Ссылки для упрощенного доступа

Любители "Вагнера". О чем говорят на мемориалах Евгения Пригожина


Кадр из фильма "Любители "Вагнера".
Кадр из фильма "Любители "Вагнера".

Фильм документального проекта "Признаки жизни"

Евгений Пригожин, близкий к Владимиру Путину предприниматель, получил известность как создатель ЧВК "Вагнер" – частной военной компании, выполнявшей задания Кремля в различных точках мира. (Компания названа позывным одного из ее основателей Дмитрия "Вагнера" Уткина – бывшего офицера спецслужб, человека неонацистских взглядов, выбравшего позывной в честь любимого композитора Гитлера).

После начала войны в Украине "Вагнер" и Пригожин стали известны широкой публике. ЧВК было позволено вербовать заключенных для отправки на фронт, где их использовали для кровопролитных штурмов, в частности в боях за Бахмут. В "Вагнере" существовали собственные жесткие законы, включая внесудебные расправы.

По мере роста потерь ЧВК в Украине Пригожин все больше критиковал военное руководство России. 23 июня 2023 года Пригожин поднял мятеж, подразделения ЧВК захватили Ростов-на-Дону и направились к Москве. На следующий день Пригожин внезапно объявил, что конфликт с властями урегулирован, "Вагнер" уйдет в Беларусь.

Два месяца спустя его самолет разбился в Тверской области, было объявлено о гибели Пригожина и еще девяти человек, в том числе Дмитрия Уткина. В Петербурге, где он был похоронен на закрытой церемонии, и в других российских городах возникли народные мемориалы.

Люди, приходящие на них, – в фильме "Любители "Вагнера"" документального проекта "Признаки жизни".

Монологи людей

Ему сделают сейчас пластическую операцию, и он продолжит

– Я сомневаюсь, что погибли все, – это все сфальсифицировано. Старый самолет взорвали без людей, а трупы были из морга. Я просто не верю, что он погиб. Ему сделают сейчас пластическую операцию, и он продолжит. Облили грязью его по телевидению, что он преступник, такой-сякой. Если он преступник, зачем вы дали ему деньги и оружие? У нас люди таких любят, хотят, чтобы были брутальные. Путин сколько убил людей, он генерала Лебедя убил, он Немцова убил. Все же с этим согласны полностью. А те, кто у власти, они добротой не отличаются, иначе к власти им не добраться.

Убрали, – скорее всего все-таки Запад, чтобы граждане России больше на власть озлобились

– Выглядит это так, будто это наши власти убрали его из-за мятежа. Хотя на самом деле как оно обстоит, если глубже копнуть, может быть и по-всякому. Конечно, выглядит, будто бы, как все в народе разговаривают, – мол, Путин Пригожина убрал. Хотя на самом деле, если вдуматься, смысл в этом какой? Никакого абсолютно, я думаю. Может быть, было спровоцировано властью, продумано заранее, как по сценарию. А то, что убрали, – скорее всего, все-таки Запад, я так думаю, чтобы граждане России больше на власть озлобились из-за этого события. Запросто может быть, что это подстроено именно западными спецслужбами, чтобы мнение о нашей власти у российских граждан ухудшилось, так я думаю. Мне кажется, он был поставлен властью, и все, что делал, делал не то что по указке, но по согласованию всегда. Мне кажется, что мятеж был имитацией тоже с какой-то целью. Не знаю, честно говоря.

И Евгений Викторович говорит: "А кто это матерится?"

– Декабрь месяц был, только с госпиталя приехал после ранения, нас отправили опять в бахмутское направление на передок. Мы только заходили в Бахмут, это был конец лесополки, поле, и начинался частный сектор. Холодно было, где-то минус двадцать, мы сидим в окопе, у нас маленький окоп на четыре человека, из цинка маленькая печка была сделана, спальником был закрыт вход. Открывается дверь, заваливаются два человека, дверь плохо закрывают, спальник опускают, тепло выходит. Я помню, тогда сказал: "Что за …, закройте дверь нормально". И Евгений Викторович говорит, как я потом уже понял: "А кто это матерится?" Фонарик включили, свет, я смотрю – там Евгений Викторович сидит. Мы все немножко офигели, потому что не ожидали. Минут через 10 начались обстрелы, нашу посадку стали накладывать [украинцы]. Посидел [Пригожин], открыл с нами паек, покушали с ним, попили чайку, пообщались. На самом деле был очень хорошим человеком, чего не могу сказать о Министерстве обороны. Я сам там три года в контракте отслужил. Добрый, позитивный человек, который отстаивал свою точку зрения и всегда вставал за своих ребят.

Мобилизовалось больше 12 человек. 9 человек уже приехало "двухсотых"

Мама у меня работает в зоне, отчим у меня работает в полиции, и как-то я хотел продолжить семейный круг и пошел в воинскую часть. В 18 лет пошел сразу в армию, даже аттестат не успел получить. Потом, когда началась военная спецоперация, у меня много кому друзьям пришла повестка, я понимал, что мне она рано или поздно придет. У меня знакомый был, который служил в ЧВК, и сказал, что лучше, по крайней мере, пойти в тот коллектив, который будет за тебя горой, который не будет тебя отправлять на "пушечное мясо", как в большинстве ситуаций происходит. Сам я с маленького поселка, у нас три тысячи человек население. Мобилизовалось больше 12 человек. 9 человек уже приехало "двухсотых". [Заключенные в ЧВК] – называлось это "проект К", "кашники". Нас было 10 человек вольных, а основной контингент, когда я пришел, октябрь месяц – это были все "кашники". Ребята, которые оттуда вернулись, – у меня есть даже среди них знакомые – эти ребята поистине заслужили прощения. Потому что то, что они пережили, не дай бог кому-то пережить. Что бы кто про них сейчас ни говорил, какие они такие-сякие, зачем их выпускать, ребята поистине кровью и потом искупали вину. Власти я доверяю на сто процентов. Я патриот своей страны, поддерживаю все решения, какие исходят из власти, поддерживаю все решения, которые исходили из нашего командира.

"Надо терпеть и не рассуждать". Вот это истина, это правильно

– Воин Христов должен служить, какую присягу он принимал. Он не должен делать что-то свое. Я сам служил в армии, честно отдал свой долг. У меня тоже были моменты, когда я был недоволен, когда что-то не нравилось. И даже в монастыре мне что-то не нравилось, я однажды сказал на исповеди своему батюшке: "Батюшка, мне не нравится наместник". А он сказал: "Нам всем не нравится. Надо терпеть и не рассуждать". Вот это истина, это правильно. Воины, которые есть, они должны служить, выполнять приказ, свой долг родине. Евгений Пригожин, Царство ему Небесное, потому что он много сделал, очень много, но восставать нельзя нам, нельзя шевелить наши чувства. Потому что мы тоже народ такой, одни на Запад, другие туда, третьи убегают, одни возвращаются. Мне часто приходилось защищать нашего президента. Однажды на исповеди я сказал: "Батюшка, я недоволен руководством страны". Он мне ответил: "Чем ты недоволен? Да мы все такие". Наш президент – патриот, я за него молюсь, за него молятся все священники. А остальные люди тянут, как лебедь, щука и рак. Какие у него интересы, вы сами подумайте? У него все есть, ему не надо думать о еде, об одеянии. Что ему нужно? А мы все в грехах ходим. Посмотрите, как наша молодежь ведет себя. Я смотрю: одни воюют, кровь проливают, раненым не хватает протезов. А выйдешь из Казанского собора – пляшут, скачут, музыка, крики, клубы ночные. Что это такое? Какой патриотизм? Вот этого не должно быть. Поэтому Господь попущает эту войну.

Некоторые ребята разделяют великодержавный шовинизм, фашизм и все хорошее, то есть всей душой болеют за Россию

– Я считал Евгения Викторовича одной из самых мощных политических фигур. Верил, что за ним, возможно, будет какое-то будущее наше. Для меня был настоящий шок [когда он погиб], будто в один день все закончилось, все краски ушли из мира. [Если бы он пришел к власти], думаю, начался бы настоящий фашизм, настоящая диктатура. Если честно, я устал от текущего режима настолько, что готов поддержать любого человека, кто попытается его изменить. Например, когда Пригожин с танками пошел на Москву, я воспринял это как праздник. Я наблюдал это в прямом эфире, пил шампанское с антидепрессантами, мне было весело, мне не было страшно... У меня много товарищей уже склонили свои головы на поле брани, одногруппники мои. Кто-то сам записался, кто-то непонятно как попал, но факт остается фактом. Я общаюсь в основном с богемой, с музыкантами, с художниками. Некоторые ребята, их меньшинство, тоже разделяют великодержавный шовинизм, фашизм и все хорошее, то есть всей душой болеют за Россию. Не за президента, я хочу это подчеркнуть, не за президента Путина, а за саму Россию, за идею России. Остальные, конечно, разделяют более либеральные позиции, более либеральные взгляды. Большая часть из этих либералов уже уехали отсюда. Народ же не идет на войну, не хочет воевать. Я тоже не хочу умирать. Но ведь тысячелетняя Русь.

Отношусь как к обычному людоеду

– Очень честный человек, патриот. Мы все не уберегли, все мы, русские. Давно ведь в России уже пытаются довести о том, что сейчас очень большой запрос на справедливость, на правду. Человек вышел и показал о том, что он может сказать правду, о том, как устроено несправедливо в нашей стране многое, каким образом надо добиться этого. Он один из нас, в принципе, он простой человек, такой же, как я. Его повело возмущение, я так думаю. Поэтому люди его и приветствовали, что это возмущение сидит у многих внутри.

– Пошел на Москву против президента Путина. Большая часть людей, скорее всего, его любит именно из-за этого. То, насколько сильно любят сейчас Пригожина, у нас в России любят посмертно, характеризует настолько сильно, наверное, не любят Путина. С этим, скорее всего, связана нынешняя популярность Пригожина.

– К Евгению Пригожину отношусь как к обычному людоеду. К тому, что в России самолет падает (то ли его сбивают, то ли в нем лежит бомба) над Тверью, как можно относиться? Если это действия, санкционированные российскими властями, то это просто капец. Если это действия, не санкционированные российскими властями, то где расследование? Мне кажется, что это какой-то признак полнейшего разложения государства, за которым мы наблюдаем в прямом эфире.

Я ужаснулся, когда подумал, что я с ним согласен. Крутой чел был, правда

– В России должны быть такие люди, как он. Это единственный человек, который на выборах мог бы дать конкуренцию. Сейчас у нашего президента абсолютно нет никакой конкуренции, он один, можно сказать. Cложно сказать, [стал бы я за него голосовать]. У нас уже был один человек из спецслужб, из силовиков, уже достаточно, как говорится. Я бы за Мишустина (премьер-министр России. – Прим.) голосовал, потому что это те люди, благодаря которым наша страна еще стоит, экономика как-то развивается.

– Ужасный человек, который говорил хорошие вещи. Я ужаснулся, когда подумал, что я с ним согласен. Крутой чел был, правда. Я сам удивлялся, когда его слышал, воспринимал эти слова как правду. Опять же, я против войны. Его любят, за другого человека никто не вышел бы. Я думаю, если бы случился переворот, было бы в тысячу раз ужаснее. Мы с вами не выйдем на Болотную, на Сахарова. Мне страшно, я работаю в государственном секторе, мне страшно выходить. Ехать мне некуда, у меня все родственники в Украине и Беларуси. Много из них уже погибло, а я должен ходить по этому городу и веселиться.

Непонятно, нам не все сообщают. Но, наверное, и не надо, зачем нам, простым людям, все это.

– Я не считаю, что Пригожин нехороший человек, я считаю, что он нормальный человек. Он, видимо, за правду. Как мы можем знать, у них там свои разборки. Лукашенко ведь его приютил, которого я обожаю, я советский человек, сформировалась в Советском Союзе, мне 85 лет. Лукашенко очень правильный, его не сдвинешь. Если в Украине были не пойми кто у власти, то у Лукашенко всегда все в порядке. Пытались они с этой женщиной [Тихановской], но ничего не вышло, и правильно.Поэтому эти разброд и шатание, которые были в 90-е годы, – это, конечно, безобразие. Пригожин – что-то скрывают: мне кажется, что он хороший человек, что он патриот. Он же создал свою армию, зарабатывал, бизнесмен, он кормил-поил их. Почему так получилось, что он вдруг рванул куда-то там, мы же не знаем этого. Непонятно, нам не все сообщают. Но, наверное, и не надо, зачем нам, простым людям, все это. Хорошо, что тут организовали [мемориал], это замечательно. У меня внук, он взрослый: "Бабушка, меня политика не интересует". А как, чтобы было в стране хорошо, если не интересует никого? Если что-то случается, наладить невозможно.

– Отношение мое к Пригожину исключительно негативное. Когда был этот марш, я следила с любопытством. Но когда говорили про то, что это борьба жабы и гадюки, я подумала, что это мягко сказано. С моей точки зрения, это не жаба и гадюка – это две гадюки. Я в Москве была, мемориал видела, сколько там людей, ну да, для них он герой.

Мы должны наращивать нашу экономику, нашу рождаемость, мы должны наконец-то поверить в нашу страну

– Мне 15 лет. Пригожин – кумир, человек, который вложил огромную роль в таком действии, как "СВО". Конкретно Пригожину мы верили, потому что он очень часто заявлял не обычными государственными фразами, можно сказать, культурными, не этими обычными вылизанными фразочками, он заявлял как настоящий мужик из России, который верит своему отечеству и своей стране. Когда он орет: "Шойгу, Герасимов, снаряды!" – он просто ведет себя эмоционально. А если вы спросите меня, почему я поддерживаю Россию, почему я так поддерживаю "СВО", я скажу так, что мы не обязаны вылизывать все Западу. Запад – это другой мир, мы его не поддерживаем, мы имеем право его не поддерживать. Мы имеем право не поддерживать либералов, демократов, мы имеем право поддерживать свою страну. В этой ситуации мы правы, это наши территории. Мы должны наращивать нашу экономику, мы должны наращивать нашу рождаемость, мы должны наконец-то поверить в нашу страну и развивать только ее в нашем направлении, не в западном. У нас должно быть свое мнение, которое мы должны сами продвигать. Что-то не нравится – чемодан, вокзал... Погиб просто хороший человек. Понятно, слез у меня не было, просто понимал, что это маленький шажок к тому, что мы провалим эту военную кампанию, а я бы очень не хотел, чтобы мы провалили кампанию на Украине, потому что если мы ее провалим, то, я считаю, это будет очень плохо. Возможно, это вторые 90-е, возможно, из нас сделают Германию в 1945-м, что, я считаю, очень неправильно. Запад просто не имеет права лезть не в свои дела.

Вспомните "Крестного отца", когда люди приходили за помощью к крестному отцу, а не в полицию, и он решал эти вопросы

– Эти герои нам нужны, они нам нужны гораздо больше, чем какой-нибудь построенный очередной завод, где будут выпускать иностранные автомобили. Сейчас уже, наверное, не будут, но тем не менее. Они нам нужны, эти люди, живые люди, которых, к сожалению, теперь уже нет. Но ЧВК "Вагнер" жив, я надеюсь, он будет жить всегда. Красиво все-таки звучит: "Вагнер", и музыка у Вагнера красивая. Молодцы ребята, Царство им Небесное всем. А то, что их нет, для нашей страны, я считаю, утрата. Можно не построить десяток жилых комплексов, наша страна от этого никак не станет беднее, нежели потерять этих людей. Я вообще не считаю, что это мятеж. Если бы это был мятеж, то тогда бы была драка очень серьезная, и драка была бы в Ростове-на-Дону самом. Посмотрите хронику, как Ростов-на-Дону их встречал, как провожал. Какой мятеж? Я не хочу очернять нашу страну и правительство, но такое, к сожалению, часто бывает. Я живу в Ленинграде уже 50 лет, 30 лет у меня стаж водительский, даже 31, за 31 год я ни разу, выезжая по нашим дорогам моего любимого города, не было такого, чтобы я бы не попал в яму, в канаву и так далее. Это о чем говорит? Это при том при всем, что наш город имеет такую историю, он вылизан должен быть. Понятно, что пример, конечно, сырой, не по теме. И еще пример, тоже достаточно сырой: вспомните "Крестного отца", когда люди приходили за помощью к крестному отцу, а не в полицию, и он решал эти вопросы, решал очень здорово в отношении людей, а простые люди к нему приходили. Ни в коем случае не хочу сравнивать, просто пример, исключительно пример, не более того.

– Мужик молодец, много чего добился, невзирая на то, что был судимый. Все-таки показатель, что может человек адаптироваться в России, зарабатывать деньги.

XS
SM
MD
LG