Ссылки для упрощенного доступа

Обезопасить врачей. Средства индивидуальной защиты как роскошь


Врач Николай Арсентьев с коллегой в Университетской больнице №2 Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова
Врач Николай Арсентьев с коллегой в Университетской больнице №2 Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова

Журналисты независимого объединения СМИ "Синдикат-100" запустили проект "Скорая журналистская помощь". Он посвящен мониторингу обеспеченности медицинских работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). "Мы убеждены, что федеральные, региональные, муниципальные власти, НКО, бизнес, СМИ, неравнодушные граждане должны сделать все возможное, чтобы работники медицины были обеспечены средствами индивидуальной защиты и медицинскими тестами в максимально возможном объеме", – говорится в заявлении "Синдиката".

Журналисты призывают медиков анонимно сообщать о существующих проблемах. Для этого нужно заполнить специальную форму.

"Мы серьезно переживаем за ту ситуацию, в которой оказались медики. Не только в Москве, но и в регионах – там ситуация еще сложней. И хотели каким-то образом использовать СМИ, тот ресурс, который есть для того, чтобы эту ситуацию изменить. Нет задачи – обязательно написать какой-то обличительный материал. Для нас главная цель – помочь медикам получить средства индивидуальной защиты, которых им существенно сегодня не хватает", – объясняет в интервью РС один из участников объединения, глава Альянса независимых региональных издателей Сергей Лапенков.

Изначально инициатором этого проекта стал журналист Александр Гатилин. Сейчас он – координатор проекта "Скорая журналистская помощь". По его словам, он хотел помочь сбору средств на средства защиты для врачей, который ведет благотворительный фонд "Правмир".

– Я обратился к очень большому количеству региональных коллег-журналистов с просьбой поддержать этот сбор, потому что ситуация действительно сложная, объективно никто не был готов к эпидемии и реально надо помочь. Но практически никто не ответил, хотя я разослал сотни таких обращений. Возможно, так получилось, что я отправлял все в начале апреля. Тогда в Москве уже началась эпидемия, но в регионах она не ощущалась и там на коронавирус смотрели как на такую диковинку, которая где-то далеко, и никто вокруг них не болеет. И поэтому на меня смотрели как на такого паникера.

Гатилин добавляет, что в какой-то момент стало понятно, что врачи в регионах не готовы публично говорить о нехватке средств защиты. Однако сейчас журналисты не могут писать о таких случаях нехватки СИЗов со ссылками на анонимные источники, потому что потом этих же журналистов власти еще и обвинят в распространении фейкньюс о коронавирусе. К тому же Гатилин видел публикации о случаях, когда благотворительные фонды были готовы привезти средства защиты в конкретную больницу по запросу медиков, но главврач говорил, что никакой потребности нет.

СМИ переходят от функции информирования к социально-организаторской


– Сейчас эти же проблемы никуда не делись. Поэтому я обратился в "Синдикат-100". Мы разработали двухэтапную схему. На первом этапе проблема с обеспечением врачей средствами защиты может быть решена без вынесения ее в публичное пространство. Потому что у нас по сути социальный проект, который объединил журналистов из разных регионов. Получается, что СМИ переходят от функции информирования к социально-организаторской. И если проблема решается вот на этом этапе, то она может даже и не доходить до публикаций. Как это может быть сделано? Но подчеркну, что пока это только наша версия. Через официальные журналистские запросы на имя руководства медучреждений и вышестоящих органов. Мы надеемся, что они обратят внимание на проблему и решат ее. Но это не будет публичной информацией в СМИ – мы просто через запрос привлекаем внимание руководства. И мы надеемся, что на этом этапе будут проведены проверки и будут предоставлены средства защиты, потому что во многих регионах эти запасы есть – их нужно просто эффективно распределить. У нас нет задачи кричать: "Беда! Беда!" Мы будем реагировать на конкретный запрос конкретных людей. Если получается его решить без вынесения в публичное пространство, то мы считаем свою задачу выполненной. Это редкий случай, когда журналисты готовы тратить свое время, силы на тему, которая, вполне вероятно, не завершится публикацией.

"Если у врачей есть полный комплект средств индивидуальной защиты и если они им пользуются правильно, то риск заразиться значительно меньше, если этих средств защиты нет", – подчеркивает член правления благотворительного фонда "Правмир" Анна Данилова. "Правмир" вместе с другим благотворительным фондом "Созидание" ведет один из самых масштабных сборов средств на закупку СИЗов для врачей. По словам Даниловой, собственно эта инициатива "Правмира" и "Созидания" как раз и началась с того, что к ним начали поступать запросы от региональных врачей, чьи больницы переориентировали под коронавирус и которые понимали, что ситуация очень серьезная.​

Член правления благотворительного фонда "Правмир" Анна Данилова
Член правления благотворительного фонда "Правмир" Анна Данилова

– В средствах защиты нуждаются и врачи в Москве, и врачи за ее пределами – в регионах. Это связано с тем, что каждый день открывается очень большое количество больниц, переориентированных под коронавирус. И во многих регионах ситуация ничем не отличается от того, что происходит в Москве, потому что в Москве перепрофилируют тоже неинфекционные больницы. Другое дело, что если в Москве уже все полыхает месяц, то в регионах пока довольно непредсказуемая ситуация: где-то может быть один коронавирусный больной, а через неделю их становится уже сто человек, потому что этот один стал суперраспространителем.

Данилова говорит, что, в отличие от "Альянса врачей", у "Правмира" нет проблем с передачей СИЗов медикам. Даже больше – фонды "Правмир" и "Созидание" работают только по официальным запросам от главврачей.

Полицейская спецоперация против "Альянса врачей"
Полицейская спецоперация против "Альянса врачей"

– Это запросы, которые отдают главврачи за своей подписью и печатью. И я бы сказала, что за последний месяц ситуация радикально изменилась. Если в первые недели большинство больниц как-то очень неуверенно писали запросы, то сейчас, когда уже виден масштаб и уже понятно, какое количество больниц перепрофилируется, когда довольно открыто и четко говорят (в том числе и наверху) о том, что у нас дефицит средств защиты, и когда врачи видят запросы главврачей ведущих московских больниц, то они обязательно тоже пишут запросы. И даже не просто пишут, а с огромной благодарностью принимают их.

При этом в разных больницах даже в Москве ситуация разная. Например, по словам нескольких врачей, работающих в "красной зоне" Университетской больницы №2 Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, у них недостатка в средствах защиты нет. Университетская больница ровно месяц (с 6 апреля) принимает больных с коронавирусной инфекцией.

"Наше руководство за нас борется, за нас переживает, поэтому у нас нет никакого дефицита средств защиты", – рассказывает РС врач университетской больницы Николай Арсентьев. Вообще он – врач-дерматовенеролог, заведующий отделением, но сейчас, как и большинство коллег, занимается лечением коронавируса и работает в "красной зоне". Арсентьев работает в приемном отделении на распределении пациентов с коронавирусом.

– У нас действительно все есть: и костюмы, и респираторы, перчатки, шапочки – все, что необходимо нам для работы, у нас есть. Пока есть. У нас на каждую смену выдается по два костюма. Физиологические особенности человека таковы, что мы не можем по 12 часов находиться в этом костюме. Справлять свои нужды по-любому нужно. Если у кого-то в процессе работы костюм рвется, то тогда сотрудник выходит из "красной зоны", идет мыться и получает еще один костюм. При этом врачи работают не одни: есть медсестры, есть санитары, сейчас нам еще помогают и наши ординаторы. Соответственно, если кто-то замечает, что где-то есть прореха в костюме, то мы тут же акцентируем на этом внимание.

Врач Николай Арсентьев на дежурстве в костюме индивидуальной защиты
Врач Николай Арсентьев на дежурстве в костюме индивидуальной защиты

Тем не менее, даже несмотря на полную экипировку, даже в клиниках при Сеченовке медики все равно заражаются. Некоторые его коллеги, рассказывает Николай, переболели очень тяжело.

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" Андрей Коновал убежден, что борьба за предотвращение распространения инфекции среди медработников проиграна. По его мнению, даже сейчас по большому счету проблема с СИЗами не решена и обеспечение средствами индивидуальной защиты не реализовано в полном объеме. Особенно острая ситуация в тех подразделениях, которые официально не специализируются на работе с коронавирусом.

Основная масса бригад скорой помощи выезжают к инфекционным больным, которые тоже могут оказаться коронавирусными, в обычных масках


– Процесс заражения идет среди медицинских работников, которые работают в обычных подразделениях. Например, в скорой помощи. Там, согласно приказу Минздрава, начали выделять в апреле СИЗы (хотя должны были еще в марте) бригадам, которые выезжают на случаи с подтвержденным ковидом или подозрением на ковид. Но таких бригад немного. Основная же масса бригад выезжают к другим инфекционным больным, которые тоже могут оказаться больными коронавирусом, при этом сотрудники таких бригад заходят к пациентам в обычных масках. Да и эти маски часто в недостаточном количестве выдают. И соответственно, эти сотрудники скорых могут заразиться. То же самое касается участковых служб, потому что врачи-педиатры и участковые терапевты отправляются по домам по вызовам или ведут прием в поликлиниках, но они не защищены. В лучшем случае у них есть устаревшие марлевые маски.

Слова Коновала подтверждает его коллега по профсоюзу, председатель Орловского отделения и одновременно фельдшер скорой помощи в Орле Дмитрий Серегин. Он рассказывает, что им костюмы индивидуальной защиты стали выдавать на все ковид-подозрительные вызовы всего несколько дней назад. А до этого, если диспетчер не выяснял, что больной откуда-то приехал или контактировал с другим коронавирусным больным, то бригада выезжала на такой вызов в обычной форме.

Очередь машин скорой помощи с пациентами к приемному отделению
Очередь машин скорой помощи с пациентами к приемному отделению

– В обычной маске, перчатках и строительных очках, которые нам выдали. И это в условиях, что уже давно такой подход не работает, так как уже пошли внутренние заражения и мы можем приравнивать все ОРВИ и пневмонии к ковид-подозрительным. Мы били тревогу, но в конце концов произошло то, чего мы и опасались: целая подстанция заразилась. У нас в Орле 4 подстанции скорой помощи. И одна из них сейчас закрыта на карантин, так как произошла вспышка коронавирусной инфекции. Там больше 15 медиков уже заболели. Они находятся на больничном. Те, кто контактировал с ними, находятся на карантине.

Серегин добавляет, что несколько дней назад им привезли партию китайских защитных костюмов. Однако, по словам фельдшера, эти комплекты не до конца еще укомплектованы: в них нет бахил и респираторов.

Даже недоукомплектованный костюм лучше, чем ничего


– Вместо респираторов мы носим обычные маски по 3–4 штуки. А на ноги вместо бахил мне лично пришлось одевать пакеты для биоотходов. Но даже такой недоукомплектованный костюм лучше, чем ничего. Мне дают на бригаду два костюма в сутки. Если я выезжаю на подозрение на ковид, я в эти костюмы одеваюсь, увожу больного в больницу, если требуется, и потом эти костюмы снимаю и утилизирую. И сейчас я могу сдать использованные и получить два новых.

При этом Анна Данилова добавляет, что купить СИЗы – это в принципе сейчас сложная история. Она рассказывает, что сотрудникам фонда "Правмир" каждый раз приходится обзванивать бесконечное количество поставщиков, чтобы такую покупку осуществить. Но пока эта задача решаемая. Однако часто она попросту не под силу даже тем больницам, у которых есть деньги, потому что в таких больницах попросту нет людей, кто мог бы найти и проверить поставщиков.

– ​Больницы же никогда с таким не работали, они никогда не жили в подобной ситуации сложного поиска. Поэтому наши фонды периодически помогают тем больницам, у которых есть деньги, но которые просто не могут найти. К тому же, когда делается большой оптовый заказ через "Госзакупки", то, может быть, просто очень долго ждать эти средства защиты. Мы вот недавно покупали СИЗы в одну больницу, у них уже сделан заказ, но он придет нескоро, а нужно прямо сейчас. И мы как раз работаем с ситуациями, когда нужно прямо сейчас. Мы также работаем с теми больницами, у которых нет финансовой возможности на данный момент купить эти средства защиты. Плюс мы привлекаем компании, которые просто передают в дар средства защиты, сами покупая их.

XS
SM
MD
LG