Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Кирилл Кобрин : На острове Валаам разгорается конфликт между местными жителями и монахами Спасо-Преображенского монастыря. Люди считают, что их пытаются выжить с острова, предлагая жилье в районном центре Сортавала. Представители монастыря утверждают, что никакого конфликта нет – в новые благоустроенные квартиры в Сортавала переселяются лишь те, кто действительно этого хочет, остальные жители Валаама могут жить здесь спокойно. Попыталась разобраться в этом конфликте наш корреспондент Любовь Чижова.
Любовь Чижова : Поселок на острове Валаам был основан в 1981 году. С тех пор здесь проживают около 400 человек. Люди живут в помещениях, исторически принадлежавших монастырю. К примеру, семьи с двумя-тремя детьми размещаются в монашеских кельях. Еще несколько лет назад в одном доме (бывшей зимней гостинице монастыря) могли жить и монахи, и обычные местные семьи. Об истоках конфликта рассказывает наш петрозаводский корреспондент Сергей Коробов.
Сергей Коробов : Большинству россиян остров Валаам известен, как одна из древних святынь православия, где на протяжении последних 15 лет ведется активное возрождение некогда самой знаменитой северной обители. Основанный в XIV веке Валаамский монастырь в веке ХХ, в советскую эпоху, на 50 лет прекратил свое существование.
В 1991 году Верховный Совет Карелии принял постановление о возвращении Русской Православной церкви комплекса культовых и административно-хозяйственных сооружений Спасо-Преображенского монастыря. На острове к этому моменту проживало более 500 человек, которые по началу вполне мирно уживались с вернувшимися на Валаам монахами. Однако, поскольку местные из местных поселенцев проживали в зданиях, принадлежащих теперь уже монастырю, им было предложено переселиться на материк - в районный центр, город Сортавала, где для них на деньги Православной церкви было куплено жилье.
На переезд согласилось около 100 семей. Большая же часть валаамцев пожелала остаться на острове. Это и породило конфликт, который предельно обострился в прошлом году, когда решением карельских властей монастырю было передано здание, в котором проживает около 150 человек, а также находится школа и магазин. Это вызвало возмущение населения острова. "Мы словно крепостные крестьяне. Один барин передал другому деревеньку вместе с ее жителями", - так оценили произошедшее жители Валаама, заявив о том, что в целом политика монастырского руководства направлена на постепенное вытеснение с острова светских организаций и мирского населения. Республиканские же власти, на их взгляд, этому сознательное способствуют. Доказательство тому - отказ провести 8 октября на острове выборы в органы местного самоуправления, что соответствует нормам федерального законодательства. По неофициальной информации, сделано это было по просьбе настоятеля Валаамского монастыря. Говорит депутат парламента Карелии Людмила Афанасьева.
Людмила Афанасьева : Мне вообще непонятно, почему в эти вопросы вмешивается монастырь, который представляет сегодня общественную, будем так говорить, организацию, которая сегодня по существующему российскому закону, отделена от государства. Почему они сегодня вмешиваются в законодательную власть? Разве это правильно?
Сергей Коробов : В ожидании проведения официальных выборов, поселенцы самочинно образовали администрацию Валаама и избрали его главу. Власти республики проведенные выборы, естественно, признали незаконными. Однако теперь, очевидно, вынуждены будут принять во внимание решимость жителей острова отстоять свои гражданские права.
Любовь Чижова : Местные жители, интересы которых в Москве представляет валаамский фермер Александр Щербаков, утверждают, что монастырь нарушает их гражданские права. Они не хотят переезжать в благоустроенные квартиры в город Сортавала, хотят остаться на острове. Были случаи, когда уже получившие новые квартиры продавали их и вновь возвращались на Валаам, поближе к монастырю. Почему – объясняет Александр Щербаков.
Александр Щербаков : Два или три года назад был построен дом в Сортавала, блочный дом. Туда переехали. Да, для некоторых это было своеобразной драмой. Люди здесь привыкли к определенному темпу, ритму жизни. Тут рядом огороды, рыбалка, туристы, которым можно продать какие-то сувениры, ту же рыбу, ягоды, грибы. В Сортавале встает проблема с рабочими местами, с местами для детей в детских садах и школах. Сейчас заместитель главы Сортавальского района тоже ставит такую проблему, что очередной строящийся дом для очередной партии, скажем так, какого-то количества переселенцев, что это, к сожалению, город не потянет - создание рабочих мест, мест в детских садах и так далее. Это все ложится, по сути дела, на плечи и правительства республики Карелия, и монастыря.
Опыт уже того прежнего дома говорит о том, что люди не смогли себя найти в городе. Потому что город на дотации, там безработица. В одной из статей его даже назвали карельским Таиландом - рядом граница со всеми вытекающими отсюда выводами. Поэтому, действительно, многие приехали... Люди, которые были как-то адаптированы к жизни на острове, не смогли себя найти в городе. Некоторые стали спиваться, продали свои квартиры, переехали в какие-то деревянные домики с опилками. Поэтому, с нашей точки зрения, те люди, которые живут на острове, это своего рода золотой фонд.
Любовь Чижова : Сейчас Александр Щербаков и еще около ста жителей острова Валаам живут в так называемой зимней гостинице – помещении, принадлежащем монастырю. Оно является памятником истории и архитектуры, и поэтому местным жителям не дают приватизировать то, что они называют квартирами – это монастырские кельи. Здание находится в аварийном состоянии. Монастырь готов его ремонтировать, даже не выселяя жильцов. И вообще, как говорит представитель монастыря отец Мефодий, никакого глобального конфликта с населением поселка нет – к богоугодным людям монахи относятся положительно.
отец Мефодий : Монастырь недавно нашему повару выделил квартиру на 67 квадратных метров. Никто его не угнетает, не дискриминирует. Просто человек живет гармонично с образом жизни монастыря. А люди, которые говорят, что монастырь их дискриминирует или притесняет, я считаю, это мое личное мнение, это 3-4 человека. У них причины эти происходят на внутреннем человеческом отношении с некоторыми, может быть, представителями монастыря, или просто, когда идет вопрос о вере человека, о его религиозном существовании. Человек выбирает церковь, или храм, или монастырь. И он к нему приходит, воспринимает. К сожалению, есть и богоборцы. Есть люди, которые не воспринимают монастырь. Я сам был свидетелем. Не будем говорить о таких случаях, потому что меня затронули слова Александра Сергеевича, что был пример циничного издевательства над людьми. Я не знаю таких примеров, но знаю очень много примеров противоположных, где к нам приходили люди, и были очень неприятные ситуации, когда нападали, камнями бросались и прочее.
Любовь Чижова : Люди, которые не хотят уезжать с острова, считают, что в силах монастыря построить им жилье, но не в соседнем поселке, как предлагается сейчас, а на территории Валаама. Тем более что на острове сейчас вовсю идет строительство новой резиденции для патриарха Московского и Всея Руси. Но представители церкви отвечают, что государственное строительство на острове запрещено законом. В то же время заявления местных жителей о том, что их насильно выселяют с Валаама, представители монастыря опровергают. По словам отца Мефодия, ни один человек насильно с острова не выселялся и выселяться не будет.