Ливийский суд приговорил группу иностранных медиков (пять медсестер из Болгарии и врача-палестинца) к смертной казни за «умышленное» заражение детей вирусом иммунодефицита человека. Врачи находятся под стражей с 1999 года. За это время умерли 52 ребенка из 426 зараженных ВИЧ. В 2004 году суд уже выносил аналогичное решение по этому спорному делу ; тогда Верховный суд страны отменил приговор после протестов международной общественности, поставившей под сомнение беспристрастность судебного процесса.
Несправедливым считают приговор суда не только в Болгарии. Отреагировали на него и палестинцы. За обвиненных вступились и международные организации, правозащитники, специалисты в области изучения СПИДа.
Среди группы медиков находится палестинец. Доктор Ашраф аль-Хаджудж был арестован вместе со всеми в 1999 году. Как на его родине отреагировали на смертный приговор своему соотечественнику?
Палестинец по происхождению Ашраф Джума аль-Хаджудж, по словам его коллег-врачей, с детства жил в Ливии, если не родился там. Но по законам этой страны он так и не был признан урожденным ливийцем. Аль-Хаджудж был обручен с ливийкой, которая ожидала его освобождения на протяжении пяти лет после ареста. Затем она оставила своего жениха, не выдержав тяжелого положения невесты осужденного на смерть.
На судебном процессе палестинский доктор сообщил о пытках, унижениях и издевательствах, при помощи которых следователи вынудили его оговорить себя. Как рассказал он журналистам, следователи объясняли ему, что у палестинцев нет своего государства, и потому никто не будет за него хлопотать. «Я уверен, что если бы Болгария не взяла меня под покровительство вместе со своими медсестрами, я бы уже покоился в какой-нибудь братской могиле», - отметил журналистам аль-Хаджудж.
Его родители в настоящее время живут в Голландии, где попросили политического убежища. Они добиваются вмешательства правительства Нидерландов в судьбу своего сына и намерены обратиться в органы международного правосудия. Ранее ливийский правитель потребовал от международного сообщества предоставить компенсацию родственникам инфицированных детей в размере 10 милилонов евро на семью. Отец палестинского врача заявил, что Каддафи не должен получить ни цента.
Обвинения в адрес иностранных медиков отвергают и западные специалисты. Француз Люк Монтанье (он один из тех, кто открыл вирус иммунодефицита человека) и итальянский профессор Витторио Колицци полагают, что заражение детей, скорее всего, произошло еще до того, как иностранные медики начали работать в госпитале в Бенгази. По мнению специалистов, в трагедии виноваты плохие санитарно-гигиенические условия в ливийских клиниках.
Суд отверг это свидетельство. Эксперты считают, что одной из причин вынесения столь сурового приговора стали внутриполитические соображения. В провинции Бенгази сильны мусульманские фундаменталисты и полковник Каддафи не хочет идти против настроений местных жителей, которых в своем большинстве поддерживают решение суда.
Болгарские медики работают в Ливии еще со времен тесного сотрудничества социалистической Болгарии с режимом полковника Каддафи. Сотрудник Института востоковедения РАН Анатолий Егорин сам провел в Ливии долгие годы. Он также ставит под сомнение справедливость предъявленного иностранцам обвинения: «Болгарские медики уже лет 30 или 40 находятся там, к ним никогда не было претензий. Они очень аккуратные во всем, наши (российские – РС) специалисты когда-то у них лечились. Всякое могло быть, но в данном случае мне не очень верится, что по существу это так (обвинения правомерны – РС). В условиях Ливии можно сделать так, чтобы они были виновны. Там другая система власти. В любой другой стране приговор их может помиловать президент. Но, формально говоря, Каддафи не президент, Каддафи – “ лидер революции ” , он не имеет никаких государственных постов. Вот в чем дело еще».