Президент США Джо Байден тайно разрешил Украине использовать американское оружие для нанесения ударов по некоторым целям в России, но только неподалеку от Харьковской области, сообщает издание Politico. Руководство Германии тоже изменило свое мнение и разрешило наносить удары по России немецким оружием. НАТО готовится к войне с Россией, но ее еще можно предотвратить, считает глава МИД Венгрии. Ранее западные страны опасались, что в ответ на определенные шаги по поддержке Украины Россия начнет нападать и на другие государства, прямо не участвующие в конфликте. Как решение Джо Байдена может изменить ход войны и что поможет отстоять Харьков, обсудим в эфире программы "Лицом к событию" с военным экспертом Сергеем Мигдалем и главным редактором "Новой газеты Европа" Кириллом Мартыновым.
Поговорим сегодня о том, как тайное разрешение Украине наносить удары по России американским вооружением стало явным после публикации издания Politico. Публично Вашингтон отрицал это до недавнего времени. Три недели, как российская армия пытается идти в наступление в харьковском направлении. Две недели назад Владимир Путин во время визита в Китай заявлял, что планов взять Харьков нет, и в очередной раз заявил, что это Киев виноват в продолжающейся войне.
Этой ночью российские военные атаковали Харьков зенитными управляемыми ракетами, одна из них попала в пятиэтажный жилой дом. Причем, по словам главы военной администрации Харьковской области Олега Синегубова, это в очередной раз была тактика двойного удара: дом обстреляли повторно уже после прибытия на место медиков и спасателей. Известно о по меньшей мере шести погибших.
Сегодня днем российское Минобороны отчиталось об уничтожении шести украинских беспилотников как раз над Белгородской областью. Итак, США разрешили Украине стрелять по целям на территории России при помощи артиллерии и управляемыми реактивными снарядами, но не ракетами ATACMS, пишет The Wall Street Journal. Почему Белый дом изменил свое решение и кто поддерживает эту позицию в Европе, – смотрите в сюжете Радио Свобода.
Вслед за этим решением США Германия также разрешила наносить удары по России немецким оружием, заявили сегодня в пресс-службе правительства ФРГ. Хотя канцлер республики Олаф Шольц был крайне осторожен в этом вопросе довольно-таки длительное время. И это тоже связано с боевыми действиями в Харьковской области, которые продолжаются прямо сейчас. Что могло измениться, что остается в сухом остатке после решения США? Вот что в разговоре с Радио Свобода заявил военный эксперт Сергей Мигдаль.
– Мы скоро, я надеюсь, увидим, что остается в сухом остатке. Мы наблюдаем последние два с лишним года, что как Америка, так и Европа все делают с большим запозданием, к Америке это особенно относится, как к главному союзнику Украины и главному источнику ее вооружений и боеприпасов. Потому что, если отложить в сторону валовой национальный продукт с точки зрения количества вооружений, количества боеприпасов, именно в Америке есть то, что наиболее нужно Украине, возможности поставлять.
Это выражает не особенно изменившийся подход администрации Байдена
Американцы с самого начала очень постепенно расширяли ассортимент и количество этих вооружений, за каждое из них приходилось реально биться. Это выражает не особенно изменившийся подход администрации Байдена, который характеризуется высокой степенью осторожности и постепенного прощупывания, раздвижения границ и "красных линий" того, что может переклинить что-то в мозгах кремлевских правителей, вызвать более серьезный глобальный кризис, поставить НАТО и Россию на грань настоящей войны. Это видят в России, это успешно подогревается с помощью заявлений в медиа и российскими пропагандистами, таким образом очень мешая Украине успешно защищаться.
– Была информация о том, что российские войска перебрасывают силы на север Харьковской области. Ждать ли нам обострения в этом регионе на фоне последних новостей?
– Я уверен, что надо ждать обострения. Все это время, лето и ранняя осень – это будет сезон активных боевых действий, сезон российского наступления. В прошлом году все ждали именно украинского наступления, которое в конце концов и началось, хотя, как мы задним числом понимаем, что для его успеха не было предпосылок именно из-за того, что у Украины просто не было достаточно сил для этого. Понятно, что после проведенных мобилизаций Россия получила снаряды и ракеты как от своей промышленности, так и от Ирана и Северной Кореи – они все это будут использовать для того, чтобы проводить серию наступлений все лето, в том числе до осени. Главное для украинцев – это наступление успешно остановить.
Насколько здесь важен фактор единения большего числа стран мира в вопросе применения западного оружия против России на ее территории, особенно на фоне грядущих выборов в США? Вот мнение главного редактора "Новой газеты Европа" Кирилла Мартынова.
До сих пор российские войска не пытались штурмовать крупные города
– Я думаю, это вопрос принципиальный. Германия долго воздерживалась от этого решения, Великобритания приняла его первой из крупных стран – союзников Украины. Сейчас все выглядит так, что большая часть вооружений, которые поставляются Западом, может Украиной использоваться для обороны от наступления, по крайней мере, на харьковском направлении, что принципиально важно для того, чтобы удержать Харьков, чтобы не допустить на этой территории крупнейшей катастрофы гуманитарной со времен начала войны. Потому что до сих пор российские войска не пытались штурмовать крупные города, важно не допустить этого сценария для Харькова. Я думаю, что именно этот аргумент Украина использовала, когда требовала, настаивала, чтобы то оружие, которое она имеет, могло использоваться по военным целям в том числе на территории Российской Федерации.
Последние атаки на российские объекты, в том числе на Крымский мост, – в сюжете Радио Свобода.
На этом фоне, как ожидается, российским чиновникам и государственной пропаганде довольно сложно будет прорисовывать очередные "красные линии". Какой может быть реакция? Кирилл Мартынов продолжает.
– Я думаю, у Путина есть три направления действий. Первое направление мы видели уже много раз: когда Украина проводит успешные операции и пользуется помощью своих международных партнеров, обычно армия вторжения отвечает атаками еще более варварскими, массированными по крупным украинским городам. В случае с Харьковом сначала эти атаки усилились, и только потом Украина получила такое разрешение. К сожалению, фактически террористические атаки со стороны Российской Федерации будут продолжаться до тех пор, пока у Путина есть достаточные технические ресурсы для этого.
Становятся возможными самые невозможные сценарии
Второе направление – это ядерный шантаж. Безусловно, он будет продолжаться и усиливаться. Я не думаю, что в действительности Путин готов начать ответ на атаки по российским целям в ходе обороны Украины, чтобы он был готов начать ядерную войну. Но проблема заключается в том, что мы видели в целом на примере антиукраинской пропаганды: если ты в течение многих лет занимаешься дегуманизацией своих политических противников, если ты превращаешь целый народ в некую нацию так называемых "бандеровцев", как это делала российская пропаганда как минимум с 2014 года, то в конечном итоге это ружье стреляет, становятся возможными самые невозможные сценарии.
Третье направление – дипломатическое для Путина. Мы видим очень сложную судьбу саммита мира в Швейцарии, куда не приезжают некоторые ключевые мировые игроки, где украинская повестка победы в войне и мира оказывается в позиции все более уязвимой. Чем ближе этот саммит, тем тяжелее Украине на нем достигать своих дипломатических целей. Главное событие – отказ Китая участвовать в саммите.