Прежде на фестивале «Кинотавр» существовал еще и международный конкурс, но потом его отменили. Однако и на площади, и в разных программах фестиваля иностранные фильмы все же показывают.
Например, вчера вечером в Зимнем театре демонстрировали картину Стивена Содерберга «13 друзей Оушена». Показали за день до мировой премьеры. Это важно и для фестиваля, для его репутации, и для компании «Каро-Премьер», которая отвечает за показ картины в России. Еще в Сочи прилетел французский актер Венсан Перес, снимавшийся, в частности, в картинах «Сирано де Бержерак» и «Индокитай». На «Кинотавре» он представляет картину, которую будет снимать режиссер Вадим Шмелев, называется она «Код апокалипсиса».
Что до конкурсной программы фестиваля, радоваться пока особо нечему. Разве что замечательной работе маленькой Насти Добрыниной, сыгравшей главную роль в мелодраме Ярослава Чеважевского «Кука». Это фильм без особыхпотуг на авторское самовыражение. Он вызывает симпатию уже потому, что в нем рассказана история о храброй маленькой девочке и добрых взрослых, которые пытаются ей помочь. В ролях заняты Дина Корзун, Марина Голуб, Павел Деревянко, Юрий Колокольников, и из них режиссер составил хороший актерский ансамбль. Сценарий, как водится, грешит несообразностями, сам фильм, конечно, предназначен не киноманам, а нормальным зрителям, но многие кинокритики, измученные патологией, выдаваемой за норму, в других фильмах, склонны отнестись к нему дружелюбно.
Еще одна лента конкурсной программы «Кинотавра» называется «Яр», она сделана по мотивам повести, написанной в 1915 году Сергеем Есениным, режиссером Мариной Разбежкиной. Марина Разбежкина — в прошлом документалист, она дебютировала в художественном кино фильмом «Время жатвы», который был включен в конкурсную программу Московского кинофестиваля. «Яр» — это история молодого человека, который пробует порвать с патриархальным миром, при этом неся беду и смерть в этот самый мир. Фильм снят оператором Ириной Уральской в очень изысканной манере, однако визуальный ряд здесь играет первую скрипку. Само повествование невнятно, причинно-следственные связи пропущены, большие паузы не насыщены психологическим содержанием, а потом добраться до сути истории практически невозможно. Марина Разбежкина говорит, что Карев, герой «Яра», — это, по сути, сам Есенин, но Есенин был человеком открытого и очень русского темперамента, а Михаил Евланов, исполнитель роли Карева, внешне похож на героев американских блокбастеров, а его персонаж кажется совершенным интровертом.
Получается, что три из четырех фильмов конкурсной программы сделаны, что называется, с претензией, а если честно, они претенциозны. Только «Кука» совершенно бесхитростна и простодушна. Возможно, что ей повезет хотя бы в прокате.