27 января в Первом павильоне «Мосфильма» пройдет пятая церемония вручения Национальной кинопремии «Золотой Орел». Претенденты уже названы. Премия вручается по двадцати номинациям — игровым, документальным, анимационным и телевизионным фильмам, которые вышли в прокат с 1 ноября 2005 года по 31 октября 2006.
Глава экспертного совета Кирилл Разлогов считает, что в этом году нет очевидного фаворита, и поэтому сама процедура голосования уже становится тем более интересной.
Взглянув на список претендентов, хочется воскликнуть: ба, знакомые все лица! В пятерке лучших игровых фильмов только один — «Дневной дозор» — не был показан на летнем «Кинотавре», остальные там побывали и были отмечены разными наградами. Это «Живой» Александра Велединского, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Мне не больно» Алексея Балабанова и «Остров» Павла Лунгина. «Остров» присутствует в девяти номинациях премии, в том числе во всех главных. А еще за звание лучшего телефильма будет бороться «Дело о мертвых душах» того же Павла Лунгина.
Характерно, что по две номинации собрали Анна Михалкова и Чулпан Хаматова. Первая за роли в фильмах — «Связь» и «Изображая жертву», вторая — за работы в картине «Многоточие» и сериале «Доктор Живаго». У «Живаго» вообще пять номинаций, у фильма Глеба Панфилова «В круге первом» — три, но картины не будут состязаться между собой. Первая представлена как сериал, а вторая — как телефильм (это зависит от числа серий). Сразу заметим, что и мужские и женские работы (исключая роль Петра Мамонова в «Острове») в телефильмах намного интереснее, чем в кино. Здесь Евгений Миронов, Андрей Смирнов и Инна Чурикова из «В круге первом», да еще Олег Янковский из «Доктора Живаго».
Президент Академии Владимир Наумов считает, что хороших и разных фильмов становится все больше: «В этом году у нас есть известные успехи в кинематографе. И если раньше мы стремились нащупать основное направление движения отечественного кино, в этом году мы оцениваем несколько направлений. Сейчас появились картины очень разные. Главным достоинством гвоздя является стандарт: чем больше один гвоздь похож на другой, тем выше его качество. В нашей жизни — чем художник больше отличается от другого художника, тем он более интересен».
В этом году академия решила оправдать свое гордое название и предъявить миру научную сторону своей деятельности. Это две только что вышедшие книги. Одна называется «Электронная культура и экранное творчество», вторая — огромный справочник «Первый век нашего кино».