Фильм «Груз-200» режиссера Алексея Балабанова удостоен премии Российской гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр».
Алексею Балабанову 48 лет. Он родился в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института, кинематографическое образование получил в Ленинграде. Работал на Свердловской киностудии. В кино дебютировал в конце восьмидесятых годов с документальными фильмами, первая его полноформатная художественная картина «Счастливые дни» вышла на экраны в 1991 году. Среди самых известных работ этого режиссера - картины «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Жмурки», «Мне не больно».
Фильм «Груз-200» - ретро-хоррор из позднесоветских времен. Как охарактеризовал его сам режиссер, это фильм – «о моменте слома эпохи».
Об Алексее Балабанове говорит кинокритик Дмитрий Савельев.
– Действие фильма происходит в 1984 году. Черненко доживает последние дни. Это - конец советской жизни. Действие происходит в русской провинции. История довольно жуткая, пересказывать ее, наверное, не стоит. В ней есть и эксгумация трупа десантника-афганца, и изнасилование с помощью бутылки, и песня Юрия Лозы «На маленьком плоту», и сильнейшее чувство любви маньяка (а главный герой – больной провинциальный милиционер) к своей жертве.
Это, конечно, не бытовая история. Это – метафора. Это – условное кино, притом, что оно снято в гиперреалистической манере. Оно снято очень спокойно и просто, приближено к телевизионной эстетике, но это осмысленная, взвешенная простота. Фильм, вообще, очень гармоничен. Он может быть прочитан, в том числе, и как воспоминание о замечательной советской жизни, которая благополучно доехала до сегодняшнего дня и никуда не делась.
Мне не по душе определение Балабанова как «русского Тарантино». Оно не вполне точно, особенно применительно к фильму «Груз-200». Можно было играть с такой характеристикой в случае с фильмом «Жмурки». В нем Балабанов сделал намеренно черную комедию из жизни 90-х и, конечно, ориентировался и на опыт Тарантино, как образец жанра. Но это был его частный опыт. Он не имеет отношения к творчеству Балабанова в целом. И тем более не имеет отношения к фильму «Груз-200». Это совсем не смешно. История так умело снята молодым оператором Симоновым, что метафизическая жуть просто дышим с экрана.
Вокруг фильма было очень много дебатов. Балабанова укоряли в том, что он предает гуманистические ценности русской культуры. Но претензии к нему – это претензии тех, кто считает, что он позволяет себе говорить о вещах, которые должны оставаться в зоне молчания.
«Груз-200» – это абсолютно бескомпромиссный фильм. Это – самый бескомпромиссный фильм Балабанова. На мой вкус, это его самый лучший фильм.