Несмотря на просьбы родственницы и усилия общественных организаций, Министерство иностранных дел России не рекомендовало в данный момент заниматься переносом на родину праха советского разведчика Николая Кузнецова. Кузнецов погиб в годы Великой Отечественной войны и похоронен на Украине во Львове.
Все, кто сегодня занимается делом разведчика Кузнецова обязательно употребляют слова «неоднозначная фигура» - разведчик под прикрытием и не мог быть другим. Но для Маргариты Николаевны Брюхановой Николай Кузнецов прежде всего ее родственник (дядя), сама она сегодня она живет в Уфе. Несколько лет назад племянница решила добиваться перезахоронения родственника. Сказывался и возраст - стало тяжело ездить на могилу во Львов. В течение последних четырех лет доверенность на представление интересов племянницы Николая Кузнецова имеет Свердловская организация Российского союза молодежи (РСМ).
Рассказывает член инициативной группы НИК (расшифровывается Николай Иванович Кузнецов), пресс-секретарь обкома РСМ Вадим Некрашевич: «Активная, по-настоящему, фаза идет где-то в течение последнего года. До этого мы готовили документы, мы рассылали запросы. Год назад мы обратились в исполнительную власть. К сожалению, до сегодняшнего дня мы не имеем ни одного официального ответа. Поэтому мы не можем даже понять до конца их позицию – “мы вас поддерживаем” или, наоборот, “нет, мы вас не поддерживаем”. Уже в этом году было принято решение, что если исполнительная власть не может сформулировать свой ответ, обратиться к законодательной власти и попросить у нее помощи и поддержки».
Именно с подачи свердловского РСМ к родственным хлопотам присоединились свердловские депутаты. Так семейные дела окончательно превратились в дело государственной важности. Рассказывает председатель думского Комитета по законодательству Сергей Лазарев, он направил запрос в Министерство иностранных дел России: «Сначала это был эмоциональный такой отклик. Потому что, действительно, речь идет о нашем земляке, земляке выдающемся. Но мы понимаем, что мы живем в Российской Федерации, есть еще и интересы страны. В этом отношении решили провести ряд действий, согласовать с губернатором, направить запрос в МИД. МИД считает, что надо уважать мнение родственников. Тем не менее, поскольку речь идет о политической фигуре, МИД считает, что на данный момент не вполне целесообразно переносить останки с Холма Славы во Львове. Если это будет сделано, то это не явится прецедентом. Вологодская область решала вопрос о перезахоронении праха с Холма Славы одного из своих героев войны, в Грузию один из героев был перевезен».
Официальная просьба от органов государственной власти - единственная бумага, которой не хватает для того, чтобы провести перезахоронение советского героя-свердловчанина на родине. Нынешний ответ-запрет из МИДа в РСМ не читали, Вадим Некрашевич наслышан о его содержании от третьих лиц: «Якобы в этом документе указывалось не нежелательность переноса захоронения, поскольку могила является символом, залогом памяти. Я бы предпочел, чтобы знаменем, символом и всем прочим была жизнь и биография Николая Ивановича Кузнецова. А когда из могилы начинают делать передние окопы или последние бастионы и прочие оборонительные сооружения, по-моему, это не совсем порядочно».
Депутат Свердловской областной думы Сергей Лазарев, похоже, приятно удивлен, что посмертная судьба разведчика Николая Кузнецова вызвала большой общественный резонанс на родине советского героя. Но вместе со всплеском патриотических настроений, можно получить также неуместный политический эффект, предостерегает Сергей Лазарев: «Не надо увязывать вопрос о прахе вообще наших солдат, которые погибли за свободу Европы, с вопросом перезахоронения праха Николая Ивановича Кузнецова. Это разные вопросы. В этом ключе к решению вопроса и надо подходить».
Долгожданный ответ из российского МИДа не дал всех ответов на вопросы по поводу перезахоронения Николая Кузнецова из Львова на Урал. Дипломатические формулировки о том, что «сейчас не время», оставили надежду родственникам и всем заинтересованным людям. В мае делегация депутатов из Свердловской области намерена прибыть во Львов, чтобы на месте изучить положение дел. Инициативная группа НИК свердловского РСМ тоже не намерена самораспускаться.