Ссылки для упрощенного доступа

Киргизия: расколоть оппозицию значит удержать власть


По мнению экспертов, Киргизии уже в апреле-мае следует ожидать развития каких-то стихийных форм массового протеста под руководством Феликса Кулова
По мнению экспертов, Киргизии уже в апреле-мае следует ожидать развития каких-то стихийных форм массового протеста под руководством Феликса Кулова



Сегодня президент Киргизии Курманбек Бакиев назначил исполняющим обязанности премьер-министра Алмаза Атамбаева. Ранее Бакиев принял отставку теперь уже бывшего премьера Азима Исабекова. Алмаз Атамбаев - лидер оппозиционной Социал-демократической партии, еще недавно он был активистом движения «За реформы», которое весной и осенью прошлого года организовывало массовые митинги протеста в Бишкеке. Отставленный Азим Исабеков, который руководил правительством Киргизии ровно два месяца, занял пост премьер-министра 29 января этого года, после того как парламент дважды отказал президенту в назначении на этот пост Феликса Кулова.

Чтобы спасти свое положение, президент Киргизии пытается расколоть оппозицию - так считает заместитель директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов:


- На мой взгляд, все те перестановки, которые произошли в правительстве Киргизии, в частности, назначение или предложение новой кандидатуры премьер-министра, скорее свидетельствуют о том, что Бакиев использует последнюю возможность восстановить контроль над политической ситуацией. Все дело в том, что пространство для маневра у нынешних властей сужено до предела, фактически даже определена дата - 11 апреля, когда оппозиция путем сочетания мирных и силовых форм давления на власть намерена ее полуконституционным или конституционным путем сместить. И ощущая, что почва стремительно уходит из-под ног, нынешний президент Киргизии попытался сделать ставку на раскол оппозиции, наметившийся накануне, когда часть умеренных оппозиционеров, в том числе и нынешний премьер, и Роза Отунбаева, фактически отмежевались от более радикальной части, основу которой составляют партия «Арнамыс» и сам Феликс Кулов. Но даже сегодняшний неожиданный для многих поворот событий вовсе не означает, что ситуация в стране каким-то образом существенно стабилизируется. Дело в том, что недовольство соратников Кулова (сам Кулов, кстати, пока никаких четких комментариев по поводу кадровых перестановок не давал), скрыто выраженное соглашательской политикой нового премьера, скорее свидетельствует о том, что часть оппозиции боится потерять определенные бонусы и преференции, которые перехватит умеренное крыло, войдя в состав правительства. Власть, по сути дела, уже лежит под ногами, страна в определенных обстоятельствах может даже скатиться к анархии, и вопрос только в том, кто эту власть поднимет. Но, как мне кажется, при нынешнем раскладе сил - сравнительно ненадолго.



Назначение на пост премьер-министра Киргизии представителя оппозиции вытесняет лидера Объединенного фронта «За достойное будущее Киргизстана» Феликса Кулова на обочину политической жизни страны. Так считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов:


- У Бакиева, собственно, не было выбора. Единственный ход, который он мог сделать - это поставить между собой и Куловым респектабельного, вменяемого политика. Вот это и произошло. Естественно, Феликс Кулов, который был соратником Бакиева в известных событиях (которые оценивались одними аналитиками как революция, а другими как борьба кланов и переворот), Кулов теперь оттесняется на обочину политического процесса и переходит в разряд политиков маргинальных. Это его не устраивает - он был одним из лидеров народного движения и занимал серьезный пост. Он рассчитывал на возвращение в политический процесс в совсем другом качестве, но полагаю, что теперь это будет для Кулова серьезно затруднено.


Лидер оппозиционного Объединенного фронта «За достойное будущее Киргызстана» Феликс Кулов своего слова ещё не сказал, предполагает Алексей Власов:


- Все будет зависеть от хода кулуарных переговоров, которые практически неизбежны, только уже в треугольнике: умеренная оппозиция, оппозиция более радикальная, которая группируется вокруг Кулова, и президент Бакиев, точнее сказать, его окружение. Полагаю, что такие переговоры и шли, собственно говоря, последние дни. И то, что в итоге будет сформировано некое подобие коалиционного правительства, говорит о том, что пока, по крайней мере, Бакиев рассчитывает сохранить собственную власть и собственные полномочия, по крайней мере, часть их, избежав возвращения Кулова в публичную политику. Другой вопрос - согласился ли с этим Кулов? Потому что, в принципе, механизм уже запущен, развитие неких форм действий против президентской власти намечено на апрель этого года, и я думаю, что новые назначения вряд ли кардинально изменят этот курс. Скорее всего, уже в апреле-мае следует ожидать развития каких-то стихийных форм массового протеста, которые, очевидно, как мне кажется, возглавит Кулов.



XS
SM
MD
LG