Этой весной в Москве произошли два события, имеющие прямое отношение к Дню Победы.
Владимир Меньшов отказался вручать премию MTV создателям кинофильма, в котором была переврана история Великой Отечественной войны.
По этому поводу московская «элита» занялась привычными разговорами. Про «пиар» (любимое словечко), про то, что работы самого Меньшова не ахти, и если он знал, что премию могут получить «Сволочи» – зачем вообще связался с MTV , про конверт, брошенный им на пол: дескать, неэстетично. И т.д. У меня самой довольно эстетических претензий к тому, чем занимался в последние годы режиссер Меньшов. Но какое это имеет значение в ситуации с премией для «Сволочей»? Мои дедушка и дядя погибли в 41-м под Москвой, моих прадедушку и прабабушку сожгли заживо на Украине. По-моему, Меньшов просто не стал участвовать в очередном поругании памяти павших. Поступил как мужчина, как гражданин, как нормальный человек.
Трудно рассчитывать на уважение иностранцев, если в собственной стране за государственный счёт снимают «Сволочей», книжные прилавки завалены коричневой макулатурой, а т.н. «творческая интеллигенция» принимает это как должное.
Второе событие – у метро «Сокол» был наконец-то ликвидирован памятник группенфюреру фон Паннвицу и его подчиненным, карателям и полицаям. Правда, произошло это незаконным порядком. Просто нашлись в Москве мужчины и сделали то, что разнокалиберные власти десять лет топили в трепотне: дескать, у территории, на которой увековечена светлая память СС, неясная ведомственная подчиненность, то ли земля муниципальная, то ли вообще церковная. Теперь неизвестных антифашистов называют «вандалами». А если найдут, то, неровен час, всерьёз будут судить за самоуправство. Представляете себе этот процесс? «Именем Российской Федерации вы обвиняетесь в том, что накануне Дня Победы разбили памятник гитлеровцам…»
Я, конечно, не юрист, но, по-моему, в комментарии к УК (ст. 39) ясно сказано: «состояние крайней необходимости возникает там, где сталкиваются два охраняемых законом интереса и сохранение одного (более важного) достигается принесением в жертву другого (менее важного). Лицо, оказавшееся в состоянии крайней необходимости, из двух зол выбирает меньшее и путем сознательного нарушения одного из интересов спасает другой, более важный». Такие действия «полезны для общества, правомерны и морально оправданны». Моральный ущерб, который каждодневно наносил городу Москве памятник СС, неизмеримо важнее материальных потерь, понесенных создателями этого сооружения.
Вот очередное опровержение тем, кто пытается перевести в национальную плоскость конфликты, связанные с «пересмотром итогов Второй мировой войны». «Бронзовый солдат» в Таллине – работа эстонского скульптора, прототипом для нее послужил эстонский же солдат-антифашист. Что касается сооружения у метро «Сокол», то среди увековеченных там нацистов только два немца: группенфюрер СС и полковник абвера, отвечавший за борьбу с советскими партизанами. Остальные – персонажи, которые добровольно пошли на службу к оккупантам.
Сегодня, как и в 1941 г., размежевание происходит не между русскими и эстонцами, евреями и поляками, белорусами и литовцами... Нет, это конфликт иного рода. Люди против нацистов.