Все куплены! Первый канал тащит "блатных"! Шоу закрыть как социально несправедливое! Мало им приключений с дочкой Алсу!
В шоу "Голос" новая "дочка" и новый скандал. Насколько адекватен тот шквал ненависти, который на этот раз обрушился на дочь ведущего программы "Доброе утро" Первого канала? В чем разница между двумя историями? Дети известных родителей – они вообще-то имеют право на участие в престижных конкурсах или им следует в принципе воздерживаться от участия в них, дабы их родителей не заподозрили в использовании "волосатой руки"? Высказывайте свои мнения по телефону прямого эфира 8-800-200-22-12 начиная с 19.05. В передаче участвуют: музыкальный критик газеты "Коммерсант" Борис Барабанов, одна из участниц "Голоса" прошлых лет Олика Громова, телевизионный аналитик "МК" Александр Мельман, зампредседателя партии "Коммунисты России" Сергей Малинкович.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: У нас сегодня исключительно пятничное событие. С нами Александр Мельман, телевизионный критик газеты "Московский комсомолец", и Борис Барабанов, музыкальный критик газеты "Коммерсант". Разговор у нас пойдет о популярной музыке и популярном шоу, с которым случился очередной скандал. Собственно, их было всего два за всю историю богатую шоу "Голос", связанные именно с папами, с мамами. Один скандал был на детском "Голосе", второй на взрослом. До того, как рассказать об этом скандале, я хочу показать фрагмент выступления, который мы с вами увидели по телевизору.
Елена Рыковцева: Они все повернулись, она выбрала Басту. Борис, что вы в этот момент подумали?
Борис Барабанов: Таких ситуаций за историю шоу было много. Я могу предположить, что они повернулись потому, что они узнали песню, поняли, что это не банальная, не стандартная интерпретация, она сделала джаз из песни, которая является поп-шлягером. Вполне они могли отреагировать на эту аранжировку, не на вокальные данные. Бывает довольно часто, когда я удивляюсь выбору или не удивляюсь. Я понял, что они отреагировали так в тот момент, когда они узнали песню. Они сидят спиной, я не знаю, как нужно было кого запрограммировать, замотивировать, чтобы они в какой-то определенный момент поняли, кто это.
Елена Рыковцева: Александр, ваша реакция первая без сопутствующего шлейфа, о котором мы еще расскажем?
Александр Мельман: Я увидел сейчас в первый раз, сегодня я обязательно посмотрю шоу. Я, честно говоря, не увидел ничего особенного в вокальных данных девочки. Действительно, когда четверо поворачиваются, наверное, нужно согласиться с Борисом, как специалистом в области музыки, наверное, они повелись на эту аранжировку. Так бывает. Поэтому сейчас подозревать я ничего не буду и не хочу. Вообще я пришел сюда с целью заступиться за тех, кого я хорошо знаю. Все-таки какие-то у меня вдруг сомнения есть, что это вдруг они все вчетвером…
Борис Барабанов: В соцсетях уже обсуждали, что Сюткин не повернулся, а Шнур типа пошутил, нажал его кнопку. Он не повернулся, он честный, а остальные "продажные".
Елена Рыковцева: Давайте не будем томить тех, кто не следит, не смотрит, почему "продажные", что за история.
Елена Рыковцева: Теперь нам следует ждать судебного иска от Геннадия Зюганова к Басте, потому что он как человек далекий от политики, Коммунистов России и КПРФ считает за одно целое. В то время как Максим Сурайкин, против которого сейчас Первый канал пообещал выдвинуть иск, вообще-то был спойлером КПРФ на выборах. Все говорят сейчас – Алсу, история с дочкой. Не каждый наш зритель помнит эту историю, я хочу в двух словах рассказать, как это было. Эта девочка полтора года назад участвовала в шоу "Голос", была настораживающая ситуация, когда мама, популярный блогер с большим количеством подписчиков, опубликовала просьбу в своем инстаграме поддержать девочку. Эта девочка вылетела в свое время из тройки, потом ее снова взяли в шоу путем дополнительного специального голосования. Вот мама просила поддержать, чтобы ее снова включили в конкурс. Потом она вышла в финальную тройку. Насколько я помню, Юрий Аксюта, художественный руководитель "Голоса", провел совещание с родителями конкурсантов с просьбой не публиковать в постах обращения такого рода, чтобы не давить на зрителей. Но у мамы есть друзья – Филипп Киркоров, еще какая-то группа, особенно Ольга Бузова, у которой подписчиков больше, чем у Ксении Собчак, все эти люди обратились к своим подписчикам, плюс, наверное, папа включился. В итоге всех этих договоренностей Микела Абрамова, дочь Алсу, становится победителем шоу "Голос". И тут взрывается аудитория, потому что очень многие болели за других маленьких людей, почему она – никто не понял. Первый канал начинает свое расследование, они нанимают фирму специальную, которая занимается киберпреступностью, эта фирма действительно обнаруживает 30 тысяч ботов, голосов, вброшенных за Микелу Абрамову. И тогда канал аннулирует итоги этого конкурса, всем участникам присуждает первые премии. Сравнивать сложно эти ситуации.
Борис Барабанов: Вообще несравнимы. В данном случае мы имеем дело с самым ранним этапом, со слепыми прослушиваниями, а в случае с Микелой Абрамовой мы имеем дело уже с финальной стадией, когда на кону победа, большие ставки. Налицо подтасовка, которая реально возможна, мы понимаем, как ее можно осуществить. В случае со слепыми прослушиваниями этой девушки – это ситуация, когда люди сидят спиной, они должны услышать, что это она, в этот момент они должны повернуться. Предполагается, что четверо судей были коррумпированы тем или иным образом, либо за деньги, либо как-то еще. Я, честно скажу, со всеми участниками так или иначе в жизни общался, например, я не могу себе представить, как можно коррумпировать Василия Вакуленко, разве что с паяльником.
Елена Рыковцева: С паяльником должен быть Юрий Аксюта, как я понимаю. Александр, что вы скажете по поводу самой схемы? В чем смысл обвинений? В том, что раз папа является ведущим программы "Доброе утро", то он не может не быть знакомым с Юрием Аксютой, который сидит в музыкальной редакции?
Борис Барабанов: И у папы достаточно влияния кумовство какое-то включить, чтобы обязательно они повернулись, хотя она всего лишь на этом этапе прошла.
Елена Рыковцева: Причем речь не идет о победе. Он просит Аксюту, Аксюта с паяльником – этих четверых.
Александр Мельман: Я знаю довольно неплохо Юру Аксюту, я хочу вам сказать всем, и господину Садальскому, хотя ему уже бесполезно что-то говорить, и всем остальным, о Сурайкине, может быть, разговор будет отдельно, что Юрий Аксюта приличный человек, такие еще остались, такие еще есть. Он никогда в жизни не пойдет на то, что ему инкриминируют, – это во-первых. Во-вторых, господа, которые так клевещут на господина Аксюту и вообще на программу "Голос", что ведущий программы "Доброе утро" сейчас – это малозначительный персонаж. Времена прошли, времена изменились. Когда там работал в конце 1980-х Владимир Молчанов, потом перешедший в "До и после полуночи", – это совсем другие времена. Теперь это такие винтики, не очень популярные люди, для которых главная функция – хорошее настроение. Я не знаю, знаком ли папа Саши с господином Аксютой, с точки зрения взаимоотношений на телевидении это какие-то несравнимые вещи, потому что это главный продюсер музыкальный Первого канала и ведущий программы "Доброе утро", при всем моем уважении к человеку, которого я тоже не знаю, наверное, он хороший ведущий, но это совершенно две разностатусные фигуры. Здесь вообще даже не о чем говорить, это все высосано из пальца, это все придумано.
Елена Рыковцева: Придумано или не придумано, но люди абсолютно повелись. Такое количество дизлайков в YouTube – это серьезная история. Там нет ботов специальных пригожинских, как у нас раньше было, пока YouTube этим не занялся, на эфиры про Путина. Это уже не боты – это реальные люди, которые верят – папина дочка.
Борис Барабанов: Значит, людей очень легко заставить так себя вести. Значит, кто-то очень хорошо освоил инструменты манипуляции, знает, на какие кнопки нажать, чтобы разгорелся такой скандал, пусть в интернете, пусть онлайн, но тем не менее. К сожалению, это грустная картина, она очень много говорит прежде всего об аудитории.
Александр Мельман: Здесь манипулировать даже не надо. Просто есть некое состояние умов, состояние общества, здесь даже не нужно что-то специально придумывать, потому что люди готовы таким образом заклеймить кого угодно, наброситься на кого угодно – это некий давний тренд. Поэтому здесь удивляться не приходится. Это такая интернет-толпа, есть толпа за Навального, есть толпа за Кремль – это все люди, которые не ощущают себя личностями, индивидуальностями. Я хочу сказать словами из фильма любимого недавнего нашего юбиляра: "Господа, вы звери". Просто готовы говорить о ком угодно, кричать о ком угодно, набрасываться на кого угодно. Но это ваши проблемы. Это действительно такая констатация, это постановка психологического состояния общества. Может быть, еще ковид на это тоже, конечно, влияет.
Елена Рыковцева: Я не знаю, как вы относитесь к этому судебному иску, который я понимаю как действительно иск имени Юрия Аксюты, оскорбление чести и достоинства: как вы могли подумать, что я могу с кем-то договориться, попросить членов жюри повернуться к кому-то?
Борис Барабанов: Скорее всего, действительно это так. Потому что в принципе по большому счету канал в другое время мог не заметить эту ситуацию. Мало ли что комментируют в интернете. Я все-таки сделаю определенный акцент, что "Голос" сейчас не вызывает такого интереса, как это было 5–6 лет назад, я сам смотрел каждый выпуск в прямом эфире, сейчас я это делаю в записи. Ощущения свежести, новизны, ожидания каких-то открытий, переворотов, новые лица, уже это все прошлом, к сожалению. Я думаю, что раньше они бы и не заметили, где "Голос", а где Станислав Садальский, эта некая фигура блогосферы. Со времен "Живого журнала" я помню: есть какие-то люди, которых интересно читать, а есть Станислав Садальский, что-то написал в очередной раз. Сейчас, видимо, ситуация такая, что даже такая мелочь требует, во-первых, реакции, во-вторых, я подозреваю, она помогает еще лишнее внимание привлечь к этому.
Елена Рыковцева: Нежданный бонус пришел оттуда, откуда и не ждали.
Борис Барабанов: Как ни странно, в каком-то смысле да. Конечно, если суд действительно будет, они выиграют, критикам придут штрафы какие-то за клевету. Выиграет прежде всего канал в том, что все-таки как-то на это шоу обратят внимание людей больше.
Елена Рыковцева: Я представляю вам нового участника нашего разговора, но перед тем, как вам его показать, сначала вернемся на три года назад и посмотрим, чем занимался этот участник в шоу "Голос".
Елена Рыковцева: Олика Громова, к которой повернулись сразу двое, с нами на связи. Скажите, пожалуйста, эта атмосфера подозрений по поводу участников, что у кого-то папа, у кого-то мама, кто-то что-то кому-то "занес", вы сталкивались с такого типа бесконечными обвинениями, упреками, витало что-то над шоу?
Олика Громова: Честно говоря, конечно, мы все немножко заложники теорий заговора, и это нормально. На самом деле, исходя из личного моего ощущения, я была знакома со всеми участниками, около 50 человек в итоге получается после слепого прослушивания, честно говоря, я не могу сказать ни про одного из них ничего плохого, то, что они оказались каким-то нечестным путем. Там нет не поющих людей – это раз. Два: я не думаю, что те люди, которые занимаются этим шоу, а это огромная команда профессиональных потрясающих редакторов, я не думаю, что они готовы рисковать таким продуктом. Ни в коем случае никакие ни деньги, ни связи – это все не имеет абсолютно никакого смысла, когда они хотят сделать что-то, что действительно заинтересует людей, потому что без зрителей это шоу не существовало бы, если бы его никто не смотрел, его давно бы уже закрыли. Поэтому, я думаю, самое важное было сделать качественный красивый продукт. У нас были такие истории, но это такие скорее кулуарные разговоры о том, что кто-то с кем-то дружит, кто-то заранее договорился, но на самом деле ничему из этого я не находила подтверждения.
Елена Рыковцева: Олика, может быть, это не имеет отношения к теме нашего разговора непосредственно, но потом, там же есть четвертьфинал, полуфинал, дальше уже наставник выбирает не спиной, когда он не знает, а он выбирает из трех человек. Не зарождалось таких вопросов вроде того, что, конечно, как он мог ее, а не меня, потому что они давние друзья?
Олика Громова: Нет, таких вопросов не было. В моем сезоне победил Селим Алахяров, он мальчик из Дагестана, сами понимаете, какая у него поддержка. Селим, честно говоря, когда он вышел на сцену на слепых прослушиваниях, я его первый раз увидела, я думаю: все, он победитель. И так в итоге и оказалось. Это не потому, что он был чей-то мальчик, чей-то друг, а потому что есть определенный формат участников, который у нас побеждает. Как правило, это академист, как правило, из команды Градского. Мальчик с потрясающим широким большим голосом, которого у нас все действительно любят. Там сложно что-то сказать против. Я думаю, тут в первую очередь жанровые и стилевые особенности. Как раз, мне кажется, еще почему Сашу немножечко загнобили, мы с Сашей заочно немножко знакомы, мы крутимся в тусовке джазовой в Москве, у Саши очень необычный вкус, у нее совершенно замечательный стиль, который, к сожалению, пока у нас не очень хорошо понимают.
Елена Рыковцева: Олика сказала, что у Селима есть поддержка, но в голову же никому не пришло, как с Микелой, усомниться и сказать: не может быть. Чем был скандален скандал с Микелой? Потому что очень много людей одновременно сказали "не может быть".
Борис Барабанов: Мне прислали пост Антона Беляева, участника "Голоса", человека, который сейчас делает на "Яндексе" шоу ЛАБ: "С каких пор мы решили не обращать внимание на талант человека, если у него где-то там работают родители? В музыке сложно обмануть, для меня здесь все вообще очевидно. Александра работала в хоре ЛАБ два года, и я понятия не имел, кто ее предки. Вряд ли бы это на что-то повлияло. А еще, включая свой праведный гнев, не забывайте, что это все еще ребенок. Учитывая, что никто из нас не обладает конечной проверенной информацией, неужели вы действительно хотите унизить и линчевать ребенка?". Допустим, сентиментальную часть мы опустим, я знаю Антона, он не стал бы это писать по чьей-то просьбе. Мы редко говорим о том, что происходит до слепых прослушиваний, тысяч людей, которые приходят на кастинги, отборы и так далее. И там среди них много людей менее талантливых. В связи с этим всегда редакторы просят продюсеров, лидеров групп, руководителей театров присылать своих лучших вокалистов на это шоу, чтобы иметь хотя бы какой-то выбор из профессионалов сложившихся. Вспомните Севару, потрясающая певица, она раскрылась на "Голосе", но до этого она пела у Питера Гэбриэла. Давайте скажем: а, это Питер Гэбриэл. Даже в этом сезоне первой выступала Фантине Притула, темнокожая девушка с украинской фамилией, она солистка оркестра Игоря Бутмана уже несколько лет. Давайте скажем: окей, это тоже протекция. В принципе шоу должно быть интересным, и редакторы делают свою работу.
Елена Рыковцева: Я вам сейчас добавлю в этот ряд: кто такая Олика Громова? Это дочь моей коллеги, которая работает у нас на Радио Свобода бильд-редактором. Это, наверное, "пятая колонна" повернулась к Олике, зная, что ее мама работает на Радио Свобода, и таким образом решила поддержать и выразить свои оппозиционные взгляды. "Коммунисты России" должны были озаботиться первым делом, каким образом повернулись к Олике Громовой?! Давайте теперь ради баланса послушаем "Коммуниста России", Максим Сурайкин сказал, что он приболел, командировал своего заместителя на разговор с нами. Тот сказал, что он в прямом эфире не готов, но записаться готов. Послушаем эту запись.
Сергей Малинкович: Видите, в чем дело, есть наша музыкальная культура – композиторы, авторы стихов к популярным песням, известные исполнители. Надо, чтобы были они представлены, во-первых, из разных поколений, не только те, которые сейчас на слуху, это далеко не всегда объективно представляют они ценность для культуры. У нас в партии есть комиссия по культуре, наверное, не могут считаться экспертами ведущими в этой области, но, тем не менее, доверие к жюри должно быть. К этому жюри доверия нет, к процедуре отбора доверия нет. Потому что эти все истории показывают, что, видимо, где-то там происходит вмешательство. Что говорить, сам Первый канал заявлял о накрутке голосов, когда был скандал с дочерью Алсу. Поэтому это должен быть круглый стол. Представители общественности должны фиксировать то, что отбор происходит честно. Мы видим, что ни один обычный человек, способный юноша или девушка, не могут рассчитывать на внимание такого рода жюри в такого рода конкурсе, в лучшем случае поощрительные места они будут получать или призы. Вообще здесь конфликт интересов налицо. Понятно, что Будников должен уйти с канала после такой истории. Они должны полностью переформатировать порядок отбора и программу. Надо садиться за круглый стол с широкой общественностью и определять. Тем более это государственный канал, это не "МузТВ", ведущий канал, который еще с советских времен смотрит каждая бабушка у себя дома. Этот канал сейчас пытается запугивать и заставить замолчать общественность, которая высказала им замечание.
Елена Рыковцева: Ваше мнение об общественном совете шоу "Голос"?
Александр Мельман: Хочется сказать на все это, что есть такая замечательная партия, которая так обсуждает телевизионное шоу, эта партия называется "Коммунисты России". У меня было полное впечатление, что с нами сейчас говорил товарищ Шариков. Кто такой господин Сурайкин, мы не один раз видели на так называемых выборах, такой спойлер, которого придумали в недрах администрации президента для того, чтобы он позиционировал себя таким интересным левым образом и откусывал процента три от товарища Зюганова. Басте на заметку, что они все-таки разные, что господин Сурайкин антагонист товарища Зюганова. Они хайпуют, они занимаются пиаром на чем угодно, хотя бы люди вспомнят, что есть такая партия "Коммунисты России". Поэтому это смешно обсуждать, смешно слушать.
Елена Рыковцева: Есть Соседов, музыкальный критик, участник многих шоу, он говорит: да, нужна общественность, нужна гласность.
Борис Барабанов: Мы с Сергеем эту ситуацию пока не успели обсудить. Это некая роль Сергея, он всегда против. К сожалению или к счастью, это та роль, которая востребована на телевидении, поэтому он всегда желанный гость на всяких ток-шоу.
Александр Мельман: Но не до такой степени. Он играет некоего фрика. Как музыкальный критик он очень качественный, по-моему, человек.
Борис Барабанов: Сейчас это спикер, такой говорящий человек, которого приглашают, когда обсуждаются подобного рода вопросы. Он достаточно искренний, горячий, он заводит, это передается аудитории, это нравится бабушкам тем самым, о которых идет речь. Я когда-то читал, что он писал, это не было лишено обаяния. Уважаемый представитель "Коммунистов России", во-первых, не в курсе, что есть шоу "Голос 60+", где просто нет певцов моложе 60-ти. Это хорошая находка. Заметьте, мы фактически обсуждаем Первый канал, не "Россию", не НТВ, на которых есть прекрасные свои проекты. Он говорит: на таких шоу никогда не побеждают достойные. Традиционная мантра для бабушек. На ТНТ шоу "Песни", каждый второй считается звездой у молодежи – это выходцы из шоу "Песни" на ТНТ, где был тот же Баста, Тимати в жюри. Это те, кто аккумулирует денежную массу, это те, которых слушают все – это выходцы не из "Голоса", а это выходцы из шоу ТНТ "Песни". Про это, естественно, никто не знает, потому что, как он полагает справедливо, есть один из главных государственных каналов, первая кнопка, и там все самое главное.
Елена Рыковцева: Этот круг замыкается по поводу аудитории Первого канала. Побеждает в шоу "Голос" прекрасный молодой человек с прекрасным голосом. Где он после этого востребован? На концертах к Дню милиции, на днях города Москвы. Я потом уже вижу их на всех важных торжественных государственных мероприятиях. То есть этот очень молодой человек начинает обслуживать очень немолодую и очень определенную аудиторию. Потому что немолодые люди тоже бывают очень веселыми, находчивыми и современными. Первый канал поставляет победителей шоу "Голос" в очень несовременные, в очень консервативные концерты, а ТНТ поставляет их молодежи.
Александр Мельман: Что такое несовременный и консервативный – это как раз тренд федеральных каналов.
Елена Рыковцева: Вы смотрите концерт ко Дню милиции?
Александр Мельман: В советское время не пропускал. Просто все эти концерты ко Дню полиции, внутренних дел, все эти "Песни года", которые опять же я в юности не пропускал в советское время, а сейчас там есть только один автор, который всем песни, его фамилия Гуцериев. Но при этом это некий консервативный тренд. Есть консервативный Владимир Владимирович Путин, есть консервативная аудитория, эти все державники, традиционалисты, таким их кормят, и это очень востребовано, таким продуктом. На Первом, кстати, это более продвинуто, чем на канале "Россия-1", на "Россия-1" аудитория еще более ниже уровнем, но, тем не менее, ее окучивают дай бог.
Елена Рыковцева: Из всех песенных шоу, конечно, у Первого канала лучшее.
Борис Барабанов: Это интересное, кстати, замечание, что в течение сезона "Голоса" могут вспыхивать интересные имена. Я думаю, есть несколько имен, которые остаются в памяти, которые продолжают работать. Выигрывают всегда Магомаевы или Зыкины, но они выигрывают по смс-голосованию. То есть смс-голосование – это люди, которые платят деньги за то, чтобы проголосовать за своего фаворита. У этих людей фаворит – это Магомаев и Зыкина.
Елена Рыковцева: Но ведь мы же в этом верим с вами, это же логично, это из логики аудитории.
Борис Барабанов: Это заменяет любые рейтинги, любые маркетинговые исследования.
Елена Рыковцева: Вы себе представляете молодого человека, который сядет и смс пошлет за какого-то современного исполнителя. Группа друзей Антона Беляева проголосует за него, если бы он был в финале? Плохо себе представляю, что его компания оторвется от своей тусовки в каком-нибудь клубе и сядет посылать за него смски. А люди традиционные, консервативные, которым нравится Магомаев, они сидят у телевизора и посылают. На третьем «слепом прослушивании», которое мне понравилось, перед 18-летней Сашей был 18-летний Магомаев, Шнуров иронично или не иронично сказал: вот это победитель шоу "Голос". Шоу можно закрывать.
ПРОГРАММУ ЦЕЛИКОМ СМОТРИТЕ НА ВИДЕО