Президент США Дональд Трамп подписал в среду указ, согласно которому нелегальные мигранты не будут разлучаться с детьми на время рассмотрения дел о незаконном пересечении границы. Указ президента Трампа стал ответом на резкую критику действий его администрации, которая начала преследовать незаконных мигрантов в рамках уголовного законодательства, результатом чего стало разлучение детей мигрантов с родителями.
В последние две недели президент Трамп столкнулся с проблемой, подобной которой ему не встречалось за полтора года президентства. Оппоненты и критики обвинили президента в том, что он и его администрация сознательно пошли на антигуманный, ненужный шаг ради выполнения своих политических задач и превратили детей незаконных мигрантов в заложников. Иммиграционная служба начала помещать детей мигрантов, задержанных вместе с семьями во время нелегального перехода границы, в специальные центры, отдельно от родителей, которые находятся в иммиграционных тюрьмах во время рассмотрения их дел.
Министерство внутренней безопасности пока организовало для прессы лишь одно посещение подобного центра, где содержатся дети, запретив делать фотоснимки. Журналисты описывают большие помещения, разделенные металлической сеткой, где дети ночуют и проводят большую часть своего времени. Министерство внутренней безопасности специально разъяснило, что все эти помещения кондиционируются, там созданы все необходимые условия для временного пребывания детей, которые находятся там до трех недель, пока их не отправляют к родственникам, живущим в Соединенных Штатах или не передают в приемные семьи на время рассмотрения дел их родителей. В таких центрах сейчас живет около 2300 детей мигрантов в основном из Центральной Америки.
Тем не менее, фотографии детей, находящихся за металлической сеткой, истории разлученных семей, о которых много пишет американская пресса, вызвали огромный прилив сочувствия к ним. С критикой действий администрации выступили пять бывших первых леди страны, супруга президента Трампа Мелания также высказалась в поддержку мигрантов. Разлучение семей осудили представители различных религиозных конфессий, политики, в том числе многие законодатели-республиканцы. Согласно опросам, подавляющее большинство американцев – против разъединения семей. В телеинтервью влиятельная сенатор-демократ Дайан Файстин напомнила администрации Трампа о том, что США не нацистская Германия:
– Это – Соединенные Штаты Америки, это не нацистская Германия. Мы не отбираем детей у родителей.
Обозреватель газеты "Нью-Йорк таймс" Фрэнк Бруни образно суммировал аргументы критиков Дональда Трампа в комментарии, озаглавленном "Маленькие заложники Трампа". Бруни называет детей мигрантов "козырями" Дональда Трампа, которые он использует, чтобы убедить демократов согласиться с республиканской версией иммиграционной реформы, которой предусматривается финансирование строительства стены на границе с Мексикой и прекращение практики воссоединения семей, позволяющей одному иммигранту вызвать в США множество родственников. Бруни пишет: "Ложно утверждая, что закон обязывает разделять семьи, которые пересекают границу нелегально, администрация говорит, что она с готовностью откажется от этой практики, если только демократы поддержат новый пакет иммиграционных реформ… Называя ситуацию кризисом с заложниками, я сознательно прибегаю к вызывающим словосочетаниям, но я точен в обращении со словами".
Вплоть до среды администрация Трампа отвечала на подобные обвинения заявлениями о том, что у нее нет выбора и она, в отличие от своих предшественников администрации Барака Обамы, следует букве закона. Дело в том, что, согласно американским законам, незаконное пересечение границы является преступлением. Первый случай нарушения границы карается штрафом или несколькими месяцами тюрьмы, поимка во второй раз может привести к многолетнему заключению. Правительство Обамы предавало суду лишь тех из нелегалов, пойманных на границе, за кем числились серьезные преступления, например, они были членами центральноамериканских банд или занимались незаконной переправкой людей через границу. Остальных отпускали, взяв обещание появиться в иммиграционном суде для рассмотрения их дел. Правительство Дональда Трампа, следуя его предвыборному обещанию прекратить поток нелегалов, решило преследовать всех пойманных на границе мигрантов. Не выпускать их до судебного решения в расчете на то, что у подавляющего число мигрантов нет оснований на убежище в США и они будут депортированы. Но в свое время суды решили, что малолетние дети мигрантов не могут содержаться в иммиграционных тюрьмах для взрослых больше 20 дней из-за неподходящих для них условий. То есть дети должны быть разлучены с родителями и временно переведены в специальные детские приемники либо их родители должны быть выпущены вместе с детьми на свободу под честное слово.
Как объясняет в телевизионном интервью министр юстиции США Джефф Сешнс, цель администрации Трампа заключается в том, чтобы убедить потенциальных нарушителей границы в том, что это неразумное и опасное предприятие. Администрация хочет предотвратить потенциальную волну миграции из центральноамериканских стран:
– Критики предлагают президенту издать указ и выпустить из-под стражи всех, кто проник в нашу страну незаконно, и не подвергать их преследованию или депортации за нелегальное пересечение границы. Это политика, которой следовала администрация Обамы, и в течение нескольких лет число нелегалов увеличилось с 15 тысяч человек до 75 тысяч. Люди начали осознавать, что существует хорошая лазейка, что в рамках прежней политики, если они незаконно попадут в США, они могут остаться, ничего с ними не произойдет.
Критики Дональда Трампа называют его указ о совместном содержании нелегалов и их детей крупнейшим политическим поражением президента, поскольку ему пришлось уступить по принципиальному для него вопросу о борьбе с нелегальной миграцией. Однако юристы говорят, что этот указ не решает проблемы, потому что остается в действии судебный запрет на более чем 20-дневное содержание детей в тюрьмах, предназначенных для взрослых. Президент пытается обойти это ограничение, предлагая размещать семьи мигрантов в бывших военных казармах, но такая попытка обойти запрет может дать поводы для судебных исков к администрации.
– Здесь смешалось все: и политические, и юридические проблемы, и вопросы прав человека, – говорит научный сотрудник института имени Катона Илья Шапиро. – Проблема для администрации заключается в том, что у нее ограниченный выбор. Она может либо освободить нелегальных мигрантов до судебных слушаний, снабдив их электронными мониторами, чтобы следить за их местонахождением (а известно, что многие не появляются на таких слушаниях), либо держать их под стражей. Но если вы их держите под стражей в ожидании суда или разрешения вопроса о предоставлении убежища, вы не можете держать их вместе с детьми, потому что иммиграционные тюрьмы не подходят для содержания детей. Словом, у администрации в данной ситуации выбор между двумя плохими вариантами: либо отпускать нарушителей границы, либо разлучать детей и родителей. Здесь кроется и другая потенциальная проблема. Весь этот разговор сейчас идет о тех, кто незаконно пересекает границу, как правило, с помощью контрабандистов. Но есть и те, кто появляется на пограничном пункте и просят предоставить им убежище в законном порядке. Эти семьи не разлучают. Их дела рассматриваются в особом порядке. И пока этот процесс нареканий не вызывает. Но в случае внезапного роста заявок на убежище возникнет новая проблема. Понятно, что большое число людей из стран Центральной Америки хотели бы перебраться в США, но в рамках нынешней иммиграционной системы разрешить проблему потенциального резкого увеличения потока беженцев невозможно, – говорит Илья Шапиро.
В четверг в Палате представителей пройдет голосование по законопроекту об иммиграционной реформе, подготовленному республиканцами. Этим документом предусматривается выделение средств на сооружение пограничной стены, резкое ограничение иммиграции в рамках воссоединения семей и легализация почти двух миллионов нелегалов, привезенных в США детьми. Однако против этого проекта выступают почти все демократы и даже часть республиканцев, которые считают, что законопроект недостаточно ограничивает возможности для иммиграции в США.