"Крымская пятёра". Так участники прокремлёвских движений "Молодая гвардия" и "Волонтёры победы" назвали свою "неполитическую художественную акцию (монстрацию)" в честь воссоединения Крыма с Россией. Ничего общего с новосибирской "Монстрацией" эти акции не имеют.
К якобы неполитической акции организаторы "Крымской пятёры" рекомендовали лозунги "Крым наш!", "Крым. В гостях хорошо, а дома лучше!" и "Миру – мир, России – Крым!". Организаторы сообщали о запрете не согласованных заранее плакатов, даже пригрозив обращением в полицию, и регистрации на участие по паспорту. Помимо "Крымской весны" предложили ещё две темы: "Позитивная рамка" ("жизнеутверждающие и позитивные высказывания"), а также "Я тебя люблю" ("признание в искренних чувствах к человеку, группе людей или России").
Неделей ранее активисты "Молодой гвардии" поздравляли прохожих с Международным женским днём шествием с плакатами в стиле "дорогая, ты права", "мама, я надел шапку" и "я вынес мусор". Федеральные каналы назвали шествия монстрациями, ссылаясь на слова их участников. В пресс-релизах движения, впрочем, слово "монстрация" не упоминалось. Оно мелькало в анонсе республиканского отделения МГЕР в Горно-Алтайске. На это обратило внимание "Тайга.инфо". Руководитель отделения МГЕР заявил изданию, что их акция напоминает монстрацию по форме, но активисты не претендуют на бренд и даже прописывают слово "монстрация" только в кавычках. После звонка "Тайги.инфо" слово исчезло из анонса. Собеседник издания отметил, что акция неполитическая.
Художник и организатор "Монстрации" в Новосибирске Артём Лоскутов рассказал в интервью Радио Свобода о своем отношении к подобным акциям:
– "Монстрация" появилась как поиск возможности высказаться. То есть возможность что-то такое на плакате написать, что как-то связано с человеком, который этот плакат держит. Приходя на обычную демонстрацию, ты видишь, что кто-то отпечатал тираж плакатов, их раздают, и ты там работаешь как мебель, как человек, на которого надели фартук с логотипом партии, дали в руку флаг с логотипом партии или дали в руку плакат с лозунгом, который был одобрен. Вот 8 марта "Молодая гвардия Единой России" сделала именно это. Они практически никого никуда не звали, к ним невозможно было присоединиться. О том, что акция будет, например, в Москве, вообще никаких анонсов не было. То есть туда не могут попасть случайные люди, и был одинаковый список лозунгов. В пресс-релизах пишут, что акции прошли в 12 городах по всей России. Я десять насчитал. Во многих городах передние транспаранты просто идентичные, там написано: "Дорогая, ты права!". На московской монстрации – "С 8 марта!" и логотип МГЕР. Я понимаю, почему люди берут это название, почему они везде его упоминают, почему выходят пресс-релизы, что раньше монстрацию делали в Сибири, а теперь ее делает "Молодая гвардия Единой России". Посыл – немножко заполнить пространство своей имитацией, фейком. Есть что-то живое, например, паблик-арт, искусство, работающее в публичных пространствах. И "Молодой гвардии" тоже хочется, чтобы у них что-то работало, но мы видим, что ничего хорошего не получается. Какие-то имитации тушения лесных пожаров при помощи фотошопа, где молодогвардейцы тушат пожары в шлёпанцах и совершенно неподходящей одежде. Или поздравить женщин с 8 марта с плакатами "Сегодня я вынес мусор!". Это выглядит со стороны попыткой что-то сделать с феминистской повесткой. За это критикуют консервативный шовинистический праздник, в который превратилось 8 марта. Девушки говорят: давайте про равноправие, про ущемление и всё остальное. А тут – на тебе цветы, "я вынес мусор", "спасибо за три выходных". И там заранее оглашён список плакатов.
Сейчас в анонсах на следующую подобную вакханалию даже очень подробно прописано, что нужно принести паспорт, заранее зарегистрироваться, заранее согласовать свой плакат. Я открывал форму согласования, там еще нужно пояснить, какой смысл ты вкладываешь в этот плакат, какой у тебя будет костюм, указать свой телефон, фамилию, имя, отчество. Я предложил плакат "Крымская весна как у макаки десна" и написал, что весна красна, и крымская весна красна, всё отлично. Это попытка сделать цензурную монстрацию, если в привычных сейчас терминах попытаться описать акцию, на которой все участники заранее известны: это какие-то студенты в шарфиках "Молодой гвардии" и в жилеточках с заранее известным списком плакатов. И если их плакаты не совпадают со списком – сдаём ментам. Это то, что делает государство со всем остальным – с телевидением, с журналистикой, вот теперь с паблик-артом, который, наверное, настолько неудобен, что приходится мобилизовать какие-то похороненные уже молодёжные движения, выкапывать их из могил, выдавать им новые шарфики и заставлять имитировать молодёжные акции.
– Вы писали, что "Монстрация" – это строго про 1 мая. Почему?
– Так исторически сложилось. 1 мая и 7 ноября – две главные советские демонстрации, к которым все привыкли. При этом нужно понимать, что 7 ноября очень холодно и на демонстрацию ходить вообще не в кайф, а 1 мая – это праздник весны. Можно вспомнить средневековые карнавалы, сатурналии и понять, что подобная форма коммуникации горожан существовала очень давно. Когда-то были масленичные гуляния, когда накануне поста все объедались скоромной пищей и бесновались, и это было допустимо. В том числе церковные праздники пародировались: был период в жизни города, когда допускалось то, что обычно не допускалось. То, что мы видели, к слову, в Москве прошлым летом, во время чемпионата мира по футболу, когда, например, можно было ходить на улицах, пить пиво из бутылок, плясать, размахивать флагами, орать, и тебя никто не трогал, потому что надо было изобразить, что у нас тут всё прилично. А потом это заканчивается. Вот такой период обычно на весну приходился, поэтому 1 мая. В 2004-м, когда начиналась "Монстрация", мы начинали осваивать то, что у нас есть. У нас же ничего нет в Сибири. Там есть снег, медведи, менты, независимая журналистика немножко и праздники государственные. Вот, например, праздник 1 мая, он как бы есть, зачем нужен – не очень понятно. Исторически это такой анархический день, рабочие борются за восьмичасовой рабочий день, против эксплуатации. За всё хорошее против всего плохого. И мы продолжили по-своему эту борьбу. Потому что на тот момент первомайская демонстрация превратилась в бессмысленный ритуал, когда выходили ностальгирующие бабушки с советскими флагами и какие-то пронырливые бизнесмены со своей рекламой. Это хотелось чуть-чуть освежить, и поэтому появилась "Монстрация".
– Спустя пять лет после лозунга на "Монстрации" "Ад наш" ожидали, что придётся увидеть "Крымскую пятёру"?
– Я не удивлён. В Новосибирске своя атмосфера, и в 2016 году там власть уже пыталась проводить поддельную монстрацию. Они придумали другое слово, они назвали это "всешествие". Уровень любви к русскому языку проявляется в таких вот вещах. И "всешествие" не прижилось. Они тоже пытались согнать сотрудников каких-то муниципальных молодёжных организаций, выдать им под подпись плакаты, заранее заготовленные на одном рулоне обоев. Горожане это почувствовали, и мы как бы вместе шли, потому что у них была легальная бумажка, для них мэрия перекрыла дорогу. Но "Монстрация" присоединилась к этой штуке через какой-то промежуток времени. Стало понятно, где настоящая "Монстрация", а где фейковая, чем они отличаются. Где плохо, а где хорошо, где внимание всех, а где никому не интересно. И были даже административные дела за то, что мы слишком отделились. После этого в Новосибирске перестали устраивать подделки, мэрия более-менее смирилась, мы нашли устраивающие всех компромиссы, и на этом борьба с фейками в Новосибирске кончилась. Но теперь она перенеслась на остальные города. Есть филиалы "Монстраций", есть похожие акции. Они, конечно, меньше по масштабу, но они проходят в городах, 10, 15, 20 акций каждый год. Именно их сейчас имитирует "Молодая гвардия".
– "Монстрация" – это в том числе про политику? Или не обязательно?
– Снова обратимся к историческому опыту. Власть "Монстрацию" притесняла и не любила, нас задерживали с 2004 года, нас штрафовали, уголовные дела заводили, ОМОН присылали, фейки делали. Я не вижу ни одной причины выходить с плакатами о поддержке власти. За что, собственно, поддерживать? Они всё время нас отталкивали. Я допускаю нейтральный тон и в каком-то смысле аполитичность, потому что "Монстрация" вообще не совсем оппозиционная акция, она про другое. Но очевидно, что люди, столкнувшись с давлением, чем-то отвечают, и очень странно ждать от них чего-то другого, плаката о том, что, не знаю, милиционеры классные. Удивительно вот это ощущение власти, которая организовывает митинги в свою поддержку. То есть они считают, что власть настолько классная, что люди бесплатно готовы выходить с плакатами "У нас классная власть"? А что вы сделали для этого? Вы подняли пенсионный возраст, сломали интернет, всё на свете запрещаете, и чего вы ждете от людей? Крым – ну, сколько можно? Давайте вспомним Куликовскую битву, и за это спасибо Владимиру Владимировичу Путину, как и за всё остальное.
– Вас эта история с новой волной фейков позабавила? Оскорбила? Какой была реакция?
– Очень разная реакция, и она меняется. Я понимаю, что какая-то нелепость происходит, потому что "Молодая гвардия" – что это за соперник? Гораздо интереснее, когда Жириновский с трибуны Госдумы обрушивается на "Монстрацию" и требует ее запретить. Или когда это делает какой-нибудь уже второй по счету глава православной церкви в Новосибирске, который тоже не очень понимает, что такое "Монстрация", и делает вид, что нужно с этим бороться. А здесь МГЕР. С другой стороны, я понимаю, что они забивают эфир и у них для этого довольно много ресурсов. Это молодёжная организация "Единой России", структуры, которая пускает пыль в глаза профессионально и довольно долго. Тем и живёт. Если сейчас эти ресурсы будут сконцентрированы на том, чтобы информационно завалить "Монстрацию" какими-то фейками... Это происходит уже каждую неделю: на прошлой неделе было 8 марта, и там сюжеты на Первом канале, на "России", в агентстве ТАСС, в агентстве "Регнум", и всё, мало кто из независимых изданий это транслировал. Сейчас вот по поводу Крыма. Я анонс вижу только из Горно-Алтайска, но понимаю, что так же, как с 8 марта, анонсов было довольно мало, и я практически уверен, что были, по крайней мере, запланированы еще какие-то города. Возможно, сейчас критика, которую я пытаюсь через прессу донести, их остановит.
– "Монстрация" – это ваш бренд? Может быть, авторское право нарушено?
– Вообще авторское право на произведения искусства фиксируется за автором в момент создания. Например, фотограф нажал на кнопочку фотоаппарата, сделал кадр, у него есть оригинал, и он не идёт его патентовать, он и так автор. То же самое с картинами, как я это понимаю, и с названиями тоже. Я никаких брендов не регистрировал: по религиозным соображениям, потому что я достаточно скептически отношусь к этой области права, как и к возможности что-то защитить в судах в России. Когда ты не судишься с государством, шансов у тебя побольше, но в целом это не то, чем мне хочется заниматься: бегать по судам и подавать на каждый филиал "Молодой Гвардии". Видимо, на 15-й год "Монстрации" пришли к тому, что стоит, возможно, зарегистрировать, чтобы просто на следующий год себя обезопасить. Слово "Монстрация" появилось в широком употреблении в 2004 году именно с этой акции, оно зафиксировано как название произведения в некоторых музеях. Например, когда проходили выставки в музее "Гараж", Московском музее современного искусства, в зарубежных разных институциях, в Министерстве культуры. А Министерство культуры вручало премию в 2011 году "Инновация" Монстрации "За лучшее региональное событие", и я могу на это сослаться. "Молодой гвардии" сослаться совершенно не на что. Но я не считаю это своей персональной собственностью, потому что "Монстрация" – это акция коллективная, она бы не состоялась без различных людей, которые ее делали, без тех, кто в ней участвовал, без меня, без Вани Дыркина, который придумал слово "монстрация", без Максима Нероды, с которым мы впервые решили что-то подобное провести, без всех остальных новосибирцев, которые уже 15-й год в этом участвуют. И не только новосибирцев, ведь сейчас это движение уже шире. Это коллективная собственность, и мне немножко не по себе ее регистрировать как свою.
– Может быть, уже есть идеи, как ответить на всё это 1 мая?
– Идей очень много! Пока обсуждаем, у нас есть совет монстратье, организаторов "Монстраций" в разных городах. Мы общаемся, следим за всем этим делом и готовимся 1 мая, как минимум, показать настоящую "Монстрацию", – рассказал Артём Лоскутов.
"Волонтёры Победы" Руспублики Алтай отказались беседовать о "Крымской пятёре". Не удалось получить комментарий и у центрального штаба "Молодой гвардии". Организаторы акции в Горно-Алтайске в итоге не стали проводить шествие из соображений безопасности. Вместо этого – массовый пикет-флешмоб. Воссоединение Крыма и России также решили отметить "Хороводом дружбы народов".