Ссылки для упрощенного доступа

Сигнал тревоги. Отчего популярна прокремлевская "Альтернатива"?


Предвыборный плакат "Альтернативы для Германии" в земле Саксония-Анхальт на востоке Германии
Предвыборный плакат "Альтернативы для Германии" в земле Саксония-Анхальт на востоке Германии

Правопопулистская партия "Альтернатива для Германии" (АдГ), судя по последним опросам, набрала бы 19% голосов избирателей, если бы выборы в бундестаг проводились прямо сейчас. Она делит второе место по популярности с возглавляющей правящую коалицию Социал-демократической партией и отстает только от оппозиционных христианских демократов. Многие наблюдатели видят в этом угрозу демократическим государственным устоям – особенно учитывая, что в прошлом АдГ не раз обвиняли в симпатиях к Кремлю. Насколько опасен рост популярности правых популистов?

Дружить с Кремлем, не дружить с мигрантами

Во время последней избирательной кампании в Берлине политические партии, как всегда, развесили на фонарных столбах свои агитационные плакаты. В основном лозунги были посвящены решению внутренних столичных проблем. Политики обещали улучшить жизнь жителей города, украсить парки и сделать дешевым жилье. Лишь на плакатах "Альтернативы для Германии" голубой "фирменный" цвет партии диссонировал с "коричневыми" по духу лозунгами примерно такого содержания: без мигрантов всем было бы лучше, все блага только для немецких граждан, все деньги на безопасность страны и укрепление ее границ – для отражения нашествия инородцев.

Логическим дополнением такого набора лозунгов было указание на то, что война в Украине не немецкое дело. Правительство ФРГ, по мнению "Альтернативы для Германии", лишь транжирит бюджетные деньги на оборону и поставки вооружений в Украину вместо того, чтобы направить их на благо коренных немцев. Хотя нынешняя сопредседатель фракции АдГ в бундестаге Алис Вайдель в апреле 2022 года и осудила агрессию России против Украины, ее однопартийцы не прекратили контакты с Кремлем. Сама Вайдель к тому же решительно выступила против санкций в отношении России, введенных Евросоюзом.

Рейтинг "Альтернативы" подобрался к отметке 20%, по сравнению с 2021 годом это рост на 8 процентных пунктов:

В целом Россия рассматривается партией как дружественная страна. Многие депутаты от "Альтернативы для Германии" охотно принимают авансы Кремля, постоянно совершая поездки в Крым или Москву и братаясь с депутатами Госдумы. В последний раз подобное путешествие три депутата АдГ совершили в сентябре 2022 года. Кроме того, "Альтернатива" поддерживает пророссийское объединение немецкого писателя с украинскими корнями Владимира Сергиенко, который, по оценкам немецких спецслужб, связан с Кремлем.

Открытая поддержка России после начала полномасштабной войны в Украине стала в Германии не слишком популярной. Тем не менее латентно, а иногда и открыто пророссийская позиция стала новым "коньком" АдГ – после того, как во время пандемии ковида партии не слишком удалась кампания против вакцинации и мер правительства по защите населения от болезни. Тогда рейтинг "Альтернативы" стал стремительно падать, но война в Украине вдохнула в АдГ новую жизнь – за счет акцента, который делает партия на бездумном, по ее мнению, расходовании бюджетных средств на поддержку Киева.

Политолог Михаэль Шредер связывает успех "Альтернативы" с "актуальной ситуацией, на которую накладывают отпечаток инфляция, война и общие изменения". Среди избирателей зреет недовольство, и это делает АдГ более заметной в политическом спектре, рассказал эксперт телеканалу WDR. В последний раз такой отметки популярность этой партии достигла в 2018 году. Но, несмотря на это, ее фактический приход к власти маловероятен: для абсолютного большинства в бундестаге правым популистам понадобилось бы не менее 40% голосов. На прошлых выборах "Альтернатива" получила 13%.

Ни одна из парламентских партий Германии не желает вступать в коалицию с правыми популистами

Теоретически у правых популистов были бы шансы получить пару министерских кресел. Однако, чтобы иметь право попасть в исполнительную власть, АдГ нужны были бы партнеры по коалиции. При этом ни одна из парламентских партий Германии не желает вступать в коалицию с правыми популистами ни на общефедеральном уровне, ни в ландтагах 16 федеральных земель. Пока этот консенсус существует, защита от резкого поворота Германии гарантирована.

Нечего стесняться

Начиналась история АдГ, однако, на более респектабельной волне. Основанная в феврале 2013 года на фоне еврокризиса и протестов против финансовой политики правительства ФРГ, "Альтернатива" была прежде всего партией евроскептиков. Она выступала против делегирования полномочий отдельных государств институтам Евросоюза и за отмену евро. АдГ приобрела большую популярность у многих сторонников экономической либерализации. Но незаметно ее идеологи оседлали популистскую тему, которая будоражила умы немецких избирателей после мигрантского кризиса 2015 года. Тогда АдГ начала выступать с призывами ограничить миграцию и выдворить всех иностранцев "второго сорта" из страны. Какой сорт первый, какой второй, "Альтернатива" решала сама.

Глава российской администрации аннексированного Крыма Сергей Аксенов (слева) встречается с депутатами от АдГ. Симферополь, февраль 2018 года
Глава российской администрации аннексированного Крыма Сергей Аксенов (слева) встречается с депутатами от АдГ. Симферополь, февраль 2018 года

В 2017 году "Альтернатива" стала третьей по силе парламентской партией, а с 2018 года присутствует в парламентах всех федеральных земель. Многие представители АдГ не чураются откровенного расизма. Председателя отделения партии в Тюрингии Бьерна Хёке, откровенного правого радикала, поставившего под сомнение памятник жертвам Холокоста, соратники хотели даже исключить из своих рядов. В марте 2020 года Федеральное ведомство по охране конституции признало руководимое Хеке внутреннее крыло партии Der Flügel "доказанно правоэкстремистским движением". В апреле 2020 года это крыло было распущено, однако до сих пор имеет большое влияние на политику партии. В 2020 году поступило предложение поставить "Альтернативу" под наблюдение внутренней разведки. Обоснованием было "выступление партии против свободного демократического правопорядка".

Несмотря на эти усилия, "Альтернатива" не ушла с политической сцены. Особой популярностью партия пользуется в восточных федеральных землях – в бывшей ГДР. На востоке АдГ умело использует "фантомные боли" значительной части населения – ощущение ущербности, недовольство тем, что восточные земли до сих пор менее развиты экономически, чувство обойденности и протест против "тех, кто наверху", а также популярные конспирологические теории и сильные в этих краях расистские настроения.

"Против тех наверху"

Газовый кризис последнего времени, связанный с войной в Украине, сыграл АдГ на руку так же, как еврокризис и миграционная волна 2015 года. Пользуясь тем, что меры правительства в условиях инфляции и слабой рецессии становятся непопулярными у населения, партия набирает очки, критикуя все предлагаемые решения правительства, но в реальности не выдвигая никаких альтернативных вариантов. Отказ от российских газа и нефти и взлетевшие цены на энергию удобрили почву для популистских лозунгов, как и предложение "зеленого" министра экономики Роберта Хабека запретить монтаж отопительного оборудования, не использующего обновляемые источники энергии.

Существуют те, кто идут за АдГ, протестуя "против тех наверху"

Характерно, что, по данным опроса, проведенного по заказу телекомпании ARD, лишь треть избирателей "Альтернативы" выбрали бы ее по убеждению. Остальные отдали бы ей свои голоса из-за несогласия с политикой, проводимой правительственной коалицией, и разочарования другими партиями. Яростные споры в рядах правящей "светофорной" коалиции ("красные" социал-демократы, "желтые" либералы из Свободной демократической партии и "Союз 90/Зеленые") вызывают беспокойство и недовольство избирателей. Политолог Михаэль Кос видит причину подъема рейтинга АдГ именно в расколе, который в последнее время наблюдался в правительственной коалиции. "АдГ может прийти и сказать, что "респектабельные" партии уходят от своих обещаний и боятся отстаивать свои идеалы", ‒ отмечает политолог в интервью ARD.

Исследователь избирательных тенденций Торстен Фаас видит два резервуара, из которых "Альтернатива" набирает своих сторонников. С одной стороны, в Германии есть, по его словам, "правые избиратели, которые отдают свой голос за нее по содержательным причинам". С другой, существуют те, кто идет за АдГ, протестуя "против тех наверху". "Это как раз и есть популиcтский, протестный элемент партии", – говорит Фаас.

Исследователь политических партий Уве Юн разъясняет успех "Альтернативы" тем, что тема миграции снова усиленно дискутируется. После 24 февраля в Германию приехало более миллиона беженцев из Украины – это столько же, сколько было в 2015 году, когда Ангела Меркель приняла единоличное решение "открыть границы", то есть вопреки Дублинскому соглашению впустить в Германию всех беженцев, которые оказались в приграничных странах Евросоюза. Уве Юн подчеркивает в разговоре с телеканалом WDR: "Это исконная и главная тема "Альтернативы", именно она приносит ей больше всего преимуществ".

На фоне войны

Полномасштабная война России в Украине привела к еще одному эффекту, способствовавшему новому подъему популярности АдГ. Вечная соперница правых радикалов – Левая партия, наследница коммунистов ГДР, погрязла в дрязгах и спорах. Она и так еле прошла в бундестаг на выборах 2021 года, а теперь, похоже, демонтирует себя изнутри. Крайние пацифисты и противники правого радикализма не могут договориться между собой. Бывший председатель фракции Левой партии в бундестаге Сара Вагенкнехт даже собиралась создать свою партию. Судя по всему, левые популисты больше не в состоянии быть главной протестной силой.

Бьерн Хёке, политик АдГ, признанный правым экстремистом
Бьерн Хёке, политик АдГ, признанный правым экстремистом

Свою роль в успехе АдГ сыграло и разочарование части правых избирателей в партии бывшего канцлера Ангелы Меркель – Христианско-демократическом союзе (ХДС), который, по их мнению, уделяет недостаточно внимания проблемам миграции и защиты от внешних угроз. Эксперт по международным делам ХДС Норберт Реттген считает итоги последнего опроса "катастрофой", а высокий рейтинг "Альтернативы" – "сигналом тревоги" для главной оппозиционной силы, которая не в состоянии добиться значительного преимущества, несмотря на то что очень многие избиратели недовольны политикой правительства.

Руководство "Альтернативы для Германии" опасается снова потерять свой рейтинг за счет отталкивающих споров, которые привели к снижению ее популярности в последние годы. Полировать свой имидж правым популистам удается за счет изменения стиля общения со СМИ. Это заметно, например, в подчеркнуто вежливых и сдержанных выступлениях представителей партии на телевидении.

Политолог Вольфганг Шредер также допускает, что на будущих выборах в ландтаги (земельные парламенты) на востоке Германии АдГ могла бы набрать больше всех голосов и стать самой важной политической силой. Однако и Шредер не считает, что "Альтернатива" может стать частью исполнительной власти и присутствовать в правительстве. Политолог абсолютно убежден, что все остальные партии сформировали некую "противопожарную стену", через которую правые популисты не пройдут. Впрочем, дальнейшие темпы роста или падения популярности АдГ зависят прежде всего от того, удастся ли правительственной коалиции решить текущие внутриполитические проблемы, и если да, то как быстро.

XS
SM
MD
LG