Заявление министра образования России Андрея Фурсенко о том, что тестирование на употребление наркотиков может стать обязательным при поступлении в высшее учебное заведение, произвело большой резонанс в региональных вузах. Во многих высших школах тестирование на наркотики действует на добровольной основе уже несколько лет. В Екатеринбург на конференцию по обмену этим опытом съехались представители институтов и университетов со всего Урала и из соседних областей. Вопреки возражениям правозащитников, большинство ректоров выступили за то, чтобы студенты сдавали такие анализы принудительно.
Устойчивый запах марихуаны в коридорах и шприцы, валяющиеся в туалетах, побудили руководство Уральского государственного горного университета начать тестировать студентов на наркотики еще пять лет назад. За это время через специальный анализатор прошли тысячи учащихся. Многие высшие учебные заведения Екатеринбурга включили тестирование на наркотики в обязательный медосмотр. Студенту достаточно прикоснуться к специальным датчикам, и на мониторе компьютера появляется вся история употребления человеком сильнодействующих средств в последние 11 месяцев, - вплоть до сделанных ему под наркозом операций. По словам начальника отдела профилактики зависимостей Уральского горного университета Владимира Самарина, проблему наркопотребления стараются решить, не прибегая к отчислению: «Мы не ставим целью кого-то отчислить или обидеть. Но выявить, провести профилактическую беседу, направить к наркологу для подтверждения диагноза на консультацию, а при надобности на лечение - эта цепочка у нас уже отлажена, она работает. Зная, что такой контроль есть, сразу пропадает всякий интерес к употреблению наркотиков. Нарушение это прав человека или забота о здоровье студентов? Конечно, забота о здоровье».
Если в Уральском горном университете процедура тестирования одного человека занимает полторы минуты, то в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете на это нужно несколько дней. Проректор вуза по внеучебной работе Елена Вялкова говорит, что теперь они решили проверить студентов при помощи тест-полосок: «Те студенты, которые не употребляют, но попали под эту, с их точки зрения, унизительную процедуру, возмущаются. Каждый человек идет в туалет, тут же собирает мочу в стаканчик, несет в кабинет. При нем делается тестирование. Представляете, как себя студенты ведут в коридоре, стаканчики переполнены, они толкают друг друга! Студенты стояли со стаканчиками с мочой в очереди!»
Руководители вузов отмечают, что для введения обязательного тестирования на употребление наркотиков необходимо создание правовой базы. Именно на нее, по словам проректора по внеучебной работе Казанского государственного медицинского университета Виктора Валиуллина, ссылаются студенты при отказе от тестирования: «Выявили тех людей, которые уже на учете стоят. А остальные все равно сумели подмену устроить, когда там целая толпа мальчиков. Сделать ничего невозможно с ними. Наше законодательство не позволяет их никак наказать. Пытались закрепить право вуза избавляться от студентов-наркоманов и проводить такие тестирования. Но юрист нам сказал, что это вступает в противоречие с федеральными законами».
Пока проверки студентов носят добровольно-принудительный характер. Начальник отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Екатеринбурга Сергей Ширшов считает, что как раз уклонение от тестирования и есть нарушение закона: «Потребление наркотиков без назначения врача в РФ запрещено, существует административное наказание и уголовное наказание. В вузах готовятся специалисты, которые будут руководить атомной промышленностью, лечить людей. Государство вправе защитить свои риски при подготовке специалистов, поэтому тестирование должно быть. Скорее всего, будут внесены изменения в закон «О полномочиях местных органов власти», где будет строка о делегировании полномочий в профилактической деятельности. Этот момент должен быть прописан».
Другое мнение у уральских правозащитников. Введение массового тестирования может повлечь за собой ограничение и других прав и свобод, полагает председатель правления Союза правозащитных организаций Свердловской области Владимир Попов. Как он отметил в интервью агентству «Регнум», тотальные проверки лишь упрощают ситуацию, не решая проблему. Владимир Попов привел в пример опыт «сухого закона». И в России, и в Америке запрет на производство и продажу алкоголя произвел обратный эффект.
А пока чиновники разрабатывают возможные варианты программы тестирования студентов, вузы присматриваются к будущим абитуриентам. В Уральском горном университете уже провели экспериментальное тестирование старшеклассников.