В Алма-Атинской области Казахстана произошли массовые столкновения между выходцами из Чечни и казахами. В результате были убиты несколько человек. По мнению экспертов, напряженность в казахстанском обществе в сфере межнациональных отношений из года в год только возрастает.
Конфликт начался 17 марта, в субботний вечер в одной из бильярдных в центре села Маловодное. Отношения между собой начали выяснять местный житель Бауржан Салимбаев и уроженец Чечни Тахир Махмаханов. В подтасовку вмешались несколько его братьев. В ходе массовой драки использовались травматические пистолеты. Несколько казахов получили ранения. 19 марта в центре соседнего селения Казатком около 500 казахов собрались на митинг. Затем, с криками «Казахстан для казахов!» протестующие двинулись по селу, в котором проживает немало чеченцев. В результате массовых столкновений, как сообщает казахстанская пресса, полтора десятка человек с одной и другой стороны получили ранения, трое погибли - один из братьев Махмахановых и двое из числа нападавших. Остановить столкновения прибывшему в село спецназу удалось только через несколько часов. Оба села - Маловодное и Казатком - были оцеплены полицией и спецназом. Спецподразделения находятся здесь до сих пор.
О ситуации в Алма-Атинской области Казахстана размышляет заместитель директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов: «Официальная версия такова: конфликт произошел на бытовой почве. Скорее всего, из-за недостаточно эффективных действий местной полиции он постепенно перерос в столкновение между местными чеченцами и казахами. Но я напомню, что в прошлом году ведь уже были случаи столкновений - на месторождении Тенгиз с турецкими рабочими и с рабочими-казахами. То есть нельзя сказать, что события, которые произошли на днях, являются чем-то уж совсем исключительным для казахских реалий. Другое дело, что такого масштаба и с такими последствиями в последнее время, пожалуй, такого рода случаев я не припомню. Пока трудно делать далеко идущие выводы, но мне кажется, вот в чем дело. Власти Казахстана блестяще используют информационное пространство для создания позитивного образа страны с точки зрения экономического, политического, социального развития и, прежде всего, с точки зрения полно гармонии в сфере межнациональных отношений. Но в этой информационной составляющей есть и обратная сторона. Как только возникает реальный конфликт, у экспертов, у международных наблюдателей возникает вопрос: а как такое могло произойти в стране, которая позиционирует себя, как государство на пути к решению и гармонизации межнациональных отношений».
В основе межнационального обострения в Алма-Атинской области лежат социально-экономические проблемы, считает казахстанский публицист Сейдахмет Куттыкадам: «У нас принят закон о продаже земли. Именно чеченская диаспора и в России, и в Казахстане находит путь к сердцу чиновника. И огромные территории вокруг, скажем, Алма-аты они приватизировали. А казахи, живя в Казахстане, по уровню жизни где-то находятся на седьмом-восьмом месте. И во многих делах, кроме самой верхушечной части, где процента три - все миллиардеры, миллионеры, мультимиллионеры, но остальная часть, процентов 60 казахов, обездолена у нас. Естественно, их это дело каким-то образом напрягает, и они, когда видят, что рядом приехал какой-то чеченец откуда-то, и вдруг он богатеет, и еще к тому же он дерзко с ним говорит, чувствует себя хозяином, это напрягает казахов. Вот на этой базе эта вещь возникает».
Власти страны несколько лет назад предложили концепцию образования единой казахстанской этнической общности. Публицист Сейдахмет Куттыкадам считает, что этот процесс затянется на много лет, а пока межэтнические противоречия в стране - реалии сегодняшнего дня.
«И казахи не хотят особенно в национал-патриоты, и другие нации не хотят сливаться ни в какую такую вещь. Но в принципе, со временем, лет через 30-40, некая казахстанская нация сложится, но с этническим все равно содержанием каждого народа. Конечно, очень хотел бы, чтобы этих вещей не было бы, но основа в том, что приезжие люди получают прерогативы. Те же самые турки в три раза больше получают зарплату, чем местные казахи, и они имели возможность куда угодно постоянно ездить, у них была масса льгот. И на этой базе вот такие вещи случались. Первопричина, конечно, здесь лежит в том, что наши чиновники продажные все-таки, они продаются, продают и земли, продают все лучшие уделы. А какие-то этнические группы, в частности, чеченцы, этим пользуются», - говорит Сейдахмет Куттыкадам.
Межнациональная напряженность в Казахстане в последнее время только нарастает, считает заместитель директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов: «Пока нет достаточно ясных сигналов в отношении того, что в ближайшее время возможно повторение такого рода конфликтов или возможно разрастание в других регионах страны аналогичного рода столкновений. Таких свидетельств, по крайней мере, на данный момент нет. Но исключать этого нельзя именно потому, что, начиная с февраля 2006 года, лично у меня сложилось ощущение, что определенная напряженность в этой сфере нарастает, и не только по линии противостояния чеченского и казахского населения. Все-таки национальная политика, особенно в центрально-азиатских странах, - это настолько тонкий инструмент, который в случае нарушения настроек может дать совершенно неожиданный негативный эффект. И у меня есть такое ощущение, что сейчас национальная политика в Казахстане нуждается в определенной какой-то точечной настройке для того, чтобы такие конфликты не повторялись».