Ссылки для упрощенного доступа

Linux против Windows. Новый раунд борьбы


Логотип свободного программного обеспечения - антилопа- гну (GNU).
Логотип свободного программного обеспечения - антилопа- гну (GNU).

Во многих российских организациях используется нелицензионное программное обеспечение. Если раньше для преследования нарушителей требовалось заявление правообладателя, то теперь прокуратура может возбуждать дела на основании собственных проверок. Недавнее дело директора сельской школы Александра Поносова наглядно показало тысячам руководителей, что они стоят перед совершенно реальной угрозой уголовного преследования.


В ответ заметно вырос интерес к свободному программному обеспечению. О том, как можно почти без затрат полностью перейти на использование легальных программ, рассказывают директор компании «Линукс-Центр» Павел Фролов и директор журнала LinuxFormat Виктор Федосеев. С ними беседует Александр Сергеев.


— Может ли позволить себе государственная школа или просто небогатые организации пользоваться программным обеспечением, которое надо покупать по лицензиям и строго следить и учитывать каждую лицензию? Есть ли на сегодняшний день альтернатива?


Павел Фролов: Семь лет назад когда мы спрашивали пользователя: почему вы пользуетесь ворованным программным обеспечением? Нам чтобы отвечали: «А у нас нет выбора. Мы можем либо пользоваться компьютером с пиратским софтом, либо не пользоваться компьютером вообще. Но мы хотим быть на одном уровне с другими странами, где люди вовлечены в информационные технологии». Тогда мы решили предоставить людям выбор. Свободное программное обеспечение может быть вообще бесплатным, вы можете скачать дистрибутив прямо через интернет и совершенно легально его использовать на любом количестве компьютеров. Таким образом, у людей больше нет морального права использовать пиратский софт.


— Давайте поподробнее расскажем о том, что такое свободное программное обеспечение, или как говорят свободный софт.


Павел Фролов: Свободное программное обеспечение – это в первую очередь свободная лицензия. Существуют два типа свободных лицензий — это универсальная общественная лицензия GPL, которая разрешает свободное использование исходных текстов программ и внесение в них любых изменений. И в случае использования в своих разработках кодов программ, которые распространялись по свободной лицензии, разработчик обязуется в дальнейшем все, что он наработал, так же предоставить сообществу. Таким образом, ступенька за ступенькой строятся все лучшие программы. Второй тип свободной лицензии – это лицензия BSD из университета Беркли, она тоже предоставляет возможность использовать код всех программных продуктов, которые распространяются под этой лицензией, но она уже разрешает разработчикам итоговый продукт делать закрытым.


— Если написанный код нельзя продать, если я его обязан выложить в открытом виде в интернет, кто мне заплатит деньги?


Виктор Федосеев: Во-первых, за написание специфических вариантов уже существующего программного обеспечения деньги платятся деньги, а во-вторых, за поддержку уже написанного программного кода. Часто ситуация выглядит таким образом, что существует какая-нибудь компания, которой нужно написать, допустим, специфическую файловую систему под свои нужды. Она либо нанимает программистов, либо нанимает отдельную компанию, договаривается о сумме, за которую они решают 1 поставленную перед ними задачу. Эти программисты выдают программный продукт заказчику, заказчик им пользуется. При этом эти же самые программисты выкладывают то, что они написали, на суд общественности, и общественность может этим бесплатно пользоваться.


— Не получится ли так, что конкуренты компании-заказчика тем самым бесплатно получат ту же самую разработку, в которой они тоже нуждаются, но за которую заплатила первая фирма?


Виктор Федосеев: Да, безусловно, они могут получить такую программу. Но первое: компания-заказчик получает ровно то, что им нужно в конкретной ситуации, во-вторых, компания-заказчик получает на порядки быстрее. Суть различия между коммерческим и свободным программным обеспечением можно сформулировать так: в одном случае в закрытом режиме создается то, что считает нужным делать коммерческая компания для всех остальных и потом продает, а в другом случае все вскладчину финансируют разработку некоего общего кода для всех.


И кроме того скорость работы по модели свободного программного обеспечения, она намного выше. Все самые последние инновации в области программирования, проектирования операционных систем и каких-то приложении, они в свободном софте появляются гораздо быстрее. При работе в корпорации программисты очень сильно зарегулированы, они не могут, даже если у них возникнет гениальная идея, быстро ее добавить в программу, им нужно сначала провести пяток совещаний, а потом полгодика подождать, пока будет пересборка коммерческой версии. Кстати говоря, особенно ярко это проявляется, когда нужно исправлять проблемы безопасности системы. Вот безопасность свободного программного обеспечения на порядок выше, потому что известны тысячи случаев, когда какие-то хакеры в хорошем смысле слова, то есть специалисты по компьютерной безопасности находили проблемы безопасности, отправляли их компаниям разработчикам, честно ждали полгода, дырки не закрывались. Почти все вирусы, троянские программы используют проблемы безопасности, которые всем хорошо известны, просто разработчики коммерческих программ не чесались, чтобы их быстро устранить, а во-вторых, пользователи не спешили обновлять свои программы. Потому что, как правило, это требует покупки новой версии. Часто старые версии программ никто не хочет даже поддерживать, потому что все силы, все финансовые ресурсы брошены на то, чтобы разработать новую версию, которая будет лучше и мотивировать людей ее покупать.


— А в случае свободного программного обеспечения, откуда берутся ресурсы, чтобы все эти дыры затыкать? Я смотрю на количество версий того же Linux — просто глаза разбегаются, я даже сориентироваться не могу — их десятки.


Виктор Федосеев: Предположим, у нас существует какая-нибудь проблема в каком-нибудь программном обеспечении. Для того, чтобы решить эту проблему, существует только один путь – действительно выслать ее компании разработчиков. В случае проблемы в каком-нибудь открытом программном обеспечении, естественно, что основные разработчики могут быть заняты. Другое дело, что эту исходную программу использует огромное количество людей, в том числе и в серьезных компаниях, например, в банках, а также в большом количестве компаний, которые выпускают собственные версии Linux. Естественно, вероятность того, что у кого-то найдется свободное время, существенно выше, потому что для кого-то обнаруженная проблема может оказаться критичной. И основным разработчикам часто не нужно ее решать. Основным разработчикам нужно просто протестировать и включить в мейнстрим следующей версии. И то, что существует большое количество дистрибутивов Linux — это по большей части заблуждение. Потому что Linux – это одна операционная система. Все, что мы видим вокруг — это разные компоновки уже существующих пакетов, разные инсталляторы. Но в целом Linux один. Другой вопрос, как это все между собой связано, настроено и отстроено. А вообще Linux не сложнее, чем Windows.


Павел Фролов: Новая идея, которая как раз зародилась в недрах свободного сообщества, то, что Linux в принципе вообще может быть не нужно устанавливать, он прекрасно может сам определить конфигурацию вашего компьютера и запуститься либо с компакт-диска, либо с обычной флэшки. Уже сегодня есть продукты на двухгигабайтной флэшке, которую вы вставляете в компьютер, говорите, что загружаться надо с USB- диска, и компьютер загружается, не задавая никаких вопросов. Можете работать дома, на работе и в командировке на разных компьютерах совершенно с разными конфигурациями в одной и той же среде, которая сама распознает, в какой компьютер вы вставили, и заработает. И вопрос настройки и установки вообще отпадает.


Павел Фролов: Обычный пользователь может даже не знать, в какой операционной системе он работает. На текущий момент развития интерфейсов и операционных систем, что в Linux , что в Windows, что в Apple MacOS примерно все работает одинаково. Везде есть окошки и везде есть кнопочки «открыть окошко», «закрыть окошко», меню, команды вроде «открыть файл», «закрыть файл», «распечатать». Уже известны случаи, когда системные администраторы переводили каких-то пользователей с Windows на Linux и им про это просто не говорили. И они и не замечали, что у них операционная система поменялась. Ну и кроме того существует огромное количество программ, версии которых существуют одновременно как для Windows , так и для Linux .


— И что, можно полностью заменить на компьютере все программное обеспечение на бесплатное? Но во многих случаях возникает проблема совместимости. Я не могу установить свободную операционную систему, например, Linux на своем предприятии, если у всех моих контрагентов стоят программы работающие под Microsoft Windows.


Павел Фролов: Сегодня это уже заблуждение. Так действительно было еще несколько лет назад. Но сегодня уже существует решение, которое позволяет прямо под Linux использовать коммерческий софт, например, 1С или Microsoft Office. Это стало возможно не так давно, буквально осенью прошлого года.


— Я, например, несколько лет назад попробовал поддаться на эту пропаганду Linux. Я поставил OpenOffice , он у меня все время падал. Где-то нужно было лезть в командную строчку и команды дописывать, править конфигурационные файлы.


Павел Фролов: Нужно понять, что все это в прошлом. Какое-то время назад программисты не заботились об удобстве простого пользователя, сейчас очень многие разработчики Linux озаботились проблемами простых пользователей и компьютеров. Начиная с осени прошлого года появились системы, в которых совершенно спокойно обычный пользователь может решать все свои повседневные задачи, то есть редактировать документы, в том числе и в формате Microsoft Office, в частности документы Word, можно слушать музыку, смотреть фильмы, ходить по интернету, общаться по ICQ.


— А игрушки можно запускать?


Павел Фролов: Да, сейчас существуют версии Linux, которые позволяют запускать игрушки под Windows.


Виктор Федосеев: Ну и конечно, очень много последних игрушек пишется одновременно как под Linux, так и под Windows.


Павел Фролов: Еще очень важную вещь хочется добавить: практически все знаменитые программные продукты, разработанные под Linux, сейчас существуют в виде Windows- версий. Недавно мы совместно с ЮНЕСКО выпустили диск, являющийся сборником свободного программного обеспечения под Windows. То есть, даже если вы решили приобрести лицензионную версию Windows, вам совершенно необязательно покупать лицензию на Photoshop и Microsoft Office. Вы можете купить по цене носителя за сто с чем-то рублей диск или скачать его бесплатно в интернете, все это лежит бесплатно в интернете для свободного скачивания и поставить себе свободный офисный пакет, свободный графический редактор, много другого свободного программного обеспечения, не нарушая ни чьих прав. И на этом можно здорово сэкономить, потому что стоимость самой операционной системы Windows не такая большая. Проблема возникает, когда вы решили приобрести весь софт, который используется в вашей работе — вот это уже дорого.


— То есть первым шагом перехода на свободную платформу может быть как раз не смена операционной системы, а постепенная замена платных программ на бесплатные прямо в самом Windows.


XS
SM
MD
LG