Пострадавшие в результате бесланского теракта, прибегнув к акции протеста в помещении Верховного суда Северной Осетии, добились встречи с его председателем Тамерланом Агузаровым. Жители Беслана выразили недовольство решением судебной коллегии Верховного суда Северной Осетии, который не нашел оснований для возбуждения уголовного дела против членов оперативного штаба, ответственных за операцию по спасению заложников в сентябре 2004 года.
2 мая Верховный суд Северной Осетии отменил решение Ленинского районного суда города Владикавказа, который ранее признал незаконным отказ в возбуждении уголовных дел в отношении членов оперативного штаба по освобождению заложников в бесланской школе. Как известно, пострадавшие пытаются добиться привлечения к ответственности членов оперативного штаба. Семь активисток общественного комитета «Матери Беслана» в знак протеста отказались покидать зал заседания и потребовали встречи с председателем Верховного суда республики Агузаровым. Уже сегодня к акции протеста подключились представители общественного комитета «Голос Беслана».
Его лидер Элла Кесаева рассказала в интервью Радио Свобода о мотивации Верховного суда республики: «Была ссылка на то, что протокол заседания был без подписи секретаря заседания, то есть судья подписал, секретарь не подписал. Но это считается серьезной процессуальной ошибкой, и на этом основании могли отклонить. Но были еще другие ошибки - судья неточно сослался на некоторые статьи, а самое главное то, что судья сослался в решении на то, что постановление об отказе возбуждения уголовного дела якобы основывалось только на решении ситуационной экспертизы. В кассационном определении написано, что в материалах основного дела по бесланской трагедии есть другие экспертизы. Прокуратура вынесла решение, опираясь не только на ситуационную экспертизу, но и на массу других экспертиз, которые судом не были изучены и рассмотрены и, естественно, ссылаясь только на одну ситуационную экспертизу, это решение было незаконно, необоснованно».
Сегодня в полдень состоялась встреча пострадавших и председателя Верховного суда Северной Осетии Тамерлана Агузарова. Пострадавшие заявили, что готовы добиваться нового рассмотрения дела в районном суде.
Элла Кесаева считает, что власти не позволят привлечь к ответственности высокопоставленных членов оперативного штаба: «Я думаю, что какое бы постановление не было вынесено, даже если это постановление снова отклонят или даже если останется оно в таком виде, в каком оно сейчас есть, прокуратура не будет возбуждать уголовное дело. Они неоднократно убеждали, что выполняют спецзаказ - не разглашать, не судить, не осуждать, не возбуждать уголовные дела».
Но все же новое рассмотрение дела даст возможность пострадавшим ознакомиться с секретными показаниями, которые высокопоставленные сотрудники ФСБ дали в рамках общего уголовного дела.
«Если потерпевшие заявят такое ходатайство, то суд затребует из основного дела эти показания и потерпевшие имеют право потом ознакомиться, снять копии и проанализировать. И сколько раз мы требовали показания именно Тихонова, Проничева, для нас они засекречены, нам отказывают. А сейчас есть такая возможность», - говорит Элла Кесаева .
Власти Северной Осетии и судебные органы республики намерено пытаются ввести в заблуждение пострадавших, убежден владикавказский правозащитник Андрей Лебедев: «Очевидно, у суда не технические проблемы, а проблемы со своей совестью, потому что смешно, что, например, один из поводов отменить это постановление - это то, что в заседании не участвовал секретарь. Время играет на руку нашим властям, которые, опять-таки, вовсе не заинтересованы. Ведется такая политика, чтобы как можно дольше затянуть процесс рассмотрения. То есть один суд будет выносить постановление, второй - отменять, потом опять будет то же самое».