Ссылки для упрощенного доступа

Российские либералы: опасности для России Лукашенко уже не представляет


Александр Гозман: «Думаю, уже прошло время когда Александр Григорьевич он мог претендовать на серьезные политические позиции в России»
Александр Гозман: «Думаю, уже прошло время когда Александр Григорьевич он мог претендовать на серьезные политические позиции в России»

В Москве состоялась международная конференция «Белоруссия и Россия: как реализовать стратегию партнерства». Участники конференции обсудили российско-белорусские отношения в области политики и экономики, а также сотрудничество двух стран с соседями. Организаторами конференции стали представители правых партий России и Белоруссии.


Международная российско-белорусская конференция проходила в зале редакции газеты «Известия». В президиуме конференции находились организаторы - руководители партии «Союз правых сил», депутат Госдумы России Владимир Рыжков, лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько, его заместитель Ярослав Романчук и другие. На столе президиума - государственный флаг России, флаг «Союза правых сил», и белорусский бело-красный флаг, знакомый россиянам по периоду правления Станислава Шушкевича.


На вопрос о том, почему на столе нет государственного флага Белоруссии, лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько ответил: «История Белоруссии не начинается с 1994 года, когда состоялись президентские выборы, она не начинается с Александра Лукашенко, и она не ограничивается даже советским периодом. Она гораздо дальше и глубже. И если под бело-красно-белым флагом писалась первая Конституция, писанная в Европе, мы это не должны забывать и вычеркивать».


Имеют ли сегодня российско-белорусские отношения реальную экономическую основу? На этот вопрос в ходе конференции обратил внимание лидер партии «Союз правых сил» Никита Белых: «Как мне кажется, на сегодняшний день во внешней политике России отношение к Белоруссии очень неоднозначное. Год назад мы восхваляли темпы роста Белоруссии, ставили их в пример, президент встречался с Лукашенко, пожимал ему руку и говорил, как все замечательно. Год назад, после выборов президента Лукашенко, мы вместе с Ярославом Романчуком опубликовали статью, где говорили о том, что эти отношения базируются на неких административных договоренностях, а экономические отношения гораздо более сложные и не предполагают такого облобызания друг друга. То есть экономика Белоруссии во многом дотируется и поддерживается за счет российской экономики, и когда мы перестанем друг друга поддерживать из-за каких-то политических соображений и начнем считать деньги, эти отношения изменятся. Свидетелем этого была вся страна в конце 2006 года, когда президент теми же самыми цифрами, теми же самыми аргументами, о которых говорили мы, объяснял, что нельзя так поддерживать экономику Белоруссии, как ее поддерживает Россия. И вот тогда в головах у общественности стало формировать какое-то недопонимание - как это, мы год назад говорили о том, что у них все замечательно, а сейчас говорим, что на самом деле все не так».


Заместитель председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман не верит в идею единого российско-белорусского государства, в том числе из-за позиции президента Лукашенко: «Единой страны быть не может. Потому что за эти годы в Республике Беларусь сформировались все структуры, пусть не демократические, к сожалению, но структуры независимого государства. Ни белорусская элита, ни белорусский народ не отдадут эту независимость, потому что кому-то этого в России захотелось. Плакать по этому поводу можно сколько угодно, но это уже прошло. Даже Господь не может сделать бывшее не бывшим. Вот и все, Белоруссия - независимое государство. Но мы считаем, что в силу исторических, культурных, личных, лингвистических, каких угодно связей между страной Россией и страной Белоруссией отношения между Россией и Белоруссией могут быть значительно более тесными, чем просто дружественные отношения между соседями. Мы считаем, что это должны быть особые отношения, они должны выражаться не в том, что мы будем одной страной, а в каких-то достаточно понятных вещах, а именно: свобода передвижения всего - людей, капиталов, рабочей силы, товаров; равные права. Но на пути вот этого больше всего виден один человек - Лукашенко Александр Григорьевич. Потому что пока сохраняется его диктатура в Белоруссии, ничего подобного быть не может. Потому что, например, снять таможенные барьеры полностью, забыть про это дело, как про страшный сон, можно тогда, когда твой сосед, с которым ты об этом договариваешься, предсказуемый, транспарентный, контролируемый и так далее. С диктатором нельзя договариваться».


Фактор Александра Лукашенко угрожает сегодня всему Содружеству независимых государств, считает лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько: «Проблемы Белоруссии не ограничиваются территорией страны. И есть недооценка того, что происходит в Белоруссии. Лукашизм, о котором мы говорим, который является государственной идеологией, это на самом деле неоавторитарная идеология, во многом она закономерна. Это реакция на проблемы и сложности переходного периода, и в Белоруссии особенность ее в том, что она присутствует в кабинетах власти, она на уровне принятия решений. И страну фактически превратили в такую экспериментальную лабораторию, и лукашизм поставлен здесь на поток, и это - экспортный товар, который пользуется популярностью на всем постсоветском пространстве. Другое дело, что не во всех постсоветских республиках он присутствует в коридорах власти, но он очень популярен на уровне ментальном, на уровне поддержки отдельных социальных групп, особенно тех, кто живет ностальгией по прошлым временам. Это сделало Лукашенко достаточно популярным человеком. На самом деле, если называть вещи своими именами, то Лукашенко есть никто иной, как лидер сил реванша на всем постсоветском пространстве, и его поддерживают различные структуры левого патриотического толка, в нем они видят человека, с которым можно было бы организовать некий крестовый поход за воссоздание ценностей старой советской империи».


Для России фактор Лукашенко уже опасности не представляет, несмотря на сильные авторитарные традиции в стране, убеждён заместитель председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман: «Я думаю, что особых улучшений в ближайшее время ждать не надо, нет оснований. Эта система очень прочна. Она, конечно, когда-то сменится демократией, но просто я думаю, что не сейчас, не в ближайшие месяцы. Сменится обязательно, и для этого и надо работать, для этого нужны парламентские выборы, для этого нужна фракция "Союз правых сил" в Государственной Думе, - для того чтобы все-таки авторитаризм сменился демократией. Но если они говорят об опасности авторитаризма, да, он у нас есть в России, реализуется частично не так, как у них, стилистически не так, как у них, а по сути многое похоже. Думаю, уже прошло время когда Александр Григорьевич он мог претендовать на серьезные политические позиции в России».


XS
SM
MD
LG