Ссылки для упрощенного доступа

Социология и конфликт. Кто ответит за 20 лет успехов и побед


Когда деревья были большими, совграждане и не подозревали о существовании у них мнения, которое кто-то берется изучать
Когда деревья были большими, совграждане и не подозревали о существовании у них мнения, которое кто-то берется изучать

20 лет назад была создана первая в России крупная социологическая служба. Коллектив ученых, создавший бренд ВЦИОМ, сейчас работает под названием Аналитического Левада-центра. С коллегами-конкурентами руководство Всероссийского центра изучения общественного мнения делится юбилеем с большим нежеланием. Радио Свобода взяло интервью у директора по коммуникациям ВЦИОМа Игоря Эйдмана:


- Как вы считаете, какая организация в этом году отмечает 20-летний юбилей - коллектив Левада-центра или Всероссийский центр изучения общественного мнения?


- Конечно, ВЦИОМ. Именно Всероссийский центр изучения общественного мнения был основан в декабре 1987 года при министерстве труда СССР и ВЦСПС. Левада-центра тогда не было и в помине. Левада-центр, как известно, образовался где-то в районе 2003 года. Соответственно, он может справлять в этом году только свое 4-летие.


- А можно ли говорить тогда о юбилее коллектива Левада-центра, который, собственно говоря, и создавал бренд ВЦИОМа?


- Это не так. Среди людей, которые создавали ВЦИОМ, действительно были нынешние сотрудники Левада-центра, но не только. Например, среди первых руководителей ВЦИОМа был наш нынешний директор по международным связям Николай Петрович Попов.


- Кто еще?


- Есть еще ряд сотрудников, которые участвовали в создании ВЦИОМа.


- Можете их перечислить?


- Кроме того, в создании ВЦИОМа участвовали и представители других социологических организаций, например, ФОМа (фонда «Общественное Мнение»). С таким же успехом ФОМ в лице господина Ослона тоже может праздновать годовщину создания ВЦИОМа.



- Насколько я знаю, ФОМ был создан значительно позже...

- Позже, но, как известно, Ослон и ряд других сотрудников ФОМа работали во ВЦИОМе до того, как он был создан, так же как и ряд сотрудников Левада-центра.


- А сколько лет работает во ВЦИОМе команда его нынешнего директора Валерия Федорова?


- Вообще, «команда» - это не юридический термин. У нас не крепостное право. У нас нет четко зафиксированной бригады людей, которая барщину где-то отрабатывает. Люди приходят, уходят, меняются. Это разговоры, известные еще по истории с НТВ: «Там уникальный творческий коллектив» и так далее. Мы знаем, что потом с этим коллективом стало. У нас все-таки психология рыночная. Любая организация - это сообщество индивидов, которые собрались для решения тех или иных проблем. В том же Левада-центре тоже есть определенная текучка кадров, есть она и у нас, и в любой другой организации. Есть ряд сотрудников, которые исторически работали во ВЦИОМе и работали в Леваде-центре, но об этом может сказать сейчас практически любая социологическая организация. Потому что ВЦИОМ действительно был кузницей кадров, первой реальной социологической исследовательской организацией в Советском Союзе, а потом и в России. В нем начали или продолжили свою трудовую деятельность многие культовые фигуры современной российской социологии и исследовательской отрасли. Так что в этом как бы ничего удивительного нет.



- Я считаю, что мы можем праздновать 20-летие не только нынешнего ВЦИОМа, но и вообще исследовательской отрасли в России. Фактически с созданием ВЦИОМа эта отрасль стала настоящей индустрией. Потом уже она развивалась, пришли другие компании на рынок. Но первым был ВЦИОМ, как пионер российской исследовательской индустрии.


- Так сколько лет работает в организации Валерий Федоров?


- Вы лучше ему этот вопрос задайте.


- Он меня переадресовал к вам.


- Насколько я помню, где-то, наверное, около четырех лет.


- Как я понимаю, коллектив сотрудников ВЦИОМа тоже тогда бал практически полностью обновлен?


- Да, тогда произошло существенное обновление коллектива.


- В связи с чем?


- В связи с известными событиями. В связи с тем, что значительная часть, большая часть прежнего коллектива ушла тогда из ВЦИОМа. Я не хочу комментировать эти события.


- Они ушли добровольно?


- Вы меня спрашиваете, как следователь. Как они ушли, надо спрашивать их. Я честно вам могу сказать, что я не хочу комментировать эти события. Я недостаточно хорошо знаю тогдашнюю ситуацию. Я тогда не работал во ВЦИОМе, и комментировать эти события лучше их участникам, а не со стороны.


- А вы сколько лет работаете во ВЦИОМе?


- Около года.


- Как вы сами считаете, что именно создает организацию, ее основу - название, стены, мебель, компьютеры, или люди, которые ее основали, которые много лет развивали этот бренд и сделали его известным во всем мире?


- Есть только один способ определения основы организации - это юридическая и правовая плоскость. Организация - это как человек. Она рождается, то есть ее регистрируют, и дальше она живет своей жизнью. Соответственно, эта организация имеет одну личность, как человек. Могут происходить расколы - кто-то уходит из этой организации, создает другие организации. Но организация, которая родилась при регистрации, она продолжает жить под своим именем.


- Что же касается людей, которые участвуют в разных этапах в деятельности этой организации, плодотворно участвуют... Безусловно, многие сотрудники Левада-центра очень плодотворно достаточно длительное время трудились во ВЦИОМе. Им большое спасибо и большая признательность за участие в работе организации. Но организация продолжает жить и дальше после их ухода. Сотрудники приходят и уходят, а организация остается.


- С таким же успехом можно говорить о корпорациях. Из какой-нибудь корпорации ушел высший менеджмент, но корпорация не перестала из-за этого существовать. Она продолжает работать. Приходит другой менеджмент. Если из компании «Кока-Кола» завтра уйдет высший менеджмент, то это не значит, что он унесет с собой и бренд «Кока-Колы». Естественно, что бренд останется за той компанией, которая существовала и раньше. По-моему, это совершенно очевидные вещи.


- И все же, с чего бы Юрию Леваде, по-вашему, в 2003 году оставлять свое детище, ВЦИОМ, который он возглавлял 14 лет, - и уходить?


- Еще раз говорю: эти вопросы, к сожалению, сейчас уже задать некому, в связи с безвременной кончиной Юрия Левады. Мы с большим уважением относимся к нему. Он один из отцов-основателей российской социологии. Мы всегда с признательностью относимся к тому, что он сделал для отрасли, для ВЦИОМа, в частности. Но обсуждать сейчас причины его ухода я не готов. Я думаю, что это лучше бы сделал он сам или, по крайней мере, те люди, которые с ним работали, его соратники.


XS
SM
MD
LG