11 января белорусская делегация во главе с премьер-министром страны Сергеем Сидорским провела многочасовые переговоры в Министерстве экономического развития и торговли России. С перерывом на сон переговоры продолжились сегодня. Перед началом встречи с белорусским коллегой премьер-министр России Михаил Фрадков подтвердил, что стороны намерены найти решение всех проблемных вопросов. Сколько это займет по времени - не уточняется.
1 января 2007 года Белоруссия задним числом ввела таможенную пошлину в размере 45 долларов за тонну нефти на транзит российского топлива, что 7-8 января привело к прекращению поставок нефти по трубопроводу «Дружба» на Украину, в Польшу, Германию и Словакию. Однако под нажимом российской стороны президиум Совета министров Белоруссии 10 января отменил решение о взимании пошлины, а 11 января поставки нефти в Европу были возобновлены в полном объеме.
По прибытии в Москву Сергей Сидорский выразил надежду, что в ходе визита будут обсуждены вопросы снятия ограничений в сфере взаимной торговле и предоставления благоприятных условий хозяйствующим субъектам двух государств. Однако российское руководство, судя по всему, больше озабочено моральной стороной дела. Михаил Фрадков в ходе встречи с Сергеем Сидорским 11 января напрямую заявил: в результате прекращения поставок нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба» пострадал имидж России. А это значит, всерьез назрел вопрос поиска альтернативных путей транзита в Западную Европу.
Руководство компании «Транснефть» подтвердило, что действительно рассматриваются варианты сделать минимальной зависимость от Белоруссии при транспортировке нефти. По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, в правительство России уже отправлен перечень соответствующих предложений. «Мы надеемся, - сказал господин Григорьев, - что если их одобрят, то это позволит России стать независимой от воли каких-либо чиновников и ничего подобного не допустить впредь. То есть, Россия предпринимает все шаги, чтобы сохранить имидж надежного партнера и поставщика. И если даже этот имидж мог в чьих-то глазах пошатнуться, то мы полностью его восстановим. И все поймут: Россия не виновата и она предпринимала все возможные шаги для того, чтобы решить этот вопрос. А в дальнейшем - вообще исключить подобные случаи. Комплекс соответствующих мер в правительство уже представлен».
Одновременно с межправительственными переговорами российские компании подсчитывают потери от срыва международных контрактов на прокачку нефти через нефтепровод «Дружба». «Транснефть» уже озвучила свои претензии к белорусской стороне: ущерб, вызванный прекращением транзита и отбором российской нефти, компания оценила в 9 миллионов рублей, о чем 10 января было уведомлено предприятие «Гомельтранснефть-Дружба». Однако главный инженер белорусской нефтетранспортной компании Александр Бордовский говорит, что сейчас россиянам обижаться не на что: предприятие в полном объеме обеспечивает поставки нефти в Европу.
Белорусский политолог Андрей Федоров уверен: несмотря на решение Белоруссии отказаться от взимания таможенной пошлины на нефть, о возможности компромиссов со стороны России можно только гадать. «Сложно говорить о победителях и проигравших в этой войне, - считает политолог, - потому что, в соответствии с официальной версией, все-таки был достигнут какой-то компромисс. О том, что сделано с белорусской стороны, мы знаем - отменена таможенная пошлина на транзит. О каком компромиссе идет речь с российской стороны? Скорее всего, будут отменены пошлины на экспорт нефти, однако неизвестно, в какой пропорции будет делиться выручка от реализации нефтепродуктов. Кроме того, белорусскому руководству теперь будет довольно сложно объяснить своим гражданам целесообразность жестких заявлений, которые оно делало во время этого конфликта».
Судебных исков Белоруссия может ожидать не только от России. На компенсацию своих потерь от трехдневного перерыва в работе нефтепровода «Дружба» рассчитывает и Украина. В частности, специалисты предприятия «Укртранснафта» заявили: Киев недополучил транзитных пошлин на 1 миллион долларов - экспорт нефти по нефтепроводу «Броды-Одесса» был сокращен наполовину.