Ссылки для упрощенного доступа

"Куда мы поедем?" Правозащитницу высылают из России


Ванесса Коган, директор правозащитного проекта "Правовая инициатива"
Ванесса Коган, директор правозащитного проекта "Правовая инициатива"

МВД аннулировало вид на жительство директора правозащитного проекта "Правовая инициатива" Ванессы Коган – у нее есть две недели, чтобы покинуть Россию. Гражданка США Коган живет в России последние 11 лет, здесь у нее есть муж и двое детей с российским гражданством. Правозащитница связывает это решение МВД со своей профессиональной деятельностью – "Правовая инициатива" давно привлекает внимание российских силовых структур, а сама Коган не раз получала запросы от ФСБ о сотрудничестве, которые отклоняла.

В начале осени Ванесса Коган подала заявление на получение российского гражданства по упрощенной процедуре, и на днях ее пригласили в МФЦ в Сахарово, чтобы ознакомиться с решением. Там трое сотрудников ФМС отвели Коган в сторону и предъявили два документа: один – об отказе в предоставлении российского гражданства, второй – об аннулировании вида на жительство, который был выдан Коган в 2017 году и был действителен еще до февраля 2022 года. Вид на жительство был аннулирован на основании подпункта 1, пункта 1, статьи 9 федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" – этот пункт закона гласит, что выданный ранее вид на жительство в России может быть аннулирован в случае, если иностранный гражданин "выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации". Устно сотрудники ФМС объяснили Коган, что ФСБ не одобрила ее заявку, и теперь у нее есть две недели на то, чтобы покинуть страну.

Правозащитный проект "Правовая инициатива" действует в России с 2000 года: он занимается защитой жертв нарушений прав человека, связанных с вооруженными конфликтами, пытками и гендерным насилием на территории бывшего Советского Союза. Правозащитники представляют интересы пострадавших в Европейском суде по правам человека и занимаются делами из Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана, а также делами крымскотатарских активистов.

"Я это абсолютно связываю со своей профессиональной деятельностью: я являюсь директором правозащитного проекта "Правовая инициатива", и мы представляем в ЕСПЧ интересы тысяч граждан, в том числе жителей Северного Кавказа, – говорит Ванесса Коган. – К сожалению, последние несколько лет эта деятельность, скажем так, считается политизированной. И были случаи нежелательного внимания силовиков к деятельности организации, к сотрудникам и в том числе ко мне лично, к моему мужу, который тоже является правозащитным адвокатом и сотрудничает с нашим проектом.

[От ФСБ] были достаточно настойчивые запросы о сотрудничестве. Я, конечно, всегда отказывалась от этих требований и смогла получить вид на жительство в 2017 году, хотя тогда эти запросы о сотрудничестве достаточно часто приходили. Тем не менее я получила вид на жительство и подумала, что могу рассчитывать на то, чтобы получить гражданство.

Когда я подавала документы на вид на жительство, я должна была встретиться с сотрудником ФСБ, который так и представился. После первой встречи он требовал какие-то повторные встречи, в том числе вместе с коллегой. Там звучали запросы о том, чтобы передать информацию о нашей организации, о других организациях, о коллегах, об общих вопросах, которые касаются гражданского общества в России".

"Правовая инициатива" будет обжаловать решение МВД об аннулировании вида на жительство Ванессы Коган, однако больших надежд на положительный исход у правозащитницы нет.

"К сожалению, мы понимаем, что это не будет иметь никакого практического эффекта, потому что материалы, на которых было обосновано это решение, наверняка засекречены. В связи с этим мы просто не сможем получить доступ к тем аргументам, которые были использованы. Поэтому это, к сожалению, бесперспективно. Но обжаловать, конечно, будем", – говорит Коган.

Существует риск, что если Ванесса Коган не сможет покинуть страну в течение двух недель, то ее могут депортировать без семьи. И не исключено, что в будущем ей не позволят посещать Россию.

"Обычно это не становится известным до тех пор, пока человек не подает документы на визу. Я предполагаю, что я, скорее всего, попала в какой-то список запрета на въезд на 5 лет, может быть на 10 лет – я не знаю. Но я обязательно подам на визу, как только уеду из России. Если мне будет открыт въезд, то я, конечно, обрадуюсь, но я очень сильно в этом сомневаюсь.

В США я не жила 15 лет, и, конечно, у меня там ничего не осталось: ни работы, ни дома. Вопрос еще в том, чтобы избежать возможной разлуки семьи, потому что у меня есть американское гражданство, у детей двойное гражданство, а у моего мужа [американского] гражданства нет. И сейчас, учитывая ситуацию с ковидом, неизвестно, впустят ли его в США. Мы задаемся вопросом: куда мы поедем? Куда поехать – это большой вопрос, учитывая опасность для здоровья сейчас.

Моим детям сейчас 6 лет и 3 года, и у них тоже своя жизнь здесь, они ждут Нового года, елки – как все дети. Конечно, они не поймут, когда мы скажем, что, к сожалению, приходится уехать: оставить всех друзей, детский сад, бабушку любимую, дядю. Естественно, они не смогут это понять долгое время, я думаю".

Как отмечает Коган, эта ситуация также негативно повлияет на работу "Правовой инициативы", и в будущем можно ожидать репрессивных мер по отношению к организации.

"Во-первых, я не смогу сейчас работать, потому что буду занята бытовыми вопросами, чтобы понять, куда увезти семью. Во-вторых, мне кажется, что это решение – прямая угроза деятельности организации. Мы совсем не будем удивлены, если впоследствии будут приняты еще какие-то репрессивные меры именно против организации. У нас, конечно, есть запасные варианты, чтобы работа организации не приостановилась, – мы существуем уже почти 20 лет, и это не первый раз, когда возникает такая экзистенциальная угроза. Это, конечно, может поставить под угрозу возможность российских граждан на обращение в ЕСПЧ".

В августе 2019 года сотрудники ФСБ приходили с обыском в офис правозащитного проекта "Правовая инициатива" в Москве. Как рассказывала пресс-секретарь проекта Ксения Бабич, со слов представителя ФСБ, обыск в офисном здании был связан со статьей 210 УК РФ "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)", однако документы силовики не предъявили. Они отобрали у сотрудников "Правовой инициативы" телефоны, сфотографировали их паспорта и начали осмотр кабинета, где находится документация. Они также пытались вскрыть дверь в кабинет директора проекта, не предоставив постановления на обыск.

XS
SM
MD
LG