3 марта курсанту военной академии ПВО в Смоленской области Кириллу Беспалько поставили диагноз: синдром Гийена – Барре. Это редкая аутоиммунная патология, как правило, сопровождается слабостью мышц (вплоть до паралича). Беспалько почувствовал недомогание 23 февраля, вскоре он перестал чувствовать пальцы ног, а затем и не смог ходить. Однако врачи военного госпиталя изначально утверждали, что у курсанта растяжение мышц, несколько дней молодого человека отказывались переводить в другую больницу.
Специалисты отмечают, что задержка в постановке диагноза и начале правильной терапии может ухудшить течение и прогноз развития болезни, клинические проявления которой длятся несколько недель. Родители Беспалько связывают болезнь сына с вакцинацией против коронавирусной инфекции. Научных данных, чтобы утверждать, что такая связь действительно есть, недостаточно; это может быть статистическим совпадением. Ранее ВОЗ рассматривала синдром Гийена – Барре как крайне редкий побочный эффект (менее 10 случаев на миллион доз) при вакцинации от свиного гриппа и введении некоторых прививок от бешенства.
Как сообщает Оксана Беспалько в соцсетях, 23 февраля ей позвонил её сын Кирилл, сказал, что у него болят ноги и он не может встать. Юноша сразу сообщил о недомоганиях курсовому офицеру, тот отправил его в санчасть. Там Кириллу померили температуру – 35,5, давление повышенное. После этого курсанта отправили обратно в казарму. 25 февраля Кирилл уже не чувствовал стоп и пальцев ног. Врач вновь осмотрел его и отправил в военный госпиталь, где Кирилла принял терапевт и сообщил родителям, что "лечение назначено". Через несколько дней, 1 марта, курсант уже не мог самостоятельно ходить. Начальник госпиталя утверждал, что это следствие "растяжения мышц". Тогда родители забили тревогу.
Когда сын не смог встать, Оксана Беспалько попросила начальника госпиталя вызвать реанимобиль или вертолет, чтобы перевезти Кирилла в Москву. "Мы стояли на коленях перед руководством госпиталя. Нам ответили: "Он не раненый, чтобы вызывать вертолет", – рассказывала в соцсетях мать курсанта. Родители Кирилла утверждают, что в Смоленском военном госпитале ему не давали ничего, кроме лоратадина (противоаллергический препарат) и витаминов. Радио Свобода направило запрос в департамент здравоохранения Смоленской области для прояснения ситуации, ответа не получено.
3 марта Кирилла перевезли в реанимацию в военный госпиталь в Подольск. Там ему поставили диагноз – синдром Гийена – Барре. При этом аутоиммунном заболевании поражается периферическая нервная система, что приводит к мышечной слабости и потере чувствительности конечностей. В тот же день курсанта перевезли в реанимацию в московский военный госпиталь имени Вишневского. По словам Оксаны Беспалько, её сын "не падает духом, борется". Его состояние по-прежнему тяжелое.
Видимо, те, кому он о симптомах говорил, не знали, что такое синдром Гийена – Барре
Невролог из Екатеринбурга Ирина Волкова, специалист реабилитационного центра, в комментарии для Радио Свобода отмечает, что синдром Гийена – Барре лечится в России довольно эффективно. Самая большая сложность состоит в постановке диагноза. Если лечение начать поздно, то возможен паралич дыхательной мускулатуры, тогда жизнь человека может оказаться под угрозой, говорит она. "Курсант еще в конце февраля жаловался. Просто, видимо, те, кому он о симптомах говорил, не знали, что такое синдром Гийена – Барре. В санчасти, может, фельдшер сидел или у врача знаний об этом синдроме не было. Почему врачи не оценили серьезность ситуации – это вызывает вопросы", – отмечает невролог.
Радио Свобода направило запрос в Смоленскую военную академию с просьбой о комментарии, ответ на момент публикации этого материала не получен. Родители Кирилла Беспалько связывают болезнь сына с вакцинацией от COVID-19. Именно эту версию изложил 5 марта отец Кирилла в широко разошедшемся в интернете посте в инстаграме.
Оксана Беспалько рассказала смоленскому изданию SmolNarod (с Радио Свобода родители курсанта общаться отказались, заявив, что больше не комментируют ситуацию): в десятых числах февраля курсант получил первую компоненту вакцины от COVID-19. Вероятно, это была вакцина "Гам-КОВИД-Вак", также известная под названием "Спутник V", единственная на сегодняшний день антикоронавирусная вакцина, допущенная в России в гражданский оборот и состоящая из двух компонентов. Вскоре после вакцинации курсант почувствовал легкое недомогание, температура поднялась до 37,5 градусов. Это достаточно распространенные симптомы, которые проявляются в первые дни после прививки. Насколько последовавшее через несколько дней развитие у курсанта синдрома Гийена – Барре могло быть следствием вакцинации, определенно сказать сложно. Причины развития синдрома до сих пор неизвестны. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, "синдрому Гийена – Барре нередко предшествует та или иная инфекция, которая может быть бактериальной или вирусной. Толчком к развитию синдрома Гийена – Барре также может послужить вакцинация или хирургическая операция".
О возможной связи между синдромом Гийена – Барре и прививками впервые широко заговорили в 1976 году. После вспышки свиного гриппа в США была проведена массовая вакцинация – от этого варианта гриппа было привито в общей сложности 45 миллионов человек, около четверти населения Соединенных Штатов того времени. По официальным данным, у 362 пациентов в течение 6 недель после прививки был диагностирован синдром Гийена – Барре, что примерно в 9 раз больше, чем предполагала обычная статистика возникновения этого редкого заболевания. Впрочем, позже исследователи отмечали, что в США на тот момент не существовало чётких диагностических критериев синдрома Гийена – Барре, а врачи, сообщающие о новых случаях заболевания, уже слышали о его предполагаемой связи с вакцинацией, что могло влиять на их объективность.
На настоящий момент причинно-следственная связь между СГБ и вакцинацией [кроме прививки свиного гриппа и некоторых вакцин от бешенства] не установлена
Во время массовой вакцинации от свиного гриппа в 2009 году статистика заболеваемости синдромом Гийена – Барре практически не изменилась. Было отмечено крайне незначительное увеличение: на 1 случай в пересчете на миллион человек. При этом сам по себе грипп, как и другие инфекционные заболевания, может провоцировать развитие синдрома, и с этой точки зрения вакцинация не увеличивает, а, напротив, уменьшает количество случаев заболевания синдромом Гийена – Барре.
В докладе ВОЗ 2007 года говорится, что "иногда синдром Гийена – Барре наблюдался в виде временного проявления в связи с вакцинацией; эта связь рассматривалась как причинно-следственная в случаях после введения свиной противогриппозной вакцины (относительный риск: 9,5 на 1 миллион введенных доз), а также после введения вакцин против бешенства, изготовленных на мозговых клетках кролика и клетках других нервных тканей". И хотя в ВОЗ поступали сообщения о развитии синдрома после других вакцин, "на настоящий момент причинно-следственная связь между синдромом и вакцинацией [кроме прививки свиного гриппа и некоторых вакцин от бешенства] не установлена". ВОЗ подчеркивает, что "большинство людей полностью выздоравливают даже в самых тяжелых случаях синдрома Гийена – Барре".
По официальным данным, на 5 марта 2021 года в России привиты хотя бы одной компонентой вакцины "Спутник V" около 5 миллионов человек. Это соотносится с неофициальными данными, собранными на основе информации оперативных штабов по борьбе с коронавирусной инфекцией. По данным ВОЗ, синдром Гийена – Барре в течение года развивается у 1–2 человек на 100 тысяч населения. Таким образом, статистически среди уже сейчас привитых вакциной "Спутник V" синдром в течение года может проявиться у 50–100 человек без всякой связи с прививкой. У нескольких из них это может произойти в течение небольшого времени после получения вакцины. Как и при любой массовой вакцинации, количество привитых становится настолько значительным, что среди них статистически проявляются в том числе и самые редкие болезни. Этого, разумеется, недостаточно, чтобы установить между вакциной и болезнью причинно-следственную связь.
Изучение связи синдрома Гийена – Барре и вакцинации от коронавирусной инфекцией любой из имеющихся в мире вакцин пока не проводились – для этого необходимо набрать значительную статистику. Вероятно, и сам COVID-19 может провоцировать развитие синдрома, но и это пока практически не изучено. Среди пациентов невролога Ирины Волковой есть три пациента, у которых синдром возник после или во время (но не обязательно вследствие) COVID-19. Двое из этих пациентов поправились быстро, третьему на восстановление понадобилось несколько месяцев.
Мракобесие идет с прививками сейчас, а прививки нужны. Деваться некуда, прививаться надо
Ирина Волкова назвала РС потенциальные причины развития синдрома Гийена – Барре: "Инфекционные заболевания провоцируют. Конечно, "корона" может, это же вирусное заболевание. То есть иммунитет становится агрессивен к своим клеткам, идёт агрессия к своим же нервным клеткам, и в результате это все и возникает – аутоиммунное заболевание. Стрессы могут, беременность, болезни". Отвечая на вопрос, может ли спровоцировать синдром вакцинация, Волкова сказала: "Про прививки не хочу говорить, мракобесие идёт с прививками сейчас, а прививки нужны. Деваться некуда, прививаться надо. Знаете, любая манипуляция, которая в медицине проводится, может дать осложнения. Выпили таблетку – развился анафилактический шок, например. Никто не застрахован ни от чего, и тут тоже не застрахованы. Но это не означает, что прививка плохая. А болезнь-то еще хуже. Все бывает".
Антон Аверинов, врач-терапевт московской клиники "Чайка", которая специализируется в том числе на лечении пациентов с COVID-19, так комментирует ситуацию: "По "Спутнику V" и другим вакцинам таких сообщений о связи с синдромом Гийена – Барре раньше не было. После коронавируса синдром случался, но четкой связи не доказано. По аналогии с гриппом, который тоже замечен в провокации синдрома Гийена – Барре, этот аутоиммунный синдром гораздо чаще возникает после болезни и редко после вакцинации против гриппа".
Вакцина "Спутник V" получила в России официальную регистрацию в августе 2020 года ещё до начала основных клинических испытаний 3-й фазы. Специалисты критиковали как поспешную регистрацию вакцины, так и некоторые особенности протокола и проведения ее исследований. В то же время после публикации данных основных испытаний российской вакцины в авторитетном медицинском журнале The Lancet многие мировые эксперты признали, что эта разработка может быть эффективной и безопасной. В начале марта европейский регулятор EMA начал собственное исследование вакцины "Спутник V", заключение которого необходимо для допуска препарата на рынок ЕС.
Цикл разработки любой новой вакцины обычно занимает не менее 5 лет. Большая часть этого срока необходима именно для оценки долговременной безопасности препарата. В ситуации пандемии мировые регуляторы, в том числе ВОЗ, согласились с тем, что потенциальная польза от сокращения исследований и допуска прошедших основные этапы испытаний вакцин на рынок перевешивает потенциальные риски, связанные с возможными отдаленными побочными эффектами новых прививок.