Ссылки для упрощенного доступа

Гуманное решение. США могут отказаться от патента на вакцины


Администрация Джо Байдена готова отказаться от своих прав на вакцины от коронавируса с целью их справедливого распределения за пределами США. Однако европейские союзники Вашингтона и производители вакцин возражают.

Джо Байден впервые столкнулся с вопросом о патентах на вакцину в июле прошлого года, когда никакой вакцины у Америки еще не было, а сам он был кандидатом в президенты. В рамках предвыборной кампании он дал интервью известному активисту Эди Баркану, страдающему боковым амиотрофическим склерозом.

– Всемирная организация здравоохранения возглавляет беспрецедентную глобальную сеть содействия международному сотрудничеству в поисках способов лечения коронавируса и вакцин против него. Но Дональд Трамп отказался присоединиться к этим усилиям. Тем самым он изолировал Америку от остального мира. Если США создадут вакцину первыми, готовы ли вы поделиться этой технологией с другими странами? Сделаете ли вы так, что никакие патенты не помешают другим странам и компаниям массово производить эти спасающие жизни вакцины?

– Обязательно. Безусловно. Это единственное на свете гуманное решение. Вся идея этого человека [Трампа] об Америке – Америке, которая сама по себе, она оставила Америку в одиночестве. Мы оказались одни в мире. Что он творит? То, что мы делаем, лишено человеческого достоинства. Так что ответ – да. Да, да, да. И это не только хорошо, но и всецело в наших интересах. Всецело.

Чрезвычайные обстоятельства пандемии COVID-19 требуют принятия чрезвычайных мер

Президент Трамп действительно не только не сочувствовал этой идее, но и пытался купить немецкую фармацевтическую компанию CureVac с тем, чтобы она перевела свои лаборатории в США и разрабатывала вакцину "только для Америки". В октябре прошлого года правительства Индии и Южно-Африканской Республики направили через Всемирную торговую организацию предложение странам, работающим над созданием вакцины и поиском способов лечения коронавируса, временно отказаться от своих интеллектуальных прав на эти продукты, чтобы облегчить доступ к ним всем странам.

Инициативу поддержали более ста государств, в основном развивающихся, и Всемирная организация здравоохранения, однако потенциальные производители вакцины выступили против. Такую же позицию заняли богатые страны мира. В США отказу от патентных прав противодействовала целая армия лоббистов, а также члены Конгресса, получавшие от фармацевтических компаний крупные пожертвования в свои избирательные фонды.

Вопрос о правах на вакцину стал яблоком раздора и внутри администрации Джо Байдена. 5 февраля президент распространил на вакцины действие Закона об оборонной продукции, ограничив их экспорт. Но уже в апреле США практически полностью удовлетворили свои потребности в вакцине.

6 апреля президент сделал заявление, которое можно было расценить как подготовку к отказу от патентных прав.

– Я надеюсь, что до того, как кончится лето, у нас будет доступ даже к большему количеству вакцин, чем нам нужно, чтобы позаботиться о каждом американце, и мы поможем другим, бедным странам мира, странам, у которых нет денег, времени, специалистов. Потому что до тех пор, пока эта вакцина не станет доступной для всего мира и пока мы не победим вирус в других странах, мы на самом деле не в полной безопасности.

Число ежедневных прививок достигло пика 10 апреля, когда было привито 4,2 миллиона человек, а затем стало снижаться. Власти штатов стали закрывать пункты массовой вакцинации за отсутствием достаточного количества пациентов. В то же время в Индии, лишенной необходимых американских компонентов для производства собственной вакцины, которая поставлялась также в страны Африки, разразилась катастрофа.

К середине апреля подписи под петицией в поддержку инициативы Индии и ЮАР поставили более 60 бывших глав правительств и более ста нобелевских лауреатов, а также около 400 депутатов Европарламента и национальных парламентов стран ЕС. 4 мая Эди Баркан, ссылаясь на ситуацию в Индии, напомнил Джо Байдену в твиттере о его предвыборном обещании.

В тот же день 110 демократов нижней палаты Конгресса обратились к президенту с призывом временно отказаться от прав на вакцину. Вот позиция одного из них, конгрессмена от Техаса Ллойда Доггетта.

Мы не справимся, если все другие заразятся и пандемию не удастся остановить

– Важно отметить, что разработку и производство одной из основных вакцин, Moderna, почти полностью финансируют американские налогоплательщики, и они заинтересованы в происходящем. Нам нужно производить больше вакцины в Соединенных Штатах для американцев, но мы не справимся, если все другие заразятся и пандемию не удастся остановить. Президент объявил вчера цель – достигнуть 70-процентной вакцинации к 4 июля. Это будет исключительный результат. Но исключительно и то, что в Индии привито два процента населения, в Южной Африке – меньше одного процента, в Латинской Америке – очень малое число, даже в соседней Канаде привито всего три процента. Соединенные Штаты и Европа должны работать сообща, поделиться своим рецептом вакцины с остальным миром, чтобы остановить пандемию, у которой появятся новые варианты вируса, и они доберутся до нашей территории, если мы не остановим их повсюду.

В поддержку такого решения высказался и главный иммунолог Америки, советник президента Энтони Фаучи.

Конечная цель – справедливое распределение вакцин

– Знаете, я думаю, что это, безусловно, вариант, который мы не должны исключать. Как я уже не раз говорил в последнее время, я считаю, что у нас есть моральное обязательство сделать так, чтобы остальной мир не пострадал и не умер, если можно так выразиться, от чего-то, с чем мы можем помочь справиться и что мы можем помочь предотвратить. Что бы для этого ни потребовалось, будь то изучение вопроса об отказе от защиты своих прав или крупные инвестиции в передачу технологий развивающимся странам, чтобы они могли производить свои собственные вакцины, – я сказал бы, любой из этих способов или все вместе – всё было бы хорошо. Мы должны добиться конечной цели, а конечная цель – справедливое распределение вакцин. Поэтому, каким бы образом мы ни добились этого, меня все устроит. Нам просто нужно дойти до конца.

Вместе с тем в интервью Financial Times доктор Фаучи выразил опасение, что отказ от защиты интеллектуальных прав повлечет за собой судебные иски от фармацевтических компаний и это осложнит и задержит вакцинацию в мире.

Наконец, 5 мая торговый представитель США Кэтрин Тай опубликовала официальное заявление от имени правительства США. "Это глобальный кризис здравоохранения, – говорится в документе, – и чрезвычайные обстоятельства пандемии COVID-19 требуют принятия чрезвычайных мер. Администрация твердо верит в защиту интеллектуальной собственности, но в целях прекращения этой пандемии поддерживает отказ от этой защиты для вакцин COVID-19". Тай уже отправилась на сессию ВТО в Женеву, где ей предстоят сложные переговоры с европейскими партнерами.

Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейесус приветствовал позицию Вашингтона. Однако Стивен Убл, президент и исполнительный директор ассоциации фармацевтических компаний Америки (PhRMA), опубликовал заявление, в котором называет решение Байдена "пустым обещанием".

"В разгар смертоносной пандемии, – утверждает Убл, – администрация Байдена предприняла беспрецедентный шаг, который подорвет наш глобальный ответ на пандемию и поставит под угрозу безопасность. Это решение посеет путаницу между государственными и частными партнерами, еще больше ослабит и без того перегруженные каналы поставок и будет способствовать распространению поддельных вакцин".

По подсчетам специалистов, если положение с распределением вакцин не изменится, бедные страны смогут приступить к массовой вакцинации населения на ранее 2024 года.

XS
SM
MD
LG