Хедлайнеры сто сорок шестого выпуска программы "Музыка на Свободе" – исполнители, не оставляющие надежды вдохнуть новую жизнь в рок-жанр, который, как казалось полвека назад, должен был перевернуть все и всяческие представления о прекрасном. Рок-критик Артемий Троицкий внимательно следит за попытками гальванизировать progressive rock.
О происхождении и становлении "прогрессивного рока" всё прекрасно известно, и достижения его давно стали классикой жанра. На моей полочке альбомы King Сrimson, ранних Pink Floyd, Genesis и нескольких менее знаменитых представителей этого стиля занимают почётные места. Возникший в конце 1960-х на пересечении рок-андерграунда (арт-рока, хард-рока, психоделии), симфонической музыки, джаза и фолка, progressive rock представлялся новым словом в "серьёзной" музыке, соединившим все возможные школы и традиции, плюс поэзию и театрализацию.
Новым "синкретическим" стилем заинтересовались не только волосатые фаны-хиппари, но и академические музыковеды, и авангардные композиторы. Однако в середине 1970-х что-то в "прог-роке" застопорилось: многие ведущие группы попросту распались; некоторые откровенно коммерциализировались; ещё какие-то (в частности, целое движение Rock in Opposition) углубились в элитарные эксперименты. Поляна опустела. Я, ещё недавно восторженный поклонник прог-рока, почти перестал его слушать – тем более что накатила более актуальная "новая волна".
King Crimson не сдаются: 21st Century Schizoid Man
В последующие десятилетия за новинками прог-рока я специально не следил, хотя и сохранил интерес к творчеству некоторых отцов-основателей, вроде гитариста Роберта Фриппа или вокалиста Питера Габриэла. Свежеиспечённые прог-группы – Marillion, Dream Theatre, Porcupine Tree – не производили большого впечатления. Скорее всего, потому что смысл всего "прогрессивного" направления в его лучшие годы был в движении вперёд и освоении новых музыкальных территорий. А таковых более не осталось, отчего весь прог-материал, начиная с 1980-х, стал звучать, на мой взгляд, заурядно и предсказуемо. Тем не менее, сцена сохранилась, хотя и стала "нишевой", и поклонников у прог-рокеров достаточно. В Англии (безусловной "метрополии" стиля) выходит популярный журнал Prog, проводится несколько ежегодных фестивалей в разных странах. Кстати, среди современных лидеров мирового прог-рока имеется одна российская группа, Iamthemorning из Петербурга.
Iamthemorning с мелодичной "Песенкой Психеи"
И вот, впервые за несколько десятилетий, я решил копнуть текущую "прогрессивную" сцену поглубже. С этой целью проштудировал соответствующие веб-сайты и прослушал около сорока свежих альбомов. Очередные работы выживших ветеранов (King Сrimson, Jethro Tull, Питер Хэмилл) меня не особо интересовали – хотелось познакомиться с новыми талантами. Увы, я был сильно разочарован. Общее впечатление: вторичная музыка, архаичный звук, пафосность и помпезность. Наверное, прог-рок продолжает привлекать исполнителей с музыкальным образованием: когда-то это было полезно, но теперь плодит только избыточную виртуозность, многословие и усложнённость на пустом месте.
Группа In Continuum с композицией Be The Light
Типичный из относительно нескучных проектов – американский In Continuum Дейва Керцнера: вокал в стиле Джона Андерсона (некогда солист знаменитых Yes), головокружительные инструментальные соло, много умных слов в названиях.
Группа Gazpacho с композицией Exit Suite
Ведущий прог-лейбл в мире – британский K-Scope. Среди его клиентов мне показались относительно интересными англичане The Pinaple Thief (с бывшими участниками King Сrimson и Porcupine Tree) и норвежская группа с нетипичным для стиля простым названием Gazpacho (это холодный испанский овощной суп), склонная к лёгкой психоделии и космической тематике.
Сузанна без старцев: Death and the Miser
Боюсь, что всё остальное мне показалось настолько неинтересным, что "прогрессивный" выпуск оказался под угрозой! Выручили артисты, не входящие в прог-тусовку, но по факту в отдельных своих работах сближающиеся с этим направлением. Например, известная норвежская альтернативщица Сузанна Валлумрод: её последний проект, "Сузанна и Братство Госпожи Нашей" – это типичный симфо-рок, воскрешающий в памяти опусы Майка Олдфилда и Алана Парсонса.
Группа Strand Of Oaks с композицией "Прилунение"
Ещё более неожиданным оказался новый альбом Eraserland американца Тимоти Шоуолтера (он же Strand of Oaks): известный фолк-бард явно вдохновился музыкой Pink Floyd и Electric Light Orchestra... Неудивительно, что эти неожиданные вылазки неофитов звучат намного занятнее, чем потуги завсегдатаев прогрессивного рока. Пожалуй, этот склеп я больше навещать не буду...
Плей-лист программы "Музыка на Свободе" (выпуск 146):
1. Drenge (UK). Teenage Love, LP Strange Creatures
2. Saint Agnes (UK). Move Like a Ghost, LP Welcome to Silvertown
3. Ratso ft. Nick Cave (USA/Australia). Our Lady of Light, LP Stubborn Heart
4. Chasms (USA). Gratuitously Cruel, LP The Mirage
5. In Continuum (USA). All That Is, LP Acceleration Theory Part 2: Annihilation
6. Susanna & The Brotherhood of Оur Lady (Norway). Death and the Miser, LP Garden of Earthly Delights
7. Strand оf Oaks (USA). Moon Landing, LP Eraserland
8. Gazpacho (Norway). Exit Suite, LP Soyuz
9. Wolfmanhattan Project ft. Lydia Lunch (USA). Jar in the Staircase, LP Blue Gene Stew
10. Current 93 (UK). 30 Red Houses, LP The Light is Leaving Us All
11. Urna & Kroke (Mongolia/Poland). Zandan Hureng, LP Ser