рая Вайль.

- Я верю в астрологию,- улыбается полная жизнерадостная дама. Конечно, нельзя рассматривать астрологические предсказания как приговор, как рок. Астрология рассказывает о тенденциях. К примеру, если астролог предсказывает, что завтра пойдет дождь, это не означает, что я обязательно должна промокнуть, но я должна захватить с собой зонтик.

Рая Вайль: Этот жизнерадостный смех моей собеседницы и ее сестры был вызван моим вопросом, а поверила бы она астрологу, если бы он сказал, что дочь ее встречается не с тем молодым человеком, который ей нужен?

- Поверила,- убежденно говорит мать. Два года назад я пыталась ей об этом сказать, но она меня не слушала. Слава богу, что они расстались. Он родился под знаком Весов, а дочь моя – Скорпион. Эти знаки не сочетаются.

Рая Вайль: Дочь стояла угрюмая и про астрологию говорить отказалась. Священника из Церкви Иоанна Богослова я встретила в Центральном парке. Эдгар Уайт, помимо своих обязанностей в церкви, проводит службы в знаменитой тюрьме Синг-Синг.

Эдгар Уайт: У меня нет возражений против астрологии. Я обнаружил, что люди часто соответствуют своему знаку. Я думаю, что это не случайность, все взаимосвязано с этом мире.

Марина Ефимова: Среди попыток разоблачения астрологов самое, вероятно, убедительное принадлежало Святому Августину, который в течение десятилетий наблюдал за судьбами близнецов. В "Исповеди" Святой Августин отметил, что астролог, определяющий характер и судьбу человека по времени рождения, должен был бы предсказать одинаковую судьбу и Исаву, и Иакову, потому что они были близнецами и родились практически одновременно. Однако ничего не может быть более несхожего, чем их характеры и судьбы. "Ты же, Господи,- пишет Августин,- даешь спрашивающему ответ, какой надлежит ему услышать по тайным заслугам его души". Но, в основном, разоблачениями астрологии занимались, естественно, ученые.

Джей Стюарт: Статистика, касающаяся астрологии, не появлялась до 1960-х годов, но в 60-х французский ученый провел убедительный опыт - он собрал сведения о двадцати преступниках и о двадцати законопослушных людях из недавнего прошлого и попросил астрологов составить их гороскопы и предсказать будущее. И среди предсказаний не было практически ни одного совпадения. В 70-х годах австралийский ученый Диен изучил самые значительные предсказания астрологов в период с начала века до 1976 года, около тысячи предсказаний, и вышло, что правильных и неправильных предсказаний было столько, сколько было бы в том случае, если бы любой человек выбирал просто наугад. Позже американские астрономы Ковер и Риано изучили предсказания за пять лет, с 1974 по 1979 год, на этот раз три тысячи, и обнаружили то же самое - правильность предсказаний была все на том же уровне случайности. Они написали книгу "Астрология: правда и ложь", но книга никакого успеха не имела. Тут дело отчасти в том, что пресса не заинтересована в разоблачении, таблоиды зарабатывают на гороскопах. Сейчас в Америке вы можете найти около пятисот книг по астрологии, из них критических – три. Почему? Никому не хочется бежать в направлении противоположном тому, которым бежит толпа.

Марина Ефимова: Вот послушайте, например, как описаны люди моего знака.

"Человеку, рожденному под знаком Скорпиона, необходимо чувствовать связь с глубинными секретами человеческой натуры. Скорпионы незаменимы в деятельности, где требуется эмоциональная глубина. Гордые и чувствительные (мой портрет!), Скорпионы хуже всего переносят давление со стороны нанимателя или бюрократии (надеюсь, это слышит мое начальство)".

"...в исследованиях 1993 года, определявших, какие профессии пользуются самым большим спросом, астрологи оказались на девятом месте"

Американская астрология, в основном, утешительна. Неудивительно поэтому, что в исследованиях 1993 года, определявших, какие профессии пользуются самым большим спросом, астрологи оказались на девятом месте. У микрофона - Александр Генис.

Александр Генис: Поразительный факт – сегодня, после трех столетий бешеного прогресса, сегодня, после трех веков победоносного шествия точных и неточных наук, сегодня, через триста лет после первой научно-технической революции, гороскопов составляют больше чем в 17 веке, то есть тогда, когда все это – НТР, прогресс, современная наука - впервые началось. Чтобы разобраться с причинами этого дикого несоответствия, надо поставить наш одиозный предмет – астрологию - в контекст других схожих явлений. Ведь не только звездочеты завладели умами, сердцами и кошельком американцев. Согласно статистическим опросам, каждый третий американец теперь верит в реинкарнацию, каждый четвертый - в ангелов, и почти все остальные сомневаются в способности науки создать исчерпывающе полную картину мира. Увлечение всяческими сверхъестественными явлениями, как любая мода, говорит нам нечто чрезвычайно важное об обществе. Мода - это шифровка, закодированное сообщение, тайное послание, которое наше коллективное бессознательное посылает нашему сознанию. По-видимому, астрология - одно из свидетельств того жгучего интереса, который сегодняшняя Америка испытывает ко всем видам духовного опыта. В этом острожном обобщении важно подчеркнуть, что бурный расцвет переживает не какая-то определенная религия, церковь, секта, а вся зона сверхъестественного, метафизика как таковая, во всех своих обличьях, проявлениях и намеках. Ну, скажем, в моду вошли татуировки и амулеты, растет популярность всевозможных лотерей и казино, там, где они разрешены, даже фокусники заметили, что резко подскочил спрос на их старинное ремесло. Объясняют этот феномен по-разному. Одни говорят о духовном голоде, который не может удовлетворить рациональная цивилизация. Другие, напротив, считают, что она-то, нынешняя информационная культура, и дразнит наш духовный аппетит. Соседство и сотрудничество с умными, но малопонятными машинами ведет к росту иррациональных, мистических настроений. Так или иначе, речь идет о глобальных переменах в общественном сознании, вызванных общим кризисом позитивистской картины мира. Явление это всемирного масштаба, сейчас строгий научный рационализм, не оставляющий места для тайны, все чаще становится объектом жестокой критики, в том числе и в среде самих ученых. Мир готовится к рывку в постиндустриальную цивилизацию, в новую информационную культуру. Чтобы приспособиться к переменам, которые меняют ткань нашей жизни, человеку необходима не только соответствующая социальная и психологическая, и но и адекватная метафизическая система. Гороскоп - это не столько суеверие, сколько симптом, предвестие мировоззренческой, духовной революции, ждущей нас в 21 веке.

XS
SM
MD
LG