26 апреля в Октябрьском районном суде Екатеринбурга начался судебный процесс по обвинению бывшего мэра города Евгения Ройзмана в "дискредитации" применения Вооруженных сил РФ на территории Украины. Минимальное наказание по части 1 статьи 280.3 УК – штраф 100 000 рублей, максимальное – до 5 лет лишения свободы. Следующее заседание назначено на 10 мая.
Предметом обвинения стал видеоролик на ютьюб-канале политика "Ответы на ваши вопросы" от 1 июля 2022 года. Как и каждую пятницу, руководитель Фонда Ройзмана отвечал на своем ютьюб-канале на вопросы подписчиков. На протяжении часа Евгений Ройзман обсуждал со своими зрителями благотворительную деятельность фонда, Музей Невьянской иконы, несколько книг и картин. Поговорили об истории, о городах России и мира, ну и также о войне в Украине и о "ядерной кнопке".
Через полтора месяца после стрима, 24 августа полицейские ворвались с обысками к Ройзману в квартиру, а также в офис благотворительного Фонда Ройзмана и в основанный им Музей Невьянской иконы. Изъяли мобильный телефон, ноутбуки и документы, а его самого увезли на допрос.
Губернатор Свердловской области, несмотря на конфликты в прошлом, неожиданно выступил с публичным заявлением если не в поддержку бывшего оппонента, то в защиту его конституционных прав: "Как любой человек, он заслуживает справедливости и уважения. Надеюсь, он их получит. И конечно, не могу не сказать о Музее Невьянской иконы, который он создал. Я рассчитываю, что этот музей удастся сохранить и он будет работать", – заявил Евгений Куйвашев.
Ночь после обысков Ройзман провел под стражей. Ожидалось, что арестант будет этапирован в Москву, так как дело против него было возбуждено именно там. Но 25 августа состоялся суд, избравший Ройзману мерой пресечения не арест, а запрет определенных действий, таких как участие в публичных мероприятиях, использование телефона и интернета. Тогда же стало известно, что судить политика будут не в Москве, а по месту жительства, поскольку "преступление" совершено в Екатеринбурге.
Но 16 марта 2023 года Ройзмана все-таки арестовали на 14 суток по другой административной статье – за "демонстрацию экстремистской символики в паблике "ВКонтакте". Это был репост ролика "За что Путин сажает Навального". Сам Евгений Ройзман утверждал, что не ведет во "ВКонтакте" никаких страниц, но это судью тогда не интересовало. Как правило, в административных делах по публикациям в соцсетях полицейские и судьи в Екатеринбурге ориентируются на имя пользователя и фотографию и даже не посылают запросы в социальную сеть, чтобы юридически установить подлинного владельца страницы.
Но в Москве к уголовному делу Ройзмана подошли со всей серьезностью. Обвинение формулировали прокуроры Центрального округа Москвы. Протоколы обысков, зачитанные в зале суда, поражают своей тщательностью, поскольку не только перечисляют изъятые предметы, но и содержат фото и описание внутренней планировки в обыскиваемых помещениях.
– Суд ведёт себя максимально уважительно, как по отношению к участникам судопроизводства, так и по отношению к слушателям, за что ему большое человеческое уважение, – прокомментировал для Радио Свобода начало процесса адвокат Евгения Ройзмана Владислав Идамжапов. Даже прямую видеотрансляцию журналистам из зала суда вести разрешили. Кроме СМИ, других слушателей в зал не допустили.
Заседание 26 апреля продолжалось больше двух часов. После оглашения обвинительного заключения судом исследовались письменные доказательства стороны обвинения – решения судов об административных наказаниях, протоколы обысков, психолого-лингвистическая экспертиза. Был полностью просмотрен в зале суда и сам видеоролик.
Ройзман держался очень спокойно, вину не признал, предварительные пояснения по делу давать отказался "до предоставления стороной обвинения всех доказательств" вслед за своими адвокатами Тимофеем Гридневым и Владиславом Идамжаповым.
– Мы выскажем свое мнение после представления всех доказательств, возможно, будем просить о вызове некоторых свидетелей, – сказал Гриднев в суде.
Слово "война" в прямом значении
Согласно тексту обвинительного заключения, зачитанному прокурором, "для исполнения своего преступного умысла Ройзман, будучи осведомленным о цели спецоперации в Украине, желая дестабилизировать общественно-политическую обстановку, предвидя наступление общественно-опасных последствий и желая их наступления в виде подрыва авторитета вооруженных сил РФ и дискредитации их использования в глазах неограниченного круга лиц" формировал у слушателей "представление о несоответствии действий Вооруженных сил Российской Федерации целям, заявленным в нормативных актах законодательства РФ" и также способствовал формированию у них "негативного эмоционально-смыслового отношения к действиям ВС РФ, их использованию как захватническим, агрессивным и фашистским", используя при этом заранее приготовленный ноутбук.
Из заключений лингвиста и психолога, оглашенных в процессе заседания, становится ясно, что именно в стриме не понравилось правоохранителям. На первом месте – слово "война", которое "используется в прямом значении, а именно как "вооруженная борьба между государствами", не сообщая о целях этой борьбы".
Эта часть обвинения была построена на цитатах из стрима.
Вопрос: "Почему вы перестали снимать свои видео по разным темам?"
Ответ: "После 24 февраля я не понимаю, о чем разговаривать, потому что, когда идет война и когда гибнут люди, не о чем, кроме этого, говорить вообще. Но каждый раз говорить только об этом невозможно. Поэтому я пока отказался от своего канала".
Затем Ройзмана спросили, нажмут ли в Кремле "красную кнопку".
Ответ: "Мне говорят: "Путин же не дурак, он этого не сделает". Я до вторжения в Украину тоже так думал. Я ошибался. Может, у них там действительно дебилы какие-то, которые искренне считают, что попадут в рай? Никогда в жизни не попадёт в рай человек, нажавший на эту кнопку".
Еще вопрос из видео: "Как отговорить мужа идти на войну? Есть проблема с деньгами…"
Ответ: "Здесь очень просто все: а как ты хочешь, убивать чужих детей, чтобы жили твои? У меня были такие моменты, когда мы объявили войну наркоторговцам. Наркоторговца задерживают, а он говорит: "У меня сын болеет, я вынужден торговать наркотиками, чтобы его вылечить". Ему говорят: "Слышь, ты хочешь убить чужих детей, чтобы вылечить своего?" Здесь ровно тот же случай".
И еще одна цитата со словом "война" из стрима Ройзмана: "Христианин, который оправдывает войну, недостоин быть патриархом".
"Все, что я говорю и пишу, я от этого не откажусь"
Общественно опасным, согласно заключению лингвиста, было признано также словосочетание "вторжение на чужую территорию". Услышав такие слова, россияне могут прийти к выводу, что "действия Вооруженных сил Российской Федерации связаны с оккупацией территории Украины, а не защитой интересов РФ и ее граждан, поддержания мира и безопасности", говорил в суде прокурор. Не понравилось экспертам в стриме Ройзмана и слово "зига".
Один из слушателей стрима отметил, что в Екатеринбурге машин с символикой СВО меньше, чем в Новосибирске.
"Да, у нас мало машин с "зигами" ездят, – прокомментировал на видео Ройзман. – Потому что люди могут вот так вот пальцем показать и вот так показать, и, конечно, "зига" это первый признак долбо***а. … Она очень агрессивна и при этом абсолютно бессмысленна".
Комментарий лингвиста: "Символ спецоперации "Зет назван словом "зига", означающим нацистское приветствие и тем самым проводя параллели с нацистской Германией, соответственно, расценивая действия вооруженных сил как фашистские, агрессивные, захватнические".
Женщина в чате стрима сообщила о жертвах очередного обстрела Одессы и спрашивает: "Скажите, зачем россияне бомбят мирных украинцев, вам от этого как?"
И Ройзман честно отвечает: "Нам от этого плохо, больно и стыдно, что я вам скажу".
Эти слова также процитированы в заключении эксперта. Впрочем, в выводах экспертизы отмечается, что выступление Евгения Ройзмана не содержит побуждения или призыва к каким-либо действиям.
После заседания Ройзман подтвердил журналистам, что он ни от чего не отрекается, даже выразил удовлетворение, что "грамотно все сказал".
Активисты Екатеринбурга говорят, что не предвидят в ближайшее время активных выступлений в защиту экс-мэра в Екатеринбурге. Например, Алексей Антонов сообщил корреспонденту Радио Свобода, что поддержать политика в суд пришло "всего-то человек шестьдесят" – даже меньше, чем было на суде по избранию меры пресечения. Многих из тех, кто приходил тогда, уже нет в стране. Зато к суду пришли люди, никак не связанные с активизмом или политикой – подопечные Фонда Ройзмана и их родственники. Некоторые были в инвалидных колясках.
Поддержать Ройзмана в суд пришел и руководитель Екатеринбургского "Мемориала" Алексей Мосин:
– Евгений Ройзман – мой товарищ, мы его не оставим, что бы с ним ни делали. Я возмущен происходящим и надеюсь, что скоро то, что происходит в нашей стране, закончится, Россия станет свободной страной и равноправным членом мирового сообщества и к ней снова будут относиться с уважением, – сказал он журналистам. На следующий день, утром 27 апреля, уже и самого Мосина доставили в полицию для составления протокола по статье о "дискредитации" российской армии. Пока еще административного.
На следующем заседании, которое состоится 10 мая в 11 часов, вероятно, будут допрашивать свидетелей обвинения, имена которых были оглашены в суде. Судя по списку, суд намерен допросить в качестве свидетелей обвинения в первую очередь сотрудников фонда и членов семьи Евгения Ройзмана.
Это далеко не первое судебное преследование экс-мэра Екатеринбурга за последний год. Так, 18 ноября 2022 года МВД Свердловской области отсудило у Ройзмана и ещё четверых горожан 565 тысяч рублей за работу полицейских на несогласованном с властями митинге. Затем Евгению Ройзману присудили 85 000 рублей штрафа за "неуважение к органам власти". Несколько раз в его отношении составлялись административные протоколы за "дискредитацию" армии по ст. 20.3.3 КоАП РФ. Поводом каждый раз служили высказывания Ройзмана в соцсетях. В результате бывший мэр в сжатые сроки получил три штрафа подряд на общую сумму 150 000 рублей. Несмотря на давление, Ройзман много раз публично заявлял, что не собирается уезжать из России ни при каких обстоятельствах.