Минобороны РФ демонстрирует солдатикам "Бесогона" Н. Михалкова, чтобы обучить их борьбе с фейками, и составляет для них списки старых фильмов про войну с целью укрепления боевого духа. Министр иностранных дел РФ читает на молодежном фестивале в Крыму лекцию про украинских "нацистов" с очередным оправданием аннексии, из чего следует вывод, что российская молодежь за семь лет так и не усвоила теории "добровольного вхождения Крыма в состав РФ".
О воспитателях патриотизма – народный артист России Лев Прыгунов и аналитик Фонда Карнеги Андрей Колесников. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: Мы сегодня займемся проблемами патриотического воспитания молодежи вместе с нашими гостями. С нами Андрей Колесников, аналитик Фонда Карнеги, который будет анализировать все, что вы сегодня услышите. С нами Лев Прыгунов, который когда-то тоже пытался подать себя в качестве примера, вы же пытались быть образцом для молодежи в своих фильмах?
Государство – это такая амеба, которую обмануть невозможно
Лев Прыгунов: Нет, никогда не пытался.
Елена Рыковцева: А что вы делали в кадре?
Лев Прыгунов: Делал то, что там написано. Я предпочитал плохие фильмы так называемым вредным. Я отказывался от очень многих политических, пропагандистских фильмов, предпочитая сниматься в плохих фильмах.
Елена Рыковцева: "Сердце Бонивура" разве считался плохим фильмом?
Лев Прыгунов: "Сердце Бонивура", была смешная история, я приехал через три недели после съемок домой, а у меня был друг, я говорю: "Ничего у меня не получается". Он говорит: "Слушай, представь себе, что белые – это коммунисты, у тебя все получится".
Елена Рыковцева: То есть вы их от всей души ненавидели. Вот это, я понимаю, перевоплощение.
Лев Прыгунов: Государство – это такая амеба, которую обмануть невозможно. "Сердце Бонивура" положили на полку. А потом комсомольцы, когда увидели, придумали вставить туда Красную площадь, и они протащили, они пенки свои сняли с этого фильма. Тут же появилась деревня Бонивуровка, родственники появились всех действующих лиц. А написал это отец моей подруги просто спьяну. Он пропил деньги, которые ему дали, вернулся, его хотели посадить, он сказал: "Ладно, я еще раз съезжу туда, напишу". И написал роман этот.
Елена Рыковцева: Люди, которые нас сейчас слышат, вообще могут не понимать, о чем идет речь, потому что они не знают, кто такой Бонивур, что это за фильм. Это четыре серии, документальными кадрами Красной площади 1968 года, про комсомольца Виталия Бонивура, который в тылу врага на Дальнем Востоке сражался с белогвардейцами, фактически шпионил, он был разведчиком. Почему его не захотели показывать, почему на полку положили?
Обязательно надо научить умирать за родину – это единственная цель показа советских фильмов
Лев Прыгунов: Потому что он был одиночка. Во-вторых, это был я, я придумывал всякие штуки. Я сказал, что я не буду ни одного слова про советскую власть говорить. Первое, что я сказал, я отказался сначала, потом приехал директор объединения. Меня хотели снять с роли. Кстати, сняли Колю Бурляева с Николая Островского, а хотели меня тоже снять. Каким-то образом директор объединения меня отстоял: все равно плохой фильм, никто смотреть не будет. А через четыре года после выхода этого фильма был фестиваль телевизионных фильмов, там всего было 5–6 телевизионных фильмов. "Сердце Бонивура" не взяли, чтобы он не получил первый приз.
Елена Рыковцева: Нельзя, чтобы был одиночка. Еще и из вас сквозило это неприятие.
Лев Прыгунов: С 1986 года его ни разу не показали, опять же не объяснили. Там одиночка, они боятся, что так кто-то придумает.
Елена Рыковцева: Какой-то Навальный. Красивый и одинокий. У вас там было подполье небольшое, и у него тоже группа соратников, их всех надо истребить очень жестоким образом. Наш герой сегодня тоже пришел из советского кино – это Никита Михалков. Оказывается, солдатам, новобранцам в армии советуют смотреть не фильмы Никиты Михалкова, что было бы хорошо и правильно, а "Бесогон ТВ" Никиты Михалкова для того, чтобы они отличали истину от фейков. Андрей, вы когда об этом узнали, что подумали?
Андрей Колесников: Ничего я не подумал. Дело в том, что пропаганда и строится на упрощенных, искаженных мифологизированных образах плакатных, предъявляемых какими-то людьми, которые являются селебрети, что называется, знаменитостями. Возможно, поэтому его использовали в этом качестве, хотя, конечно, есть люди, которые могли ту же самую роль исполнять, тот же самый Соловьев, который пробивается сквозь информационный шум, предъявляет путинизм во всем его великолепии абсолютном совершенно – это пик путинизма, то, что делает он.
Пропаганда и строится на упрощенных, искаженных образах, предъявляемых знаменитостями
Но вероятно, это какая-то национал-патриотическая почвенническая манера Михалкова, его какая-то убедительность, может быть, его авторитет, все-таки в возрасте, прошел длинный путь, конечно, представить себе молодого солдатика нынешнего, который не смог избежать армии, загремел туда, он это все видит, возможно, какая-то индоктринация, конечно, происходит с головой. Но это тогда просто голова поворачивается в совсем уже загадочную сторону, потому что поймет ли простой мальчик из деревни, попавший в вооруженные силы в 18 лет, то, что ему сообщают в виде "Бесогона".
Елена Рыковцева: То, что перемолол через себя Никита Сергеевич, и это перемолотое несет миру.
Андрей Колесников: Какие элементы из этого всего останутся в голове. Конечно, какая-то жуть останется. Тем не менее, можно ли из него потом сделать бойца Путина верного, который готов идти воевать с Украиной, штыком колоть своих братьев украинских, для примера.
Елена Рыковцева: Тут очень любопытное состоялось мероприятие сегодня, называется фестиваль "Таврида", где был Сергей Лавров. Тоже там есть яркие образцы патриотического воспитания, это мы еще обсудим. Лев, что вы подумали о том, вы же Никиту Сергеевича знаете, наверное, осязали?
Лев Прыгунов: Я знал его очень хорошо, даже был у него дома в гостях, был на первых его премьерах. Он был абсолютно нормальный человек. Какая шлея под хвост попала, непонятно совершенно.
Елена Рыковцева: Она попала уже давно. Вы понимаете, почему его солдатикам-новобранцам?
Лев Прыгунов: Дело в том, что мы все вертимся как белка в колесе, я имею в виду власти, одно и то же у нас – самодержавие, православие и народность. Сейчас самодержавие есть, теперь надо православие и потом народность уже. Никто не понимает, что история дает какие-то уроки, из них какие-то надо находить выходы. У нас с Ивана III, за исключением двух немок и Петра I, был отрицательный отбор, только при Петре и Екатерине были положительные отборы. Почему Иван Грозный убил своих учителей? Они были умнее его. Когда он подрос, когда стал самодержцем, как можно терпеть рядом с собой умнее кого-то? Все начальники ненавидят умных подчиненных. И так по всей стране и во все века. Какие выборы? В мозгах отбор отрицательный.
Елена Рыковцева: То есть когда начальник предлагает своим солдатикам Никиту Михалкова, он гарантированно понимает, что он с их мозгами сделает такое, что они умнее его не станут.
Сейчас самодержавие есть, теперь надо православие и потом народность уже
Лев Прыгунов: Вместо того, чтобы смотреть фильмы и читать книги, надо поднимать боевую подготовку, надо сделать профессиональную армию, а они готовят пушечное мясо. Что такое советский герой? Советский герой ничего не делает, в конце концов обязательно погибает. Обязательно надо научить умирать за родину – вот это единственная цель показа советских фильмов.
Елена Рыковцева: Никита Михалков – это у них способ борьбы: научить молодого бойца бороться с фейками, научить различать правду и вымысел. Мы попросили нашего корреспондента Анну Хламову показать нам сюжет, как она представляет себе, каким образом Никита Сергеевич может учить солдат, на каких примерах учиться солдатам этим различиям правды и фейков.
Елена Рыковцева: Во всем этом перечне, конечно, поразительная история с прививкой. Потому что понятно, что хотят чипировать, ни один солдат не будет с этим спорить, что вражеская армия, например американская, подсылает биологическое оружие под видом вакцин и всех чипирует. Это они поверят как раз в чипирование. А как совместить с этим то, что он сам привился в итоге? Тут какой пример он даст подрастающему поколению новобранцев?
Андрей Колесников: За новобранцев отвечать очень сложно, если что-то вообще поймут в этом во всем. Начальство сказало вакцинироваться, значит надо вакцинироваться. Армия – это государственно зависимая часть населения, одна из составляющих, что сверху говорят, то они и делают. Есть некоторые противоречия, ну подумаешь. Честно говоря, мне трудно судить, насколько широко показывают "Бесогона" в войсках в Красном уголке, насколько регулярно промывка мозгов именно этим происходит, действительно ли они смотрят это кино, которое рекомендовано Министерством обороны.
Михалков – это у них способ борьбы: научить молодого бойца различать правду и вымысел
Елена Рыковцева: Говорит же начальник: "Бесогона" смотрим и обсуждаем.
Андрей Колесников: Это, конечно, нехорошо, когда такие противоречия бывают, с одной стороны чипируешься, а с другой стороны, принимаешь это внутрь себя и с этим ядом ходишь внутри. Как-то объяснят, наверное, отцы-командиры, что произошла небольшая ошибка.
Елена Рыковцева: Как вы считаете, что на самом деле нужно показывать новобранцам из всей телевизионной продукции?
Лев Прыгунов: Я убежден, что это придумано только для того, чтобы научить их умирать. Они должны показывать тогда американские фильмы, в американских фильмах чего только с героем не делают, но в конце концов он побеждает, зал встает и орет. У нас все наоборот: ничего не делает герой, ему не позволено ничего, мало ли что потом получится, все вырезают. Берешь сценарий – хороший сценарий, три хороших сцены. Это говно, это надо подчистить, убрать. Через две недели дает: одной сцены хорошей нет, через три недели второй хорошей нет, в конце концов трех хороших нет, остается одно дерьмо. Когда-то я гулял по Потсдаму с заместителем главного редактора Министерства кино, он говорит: "Самая главная задача у нас – чтобы фильм понравился политбюро". Между прочим, до смерти Сталина все фильмы редактировал, цензурировал Иосиф Виссарионович, а потом уже пошло дальше.
Елена Рыковцева: Андрей, вы считаете, что им надо показывать телевизионного, и вообще, надо ли что-то специальное выискивать в ящике, чтобы им показать?
Андрей Колесников: Я уж не знаю, что там с программами, очевидно, ток-шоу способно зарядить любого человека, психическая атака абсолютно. На самом деле набор кино, который показывают 9 мая, – это примерно оно и есть, показывают все время одно и то же в большей или меньшей степени. Это всегда советское кино. Попадаются качественные образцы, естественно. Это и составляет основу обучения бойца принципам его отношения к действительности. Оно советское, другой призмы нет, она не придумана за эти годы.
Армия – это государственно зависимая часть населения
Когда понадобилось компенсировать проблемы экономические патриотизмом, вернулись к той модели, к тем очкам и линзам, которые использовались в советское время, ничего другого не придумано. У нас же это видно и по социологии, что пантеон героев не создан за это время новый, он старый, все герои старые. Поэтому и Сталин возвращается, становится популярным за счет молодых когорт. Герои все те же самые, которые были примерно до 1985 года.
Елена Рыковцева: Мы плавно продолжаем переходить к кино, берем в руки этот список из 72 кинопроизведений, просим кинокритиков, чтобы они посмотрели на этот список с точки зрения того, насколько эффективным и действенным он окажется для мозгов молодого солдата. Давайте послушаем их мнения.
Елена Рыковцева: Это очень интересно, что сказали телекритики. Получается, что действительно им не предлагают фильмов времен холодной войны, "Скворец и лира" какой-нибудь, им предлагают только Великую Отечественную войну и, во-вторых, спортивные победы сегодняшнего дня. Я действительно в этом списке не обнаружила прямого противодействия Западу. Но при этом, как я понимаю, в этом списке рекомендованы советские фильмы о войне, которые сами по себе претерпели цензуру.
Лев Прыгунов: Во-первых, фильм "Баллада о солдате" был положен на полку. Кто-то из чиновников сказал, когда не знали, что послать на какой-то фестиваль, послали его, он получил приз. То есть Запад разрешил нам показывать наш фильм. Так несколько раз было.
Андрей Колесников: У них нет "Баллады о солдате" в списке.
Солдатам предлагают только Великую Отечественную войну и спортивные победы сегодняшнего дня
Елена Рыковцева: Значит, она все еще на полке.
Лев Прыгунов: Здесь есть "Чапаев". Как сказала одна моя знакомая: "Чапаев" – это же мультфильм. Самое смешное, если вы сейчас начнете смотреть "Чапаева", вы будете хохотать. Народ же не обманешь, самое большое количество анекдотов – это о Чапаеве, на втором месте Штирлиц. Это тоже фальшивый фильм от начала до конца.
Елена Рыковцева: Не обижайте Штирлица. Я так расстраиваюсь всегда, когда гости мой любимый фильм поносят.
Лев Прыгунов: Вы попали под обаяние мастера, который сделал этот фильм, артиста, который играл главную роль. Народ не обманешь.
Елена Рыковцева: Почему вы считаете, что если анекдоты, то он не любимый? Они оба любимые, и Чапаев, и Штирлиц.
Лев Прыгунов: "Чапаев" как мультфильм, я полностью согласен. Потому что зрители того времени были дети. Все началось с похорон Ленина. Когда хоронили Ленина, камера наезжает на плакат, там написано: "Могила Ленина – колыбель человечества". Это заклятье на нашу страну. Самое смешное, что у нас нет взрослых людей. У нас первую чеченскую войну начинал третьеклассник Грачев, пятиклассник второй и восьмиклассник потом стал.
Елена Рыковцева: Вы правильно говорите, потому что про Путина тоже говорят: не наигрался в машинки и в солдатиков – когда он летал на самолетах, плавал на подводных лодках, стоял за штурвалом и пр.
Лев Прыгунов: У де Кюстина в книге "Путешествие в Россию" есть такая вещь, что это удивительная страна, на первом месте у них парады. Это детство – играть в парады, это несерьезно.
Елена Рыковцева: Парад 9 мая первый в рейтингах телевизионных проектов года.
Это удивительная страна: на первом месте у них парады!
Лев Прыгунов: Вспомним военные фильмы предвоенных лет – это полный кошмар. Там главных героев играл всегда Самойлов – майоров, капитанов, улыбался всегда. Началась война, в первые три месяца в плен сдались три миллиона человек, советских солдат. Германия за всю войну со всем миром потеряла 8 миллионов человек, у нас только в первые три месяца в плен взяли три миллиона человек, а дальше были еще котлы, еще котлы. Это все фуфло абсолютно. Представьте себе, если бы американской армии стали бы показывать фильмы про Индию, американские фильмы. Смешно. Зачем им показывать фильмы?
Елена Рыковцева: Андрей, вы что думаете об этом списке и о влиянии такого рода фильмов? Лев говорит о воспитании решимости умереть за родину. Как вы этот список расцениваете в качестве оружия идеологического?
Андрей Колесников: Со сверхзадачей совершенно согласен – научить человека умирать за родину, не выживать, а именно умирать за нее.
Лев Прыгунов: У нас все герои умирают. У нас нет ни одного военного героя, который бы выжил.
Елена Рыковцева: Я поэтому четвертую серию вашего Бонивура и не смотрю.
Лев Прыгунов: Напрасно, я очень красиво там умираю.
Елена Рыковцева: Очень плохо, что вы там умираете, не буду смотреть.
Андрей Колесников: Иначе не герой, герой должен умирать. Мы стали жить в негероическое время, а сейчас нас вернули обратно, макнули туда же, в пот, кровь и слезы.
Лев Прыгунов: Самое смешное, что уже было это дело, зачем повторять? Кстати, очень многих политруков нашли убитыми в затылки и в спины. Вы никогда не думали, почему закрыты военные архивы? Несметное количество документов закрыто навсегда.
Елена Рыковцева: Вы сейчас что имели в виду, какую ситуацию, когда политрука убивали?
Мы стали жить в негероическое время, а сейчас нас вернули обратно, макнули туда же, в пот, кровь и слезы
Лев Прыгунов: Потому что он гнобил их. Реальная вещь, которую я помню очень хорошо, мне было 7 лет, 1946 год, отец вернулся с фронта, решил ремонтировать дом, возил меня на барахолку, покупал гвозди, молотки. Однажды мы зашли куда-то в угол, я вижу, что стоит группа людей и торгует орденами. Я первый раз увидел, как отец побелел. С документами торговали. Я первый раз услышал, как он выматерился страшным образом. К нему кинулись чуть ли не с ножами. Я убежден, что это было в каждом городе, в каждой республике торговали орденами. Вторая история чудовищная с калеками, с безрукими, с безногими, миллионы были калек, они вдруг все исчезли. Известно, что какую-то часть отправили на Соловки, но они же все герои были, но они были не нужны Сталину.
Андрей Колесников: Вторая задача – это погрузить их в современный исторический нарратив, который ретранслируется Кремлем. Пластмассовая выдуманная война, где искажены в том числе исторические события. "Собибор" фильм, казалось бы, тема очень деликатная, тема лагерная, лагерь немецкий, но именно в этом "Собиборе", почему возмущаются люди, которые в живых остались, которые сидели в этом "Собиборе", которые изучают тему, профессиональные историки, это был еврейский лагерь, там он представлен как лагерь для военнопленных. Герой – советский офицер.
Лев Прыгунов: Еврей.
Елена Рыковцева: Нет, это не акцентируется и не отмечается.
Андрей Колесников: Маленький поворот исторической правды – это становится ложью. Спортивное кино – это воспитание патриотизма, потому что это всегда борьба. Совершенно чудовищный фильм "Легенда номер 17" о Харламове, искажено просто все. Я занимался этой темой, у меня есть книга об этих событиях. Просто переврано все, чтобы показать пластмассового героя.
Елена Рыковцева: Принципиально, что переврано, что вас оскорбило по части переврать историю Харламова?
Андрей Колесников: С одной стороны, в кино так и делается, берется факт из одной эпохи, переставляется сюда. Я знаю эту фразу режиссеров и продюсеров: это же кино. Там как раз есть враг. Этот враг, который предстает в облике канадского профессионала, такая мифологическая фигура, которая идет как танк вражеский, как бык. Харламов на самом деле испанец, басконец наполовину, и этот самый враг представляется в образе быка. Хорошо еще не немецко-фашистского захватчика, с них бы стало канадца изобразить в этом образе. Воспитание ненависти к врагу – это и делает это кино. "Движение вверх" – хорошее кино, на самом деле, как кино сделано очень здорово, но там тоже есть враг – американцы. Там есть хороший человек, который сначала хотел продаться врагам, а потом не продался, он тоже в этом смысле стал героем. Фильм о Льве Яшине я не смотрел, я думаю, это невозможно смотреть по разным причинам. Здесь, кстати, есть "Белорусский вокзал". Как это туда попало? Это настоящее кино.
Елена Рыковцева: Это попало с тем, чтобы не смотрели, они же не говорят все подряд смотреть.
На выходе в голове у солдатика будет дикая каша, из которой можно будет лепить все, что угодно
Андрей Колесников: Там нет ни одного фильма Германа, "20 дней без войны нет", "Проверка на дорогах" нет – там, где война есть настоящая. Это не дай бог, это им не показывают.
Елена Рыковцева: Тут неоднозначный, конечно, список, мы не можем его просто отторгать, говорить, что здесь все плохо. Здесь мало того что есть хорошие советские фильмы вроде "Белорусского вокзала", здесь есть фильм "Сталинград" Федора Бондарчука. Который, я как раз считаю, если будут смотреть молодые ребята, то ничего плохого не случится. Он сделан абсолютно компьютерным образом, он такой эффектный, он сделан как блокбастер голливудский, но при этом там совсем не плохой человек немец. Он там показывает живую историю, живую любовь, живого персонажа. Он показывает, что немцы, оказывается, тоже были людьми. Я вообще не понимаю, как ему денег дали на такой фильм. Сегодня бы уже не дали – это 2013 год, давно было.
Андрей Колесников: На выходе в голове у солдатика будет дикая каша, из которой, правда, можно будет лепить потом все что угодно, но пока это каша абсолютно неудобоваримая.
Елена Рыковцева: Лучше бы действительно оставили ему одного "Бесогона" и все было бы ясно: здесь чипирование, а тут прививка. Телевизор говорит одно, а ты в жизни делай другое – вот вся борьба с фейками. Давайте посмотрим, что говорят прохожие на улицах Москвы, как они отвечают на вопрос "А вы бы что показывали новобранцам?".
Елена Рыковцева: Да, интересно. Что вы скажете об этом опросе, с чем бы вы согласились из предложенного?
Лев Прыгунов: С Балабановым, с Бергманом.
Елена Рыковцева: Которых нет в списке.
Товарищ генерал не знает, кто такой Гроссман, а ему подсунули
Андрей Колесников: Другого кино у нас для вас нет, что называется. Многие говорят о хорошем советском кино и очень часто вспоминают "В бой идут одни старики". Действительно, это кино, которое не целиком грохочущее, тихое кино о войне настоящее. "Женя, Женечка и "Катюша", например.
Елена Рыковцева: "Белорусский вокзал" тоже камерный фильм
Андрей Колесников: Да, это потрясающее кино, возможно, лучшее о поствоенном состоянии. Вообще странно, что это сюда попало. На самом деле на этом списке, как и списке литературы, лежит печать какого-то личного отношения. Может быть, у них совещание было какое-то, стали вспоминать, кто чего помнит, а потом кто-то на свой вкус, как это делается всегда очень случайным образом.
Елена Рыковцева: Мозговой штурм Минобороны – хотелось бы видеть это зрелище.
Андрей Колесников: Не ниже майора кто-то там сидел.
Елена Рыковцева: Список литературы там тоже есть, как я понимаю. Он на вас какое впечатление произвел?
Андрей Колесников: Он в некотором смысле похож. Невский и Чапаев, там тоже есть что-то из старого, но почему-то туда попадает "Жизнь и судьба" Гроссмана.
Елена Рыковцева: Это просто какие-то предатели в Министерстве обороны. Лучше тему списка литературы давайте опустим, потому что их уволят.
Андрей Колесников: Товарищ генерал не знает, кто такой Гроссман, а ему подсунули. "Белая гвардия" там есть. Допустим, тот же самый Симонов представлен там одной из повестей, но там нет "Живых и мертвых", например, есть рассуждения о Сталине и сомнения в Сталине. Нет стихов Симонова, которые очень разные тоже той же самой военной поры. Нет дневника первых месяцев войны, где видно, что из-за неподготовленности к войне были колоссальные провалы первых месяцев войны. Это же была цензурированная книга, ее не выпускали, ее не давали печатать в "Новом мире", потому что она показывала нашу неготовность к войне.
Елена Рыковцева: Что нужно показывать призывникам для поднятия патриотического духа? Это был наш опрос в твиттере, когда мы сами предлагаем варианты. Первый мы предложили "Бесогон ТВ" – получил 11% всего, "Навальный лайв" – 65%, советское кино про войну – 13%, американское типа "Спасти рядового Райана" – 11%. То есть все-таки наша аудитория считает, что для того, чтобы боец по-настоящему любил свою родину и понимал, где настоящий враг, он должен смотреть "Навальный лайв", так думает наша аудитория.
Андрей Колесников: Правильно думает. Аудитория "экстремистов" в нынешнем правовом поле. Те, кто произносит имя Навального, они сразу становятся.
Чтобы боец по-настоящему любил свою родину и понимал, где настоящий враг, он должен смотреть "Навальный лайв"
Елена Рыковцева: Нет, они не становятся. Фамилия "Навальный" все еще не подпадает, мы еще не должны делать никаких оговорок, называя эту фамилию. Пример патриотического воспитания сегодня был явлен в Крыму на фестивале "Таврида". Сергей Лавров попадает к молодым креативщикам, у них какой-то арт-фестиваль. Вот его сажают, этого абсолютно свадебного генерала, и говорят: а мы сейчас вокруг вас будем хороводы водить. Мы, например, занимаемся джазовым фестивалем. Выходят буквально джазмены, исполняют композицию. Мы занимаемся модой, мы занимаемся кулинарией, вам сейчас испекут пирожки, Сергей Викторович. И мы занимаемся пропагандой русского языка, мы истребляем иностранные слова из своей речи. Например, у нас есть такое понятие, как "креативное производство", а мы говорим "мегапроизводство". Он немножко ошеломлен, он удивился, говорит: "мега" – это тоже не совсем русское слово, как-то это странно. Он был так затравлен, что в своей речи каждый раз оговаривался, что это иностранное слово, я постараюсь его заменить.
Самое смешное: они ему про кулинарию, а он им про "Крымнаш". То есть он им опять через 7 лет выходит с речью, они модой занимаются, а он говорит: вот были нацисты украинские, был референдум, наши военнослужащие помогли провести этот референдум так, чтобы не было никаких эксцессов, чтобы люди остались живы, чтобы они выразили волеизъявление. Вопрос: зачем каждый год им рассказывать про то, что Крым наш, что он не аннексирован, а законно вошел в состав? Они за 7 лет это еще не усвоили?
Андрей Колесников: Они могли забыть. Кто-то не усвоил, кто-то мог забыть. Повторение – мать учения. Простота "Бесогона" тоже должна присутствовать. Лавров, может быть, человек более тонкий, чем он кажется, но произносит он фразы абсолютно пропагандистского кроя. Ему сказали работать с молодежью, он с ней работает. Вообще это важнейшая задача не только индоктринировать солдатиков, чтобы они превращались в пушечное мясо, но и в пропагандистское мясо должна превращаться вся остальная часть населения. Потому что эти поколения вырастают, Путин никуда уходить не собирается, кто-то должен за него голосовать, нужно формировать лояльное население, не только старое поколение, но и новое.
Сейчас Сталин стал еще более популярен, чем был год или два тому назад, за счет молодых когорт
Новое поколение должно индоктринироваться, отчасти это у них получается. Я уже говорил о том, что сейчас Сталин стал еще более популярен, чем он был год или два тому назад, за счет молодых когорт. Потому что били-били в одно место, в одну точку, что Сталин хороший, и получили – 18–25-летние люди говорят: да, он выиграл войну, он молодец. Значит, действуют такими же тупыми методами: модой занимайтесь, никаких проблем, но помните, что Крым наш.
Елена Рыковцева: Я дальше продолжу свой рассказ об этом мероприятии патриотическом. Он им изложил историю про Крым, потом началась пресс-конференция, вопросы и ответы. Задают люди молодые вопрос: как вам удается сохранять себя таким замечательным, молодым, энергичным? Какое ваше любимое блюдо? Он сказал: борщ. И вдруг один человек, это была для меня полная неожиданность, задает ему действительно вопрос правозащитный. Давайте послушаем это.
Елена Рыковцева: Что мы слышим, что Сергей Лавров понятия не имеет о том, что произошло. А произошло то, что комик – это иностранный человек, это белорус азербайджанского происхождения, его зовут Идрак Мирзализаде – это очень сильный, очень жесткий комик. Мне кажется, что он попал вовсе не за эту шутку, за которую его сажают, а просто он попал, потому что он сильный и жесткий, он политически жесткий. Эта шутка глупая, она неаппетитная, скажем мягко, но совершенно не повод на 10 дней в тюрьме. Лавров говорит, что он вообще не знает об этой истории. Человек иностранец, история громкая. Вы верите в то, что он об этом даже не знает, не слышал, покажите мне эту шутку?
Андрей Колесников: Если это не попало в обзор новостей прессы, которая предоставляется ему как любому министру, мог и не знать. У них у всех достаточно ограниченные возможности потреблять информацию. Почему искаженное сознание Путина во многом: когда вы 21 год читаете папочки ФСБ, ФСО, СВР, что у вас с головой будет, какое представление об информационной картине дня, не говоря уже недели, месяцы и годы. Так что это вполне вероятно.
Елена Рыковцева: То есть будет очень здорово, если он все-таки это посмотрит и увидит какой-то абсурд. Мы будем на это надеяться. Тем более что в абсурде он уже побывал после того, как закончилась пресс-конференция, вот этих молодых людей заставили прыгать на батуте и выбивать количество денег на тот грант, который они просят. Например, он прыгает, у него написано на экране: один миллион двести тысяч он получает на джазовый фестиваль или на КВН. Сергея Викторовича просят вручить ему этот диплом на миллион двести. Это удивительное, конечно, мероприятие по участию Сергея Викторовича в патриотическом воспитании молодежи.
Лев Прыгунов: Платить надо за патриотизм-то.