Ссылки для упрощенного доступа

Казакам сказали: «Ребята, уходите, через два часа вас валить будут»


Герой России Сулим Ямадаев стал героем предыдущего вояжа чеченских спецназовцев за пределы Чечни
Герой России Сулим Ямадаев стал героем предыдущего вояжа чеченских спецназовцев за пределы Чечни

В Ставропольском крае произошел конфликт между терскими казаками и чеченским ОМОНом. Милиционеры не пустили на швейную фабрику в Кисловодске казаков, сотрудников частного охранного агентства, заявив, что предприятие принадлежит президенту Чечни Рамзану Кадырову. Работники частного охранного агентства «Пересвет», в котором служат казаки, имея договор с собственником предприятия, приехали на швейную фабрику в Кисловодске, чтобы взять объект под охрану.


Судебные споры вокруг здания швейной фабрики на проспекте Победы, 43 длятся уже около двух лет. Как рассказал атаман Минераловодского отдела Терского казачьего войска Олег Губенко, комплекс помещений швейной фабрики уже принадлежал коммерческому предприятию «Атлант», когда администрация Кисловодска сдала в аренду сроком на 12 лет землю под фабрикой некоему Зузуеву, негласному представителю президента Чечни Рамзана Кадырова в Кисловодске.


Поскольку за последние полгода два помещения фабрики были разрушены неизвестными, руководство «Атланта» попросило минераловодских казаков, служащих частного предприятия «Пересвет», взять объект под охрану. На пути прибывших на место казаков встали 10 молодых людей, вооруженных пистолетами-атоматами Стечкина.


«Их попытка выдавить нас силой оружия не увенчалась успехом. Начались угрозы: "Придет ночь, мы вас постреляем. Это наша земля. Здесь будет конкретная база". Они поясняют, что они принадлежат структуре, которая осуществляет охрану первых лиц государства на территории Южного федерального округа. Приехали из милиции и дословно сказали так: "Ребята, уходите. Через два часа вас валить будут"».


Конфликт едва не перерос в вооруженное столкновение. К вечеру среды в Кисловодск стали подтягиваться казаки из других городов Кавказских Минеральных Вод, а к зданию швейной фабрики подъехала машина с чеченским подкреплением, из которой на глазах у всех сгрузили несколько автоматов Калашникова.


Сегодня отношения между ставропольскими казаками и выходцами из соседних республик Северного Кавказа обострены до предела. Случай вооруженного конфликта в Кисловодске с участием членов семейства Кадыровых далеко не первый. 16 апреля 2003 года в драке, произошедшей в «Гранд-отеле» Кисловодска, участвовал ныне покойный брат Рамзана Кадырова 29-летний Зелимхан. В июне того же года старшина милиции Зелимхан Кадыров устроил перестрелку в кисловодской гостинице «Жемчужная», за что был арестован, но не был судим. Тогда в деле также фигурировала группа людей, вооруженных «стечкиными». Позднее ФСБ Ставропольского края опровергло причастность Кадырова-младшего ко всем вышеперечисленным событиям.


«Экспорт подразделений ОМОНа из региона в регион – обычная практика в министерстве внутренних дел России»


Конфликт в Кисловодске произошел спустя полгода после нашумевшего вояжа чеченского спецназа в Санкт-Петербург. В сентябре прошлого года крупнейший питерский мясокомбинат «Самсон» был захвачен бойцами батальона «Восток», прибывшими из Чечни под командованием Героя России Сулима Ямадаева. Конфликт вышел на федеральный уровень, было возбуждено уголовное дело, которое совсем недавно было прекращено в связи с примирением сторон, хотя юридический спор между «Самсоном» и фирмой «Салолин», из-за чего и произошел вооруженный захват мясокомбината, до сих пор не разрешен.


Мясоперерабатывающий завод «Самсон» в ходе приватизации перешел к разным собственникам: строения оказались в собственности компании «Самсон», а земля - в собственности компании «Салолин». «Самсон» принадлежит «Московскому индустриальному банку», президентом которого является Абубакар Арсамаков - мощная фигура в чеченской диаспоре Москвы. Генеральным директором «Самсона» становится его племянник Хамзат Арсамаков. Фактическими хозяевами «Салолина» также являются представители чеченской диаспоры.


В какой-то момент интересы компаний разошлись, и тогда владельцы «Салолина» решили действовать. 15 сентября 2006 года в помещения предприятия «Самсон» ворвался вооруженный отряд чеченцев, укомплектованный бойцами батальона «Восток». Руководил ими Герой России Сулим Ямадаев. В захвате участвовал и руководитель «Салолина» Левон Харазов. Вооруженные люди избивали и пытали генерального директора «Самсона» Хамзата Арсамакова, принуждая его подписать юридические документы в пользу фирмы «Салолин».


В те дни петербургская милиция работала в авральном режиме. В городе заседали парламентарии «большой восьмерки», и беспрепятственный рейд вооруженного отряда в северную столицу вызвал тогда немало вопросов. Однако губернатор города, Валентина Матвиенко заявляла, что ситуация под контролем: «Я в курсе этой ситуации. Арестована целая группа лиц, которая занималась захватом этого предприятия. Уверена, что мало им не покажется».


Однако словам петербургского губернатора не суждено было сбыться. В феврале 2007 года в Чечне без вести пропадают два чиновника правительства Чеченской республики - братья Арсамаковы. Оба являются родными братьями Абубакара Арсамакова в чьей собственности и находится предприятие «Самсон». После этих событий Абубакар Арсамаков дает публичные интервью, где сообщает, что конфликт между «Самсоном» и «Салолином» решится миром. Директор «Самсона» Хамзат Арсамаков передает следователю заявление, что моральный и материальный ущерб ему компенсирован, и что претензий ни к кому он не имеет. И 1 марта уголовное дело прекращается в связи с примирением сторон.


Как полагает политолог Валерий Островский, история эта свидетельствует не только о том, что противозаконные способы решения деловых споров все еще существуют. По его мнению, проблема лежит в плоскости политики: «Это вообще очень распространенная вещь в России, когда некие силовые структуры из одного региона приезжают в другой и действуют там спокойно. У нас ведь как? Где-то там в Кизляре или в Калмыкии принимается решение о крупных московских предприятиях. Потом покупается местный ОМОН. Его сажают его в самолет. Он прилетает и начинает разбираться. Нигде в мире этого нет».


В минувшую среду президент Чечни Рамзан Кадыров на встрече с руководителями чеченских общин заявил, что приложит все силы для защиты интересов земляков. Политолог Руслан Мартагов считает, что если глава республики будет защищать интересы чеченцев в российских регионах с применением силы, это только усилит национальную неприязнь: «Мы можем как угодно вербовать их (я имею в виду чеченцев) в силовые структуры, можем как угодно говорить, что они все законопослушные граждане, но на бытовом, на общественном уровне мы постоянно будем сталкиваться с такими проблемами. Все эти операции носят провокационно-вызывающий характер. Но предъявлять претензии только чеченским силовикам было бы некорректно. Претензии надо предъявлять к руководству министерства внутренних дел Российской Федерации».


В администрации президента Чечни отказываются комментировать конфликты в Ставропольском крае и Петербурге. Правоохранительные органы в конфликты, где задействованы чеченские силовики, также не вмешиваются.
XS
SM
MD
LG