По предварительным данным, на «Юбилейной» произошел внезапный выброс метана из угольных пластов во время работы проходческого комбайна. Госкомиссия продолжает работу, но специалисты пока не могут спуститься в забой, сообщил журналистам губернатор Кемеровской области Аман Тулеев: «В шахте повышенная концентрация газа метана, мы не можем рисковать. Только когда метан придет в норму, специальная комиссия вместе с горноспасателями спустится в эпицентр взрыва для изучения его причин».
Пока же спасатели восстанавливают системы снабжения шахты, отмечает руководитель отдела пропаганды Главного управления МЧС по Кемеровской области Валерий Корчагин: «С утра работало три отделения горноспасателей. Они занимаются восстановлением систем энергоснабжения и вентиляции шахты. Проверяют состояние перемычек, состояние воздуха, отборы производит проб в шахте».
На совещании с участием полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина Аман Тулеев заявил, что будет добиваться смены собственника и управленческого состава на всех шахтах компании «Южкузбассуголь», потребовав отозвать у компании лицензию на ведение горных работ. Однако позже губернатор скорректировал первоначальную позицию: «Если отобрать лицензию, то получается, что останавливаются все двенадцать шахт и филиалов. А они обеспечивают углем не только металлургов Кузбасса, но и металлургов Липецка, металлургов "Северстали". Обстановка сейчас очень сложная. На том же Западно-Сибирском металлургическом комбинате запасов угля [осталось] на четверо суток» .
Председатель Профсоюза работников угольной промышленности России Иван Мохначук поддержал инициативу губернатора Тулеева о смене хозяина «Южкузбассугля»:
- Негоже лишать весьма перспективную компанию, добывающую 80% коксующегося угля, лицензии, поскольку в этой компании работают более 30 тысяч человек. Тогда люди останутся без работы. Кто им будет платить зарплату? как содержать семьи? Я думаю, что это неправильно. Не компании, не все люди виноваты в том, что произошла одна трагедия, вторая трагедия… ряд действий руководства, который ведет к систематическому нарушению правил безопасности.
- Здесь более правильно было бы включить рычаги правоохранительного органа, прежде всего, наверное, прокуратуры, и спросить с тех лиц, которые давали указания, либо с их молчаливого согласия были произведены действия, которые привели к этим трагедиям.
- В горном деле давно уже все изучено и известно. Много ученых сделали на этом имя. У нас был очень сильный Институт горного дела имени Скочинского, в котором исследовались горные процессы, давались рекомендации, которые применимы и применяются по сей день во всем мире. Опасные пласты, которые мы отрабатываем, есть во всех странах мира, в том числе в Америке, в Германии, в Австралии. Там тоже бывают аварии. Но то разгильдяйство (я по-другому назвать не могу), которое наблюдается в менеджменте данной компании, наверное, [ тоже] имеет место быть.
Г лава совета директоров «Евразхолдинга» Александр Абрамов сегодня заявил в Новокузнецке, что его компания выкупит у своих партнеров пакет акций «Южкузбассугля» уже в ближайшее время. Сейчас «Евразхолдинг» и менеджмент угледобывающей компании владеют «Южкузбассуглем» на паритетных началах. Г-н Абрамов опровергает расхожее мнение, что собственники предприятия экономили на инвестициях:
- Работы стали вестись на очень высокопроизводительной технике, самой современной. Очень много было сделано и в части обеспечения безопасных условий труда. Это тоже привело к повышению технической насыщенности предприятий. [Была установлена] д ействительно сложная техника, оборудованная самыми современными компьютерными системами, что резко повышает требования к персоналу, в особенности, техническому.
Аварии на горных предприятиях можно исключить, лишь соблюдая технику безопасности во всей ее полноте, считает профсоюзный лидер Иван Мохначук:
- У нас есть несколько основополагающих документов - Правила безопасности, Правила технической эксплуатации машин и механизмов, Правила ведения взрывных работ и соблюдение технологии. Вот при соблюдении этих четырех параметров на горном, угольном предприятии аварий и взрывов не должно быть априори. Но если какой-то из элементов (а там фолианты, целые труды [ их описывают]), нарушаются в чем-то, то в особо опасном производстве, в угольном производстве, в шахте, где есть метан, есть угольная пыль, которая взрывается, любая небрежность может привести к таким авариям и трагедиям. Поэтому, конечно, в основе всего должны лежать элементы и методы безопасного ведения работ. А все остальное потом приложится в большом объеме и количестве, если будет соблюдаться безопасность.
Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков полагает, что требуется усилить контроль государств над угольной отраслью:
- Вместе с подъемом цен на уголь пошел спад [производства]. Производительность труда растет медленнее, чем хотелось бы и ожидалось бы, отрасль [по-прежнему] требует технического перевооружения. И нтенсивность труда шахтеров возрастает. Естественно, шахтеры начинают пренебрегать мерами безопасности.
- То, что произошло в Ульяновске, это чисто человеческий фактор (хотя сегодня уже списать все на человеческий фактор стало невозможно). Совершенно очевидно, что стали выявляться те болезни, о которых мы еще год назад предупредили государство и общество. Мы с рядом моих коллег [тогда] выступили с большой статьей в «Российской газете», где предупредили, что если мы не пойдем на дополнительные меры по поддержке угольной отрасли, то произойдут трагедии. К сожалению, наши слова подтвердились более чем. Произошли страшные трагедии, причем одна из них самая крупная по числу погибших.
- Сегодня износ оборудования под 80%. Устарели системы безопасности. Сегодня многие шахты работают на очень большой глубине, на очень тонких пластах. Необходимы серьезные меры по дегазации шахт ; огромное количество метана там находиться - вплоть до того, что этот газ добывать и направлять в котельн ые и куда угодно.
- Кузбасс одна из наиболее рискованных территорий. Там не просто 55% добывается (российского угля - РС), там очень высокий уровень газа, очень высокий уровень активности пластов. Произошедшие две трагедии подтвердили правило - рвется там, где тонко.