На следующий день после открытия кинофестиваля, мы встретились с членами жюри основного конкурса. Принято считать, что призы Московского международного никак не влияют на судьбу режиссера и его фильмы, спрашиваю я у красавца-режиссера Османа Карима. В прошлом году его картина «О Саре» удостоилась Гран-при Московского кинофестиваля. А в этом году он член жюри.
«Конечно, время отразилось, в первую очередь, на моем самочувствии, но и на судьбе картины тоже. В любом случае, время предоставило мне иные возможности, помогла. Это знаете, как штамп — одобрено. Ну, и потом это же был мой первый фильм, дебют и такая награда! Конечно, она помогла мне, иначе я бы не снимал следующих фильмов, возможно», — говорит Осман Карим.
Второй вопрос я адресую председателю жюри австралийскому режиссеру Фреду Скепси (Fred Schepisi). Считает ли он свою фамилию говорящей?
«Скепси — это итальянская фамилия. Много людей с такой фамилией живет в Италии, и в Греции. Вообще, в переводе с греческого "скепсис" значит "правда", я предпочитаю такую версию. Хотя, конечно, занимаясь производством фильмов в наши дни, становишься скептиком», — утверждает Фред Скепси.
Ну, вот и в первый же день вместе с членами жюри мы посмотрели три конкурсных фильма. Один называется «Парк». Это красивое китайское трогательное кино об отношениях отца и дочери. Второй украинский фильм-дебют «У реки», снятый режиссером Евой Нейман по рассказу Фридриха Горенштейна «Старушки». И тут тоже история отношений матери и дочери, но здесь обе уже немолоды. Очевидно, влияние старого итальянского неореализма и грузинских фильмов 1960-70-х годов, а в гротескной стилистике угадывается и влияние Киры Муратовой, если бы она внезапно взялась жалеть и утешать своих героев. Главные роли превосходно сыграны Ниной Руслановой и Марией Полицеймако. «Это фильм о любви, об огромном терпении, о долге, о всепобеждающей любви, о верности», — говорит Мария Полицеймако.
Грузинская картина называется «Русский треугольник». Это несколько путанный детектив. Константин Хабенский и Петр Миронов играют людей, которые воевали в Чечне по обе стороны баррикад, и оба одновременно палачи и жертвы. Молодой юрист, в исполнении Артема Ткаченко, оказывается втянут в их противостояние, и закончившаяся вроде война достает его тоже. На мой вопрос об отношении к героям «Русского треугольника», режиссер Алеко Цабадзе отвечает: «В этом фильме нет виновных. Виновата война».
Обратите внимание, что и в украинском фильме, и в грузинской картине заняты российские актеры, а грузинская лента снималась к тому же на Украине. Вот такая глобализация. Не коснулась она только Китая.