Ссылки для упрощенного доступа

«Каждый россиянин знает о том, что пытки применяются»


Цель исследования - получить представление о масштабах и подробностях применения пыток при принуждении к даче показаний и практики жестокого обращения при задержании
Цель исследования - получить представление о масштабах и подробностях применения пыток при принуждении к даче показаний и практики жестокого обращения при задержании

Масштабы и безнаказанность пыток, применяемые органами правопорядка в России, серьезно угрожают жизни и здоровью ее граждан, ставят под удар основы государственности. К такому выводу пришли сотрудники Социологического института Российской Академии наук, подготовившие сборник «Социология насилия. Произвол правоохранительных органов глазами граждан». Сегодня авторы сборника представили его журналистам в Москве.


Исследования проводили сотрудники Социологического института Российской Академии наук с помощью социологов и правозащитников из Нижнего Новгорода, Сыктывкара, Пскова и Читы. Цель исследования - получить представление о масштабах и подробностях применения пыток при принуждении к даче показаний и практики жестокого обращения при задержании.


« Это практически первый в России результат, полученный научным путем по той проблеме, о которой все говорят, но говорят очень часто голословно, проблеме пыток и жестокого обращения, о той проблеме, которая, мы все понимаем, имеет место быть в России, существует на данный момент. Так вот, то исследование, которое мы вам представляем, о котором сегодня будут говорить наши уважаемые участники пресс-конференции, это шаг вперед, безусловно, в исследовании данной проблемы. Это факты и цифры», - рассказал сотрудник Нижегородской региональной общественной организации «Комитет против пыток» Максим Прытков.


В России накоплен огромный потенциал насилия. К такому выводу пришел в ходе исследований руководитель проекта профессор Яков Гилинский: «Россия занимает третье место в мире по уровню убийств в расчете на 100 тысяч населения после Колумбии и Южно-Африканской Республики. Россия занимает первое место в мире по уровню самоубийств. Самоубийство - это тоже насилие, только насилие, направленное на себя, это аутоагрессия. В России за последние годы необычайно возросло количество того, что в мировой литературе и практике и в законодательстве носит название "преступление ненависти". Это преступления, совершенные по мотивам национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти или вражды. Соответствующие составы преступления есть и в нашем Уголовном кодексе.


Пытки и пыточные отношения, если можно так сказать, в местах лишения свободы достаточно хорошо известны. Не случайно несколько лет тому назад начальник ГИУНа (тогда это был ГУИН МВД, сейчас это ГУИН Минюста) генерал Калинин открыто заявил, что само положение следственных изоляторов является пыточным для заключенных. Примерно аналогичная ситуация, может быть, чуть лучше, а сегодня, может быть, и чуть хуже в колониях и тюрьмах.


Очень распространено семейное насилие, о котором мы не думаем и не знаем. Потому что в традициях России и российских жен в основном - терпеть. Знаменитая пословица "Бьет, значит, любит"... То есть в стране накоплен колоссальный потенциал насилия. Это страшная проблема. Это страшное явление, которое явно недооценивается обществом, недооценивается руководством страны и недооценивается средствами массовой информации».


Российские органы правопорядка в своей практике без пыток не обходятся. Исследования в этой области поразили компетентного в данной проблеме специалиста, председателя Нижегородской общественной организации «Комитет против пыток» Игоря Каляпина: «Наша организация занимается этой темой седьмой год. Я этим около 10 лет занимаюсь, именно этой проблемой. Лично я был этими цифрами шокирован. Потому что, исходя из этих цифр, получается, что у нас практически каждый россиянин либо сам, либо от непосредственного своего окружения, от которого он информацию воспринимает, как достоверную, достоверно знает о том, что у нас в милиции систематически, постоянно применяются пытки. На фоне такой информированности показывать сериалы про обаятельного капитана Ларина совершенно бесполезно, по крайней мере, если этим преследуется цель восстановления имиджа органов внутренних дел. Совершенно очевидно, что можно заклеить плакатами шестизначными цифрами о раскрытых кражах и предотвращенных убийствах все города, истратить на это любые сумасшедшие суммы, но если граждане знают, что милиция работает вот так, то никогда должного доверия к органам внутренних дел не будет.


Я полагаю, что вот это исследование с этими страшными, я повторяю, даже для меня шокирующими цифрами, наверное, дополнительно простимулирует руководство органов внутренних дел на то, чтобы ситуацию как-то менять».


С цифрами, или иными словами, результатами исследований познакомил руководитель проекта профессор сотрудник Социологического института Российской Академии наук Яков Гилинский: «Исследование проводилось в пяти регионах - это Петербург и область, Чита и область, республика Коми, Псков и область, Нижний Новгород и область. Так вот, в течение одного года взрослое население подвергалось ли пыткам? Результаты. В Санкт-Петербурге - 3,4% опрошенных, Псковский регион - 4,7%, Нижний Новгород - 3,4%, Коми - 4,6%, Чита - 4,5%. Средний показатель по всем регионам - 4,1% респондентов лично подвергались пыткам, незаконному физическому или психическому насилию. Но это еще не все.


Мы опрашивали в тех же регионах - по мнению респондентов, применялись ли пытки в том же году к третьим лицам (родственникам, друзьям, коллегам) с целью получения признания иных сведений, запугивание и так далее. В Петербурге - 1,5%, в Пскове - 1,2%, Чита - 3,3%, Коми – 1% и только в Нижнем Новгороде - 0,2%.


Наконец, третья группа вопросов - применялись ли пытки в отношении кого-либо из ближайшего окружения (родственники, друзья, коллеги), то есть насколько людям было известно, что из ближайшего окружения кто-то в течение года подвергался пыткам. Здесь вообще страшные цифры. Санкт-Петербург - 9,3%, Псков - 7,9%, Чита - 17,7%, Нижний Новгород - 12, 3%, Коми - 14,9% от опрошенных».


Но помимо всего прочего, отмечают социологи, в Чечне остаются свои специфические проблемы.


« Мы работаем в Чечне постоянно. Конечно же, в Чечне ситуация абсолютно другая. К сожалению, сейчас она другая в худшую сторону. В Чечне пытки применяются гораздо чаще, гораздо более изощренные пытки. Там несколько иные цели, там вообще все иное. Я бы Чечню в плане правовом, я даже не знаю, можно ли ее сравнить сейчас с какой-то точкой на планете Земля», - сказал Игорь Каляпин, председатель Нижегородской общественной организации «Комитет против пыток».


XS
SM
MD
LG