Во время саммита ОЧЭС состоялось много двусторонних встреч, в том числе между представителями России и Грузии. По прибытии в Стамбул руководители министерств иностранных дел России и Грузии Сергей Лавров и Гела Бежуашвили опровергли распространившуюся в СМИ информацию о том, что собираются обсудить некое подобие сделки по Южной Осетии. Согласно сообщениям газет, взамен на уступки по ВТО Тбилиси предложит Москве прекратить все контакты с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и вести диалог с главой временной администрации Цхинвальского региона Дмитрием Санакоевым.
Между тем, корреспондент РС в Грузии Георгий Кобаладзе все же получил подтверждение, что такой план действительно существует. После июньской встречи президентов Владимира Путина и Михаила Саакашвили грузинские политики и эксперты вновь заговорили о положительных подвижках в процессе грузино-осетинского урегулирования. Некоторые тбилисские газеты даже утверждают, что официальная Москва согласилась на сдачу своих позиций в Цхинвальском регионе. Российские политики подобные заявления не комментируют.
По данным из источников в государственной канцелярии Грузии, суть плана состоит в том, что Тбилиси предлагает Москве предоставить Южной Осетии широкую автономию в составе Грузии. Имеется в виду подписание по сути федеративного договора «о разграничении полномочий между центром и регионом» и соглашения о бессрочном пребывании российских миротворцев в зоне конфликта. Грузия даст согласие на вступление России в ВТО и снимет требование о легализации контрольно-пропускных пунктов на югоосетинском и абхазском участках российско-грузинской границы. Однако Москва должна отказаться от поддержки нынешнего президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты
Без Эдуарда Кокойты и его структур урегулировать ситуацию в Южной Осетии нельзя, убежден российский политолог Сергей Маркедонов: «Наверное, президенту Кокойты свойственны какие-то деструктивные действия и заявления. Наверное, и у него не все в порядке с логикой, но очевидно, что без этой стороны, которая имеет ресурс популярности, которая имеет определенные симпатии, путь к миру невозможен. Но если, конечно, мы понимаем под мирами именно мир, а не простое восстановление территориальной целостности Грузии».
Сергей Маркедонов также считает, что грузинские власти не берут в расчет мнение осетинского населения региона: «Эта схема могла бы быть рассмотрена как логичная и интересная, за исключением одного "но". Один субъект здесь совершенно не учитывается – это тот народ, то население, которое проживает не в альтернативной, а в реальной Южной Осетии. Ни для кого не секрет, что альтернативная Южная Осетия не в осетинских селах находится, а в селе Курта, в грузинском селе, которое местное население называет злым, потому что очень многие грузины, которые там проживают, принимали участие и в эксцессах по отношению к осетинскому населению в начале 90-х годов (назовем это политкорректно), и в боевых действиях во время грузино-осетинского конфликта. Народ Южной Осетии здесь не учитывается. Люди, которые живут на Кавказе, предлагают какие-то схемы для Кавказа, должны учитывать, в том числе, и традиции. Надо, прежде всего, понимать и учитывать то население и его интересы, которое проживает в Южной Осетии, или в Абхазии, или в Карабахе, или в любой «горячей» точке. Руководство Грузии много говорит о том, что оно прозападное, что учитывает западные стандарты. Так вот, главный западный стандарт – это не статус Южной Осетии, а то, как люди там будут жить, как они будут учиться, каковы будут их права: права граждан, права человека, гуманитарные права».
В том, что Дмитрий Санакоев все же пользуется доверием осетинского население, убежден редактор тбилисской газеты «24 часа» Паата Вешапидзе: «Санакоев – представитель [осетинской] элиты никак не меньше чем Кокойты. Он и воевал и награды имеет. Он один из тех, кто составлял эту элиту. Так что его поддерживают и осетины, и грузины».
Главный эксперт Фонда исследования стратегии и межнациональных отношений Грузии Арчил Гегешидзе считает, что реализация новых миротворческих идей официального Тбилиси зависит от многих факторов: «Сама эта идея нуждается в легализации, поддержке со стороны мирового сообщества и, конечно, со стороны местного населения, чтобы эта идея стала популярной. С одной стороны, проекты, которые осуществляются сейчас на месте, достигаются поддержкой большей части местного населения. А на внешнем фронте, ставится цель как-то легализировать этот процесс. Начались признания международными институтами Санакоева и саму эту идею, эту модель урегулирования конфликта. Но опять же без российской поддержки никакая модель не сработает».
В эти дни глава временной администрации Южной Осетии Дмитрий Санакоев находится в Брюсселе. Он приглашен для выступления на заседании комитета парламентского сотрудничества Грузия-Евросоюз. Это первый приезд «параллельного» представителя Южной Осетии на европейское мероприятие подобного уровня.